Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные


lit.na5bal.ru > Литература > Урок
Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе
Цели урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

  • совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;

  • подготовка к сдаче ОГЭ.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Введение в тему урока. Мотивация познавательной деятельности. Постановка целей.

СЛАЙД 1

На экране вам представлены полотна известных русских художников (И.Грабаря и Цыганова) с изображением березы.

И.Грабарь писал: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и рисую».

Какие чувства вызвали у вас просмотренные картины? (Легкости, свежести, радости, очарования)

Какими средствами передали художники трогательный образ березки? (Посредством цвета, красок).

Слайд 2 (музыкальный отрывок)

Прослушайте отрывок музыкального произведения французского композитора Френсиса Лея из кинофильма «История любви». Каким настроением наполнена музыка любви? (Светлой грусти, нежной любви).

Какими средствами отображает гармонию чувств, красоту окружающего мира композитор? (Посредством музыкальных звуков, из которых рождается мелодия и аккомпанемент).

СЛАЙД 3 (С.Есенин «Береза»)

Ученик читает стихотворение «Береза», а на экране видео-ролик на тему «Береза» С.Есенина. Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения? (красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)

При помощи чего поэт показывает красоту березы? (при помощи художественных средств)

Вывод: В художественной литературе поэты рисуют словами, которые обладают и прямым и переносным значением.

СЛАЙД 4 Еще Константин Паустовский, восхищаясь богатством русского языка отмечал:

«С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Вопрос: Ребята, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

( тропы, изобразительно - выразительные средства)

Тема нашего урока: « Изобразительно - выразительные средства в русском языке». СЛАЙД 5

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

(находить в тексте и определять выразительные средства)

Правильно, а с какой целью мы будем это делать?

( Решать тесты ОГЭ, готовиться к экзамену)

Почему же этот вид работы включён в ОГЭ?

(очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли) .

2. Повторение и углубление ранее изученного материала

Итак, сегодня на уроке мы будем работать с изобразительными выразительными средствами. Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи. Способность слова воздействовать на человека отмечали многие известные поэты и писатели. На дом вам было предложено найти и выписать высказывания об образности, яркости,красочности и богатстве русского языка.

1.Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).

2. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский).

3. Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет…  (Н. Браун).

4. Язык всем знаниям и всей природе ключ.  (Г. Р. Державин).

3.Повторение теоретических знаний:

Выразительность речи достигается разными способами и средствами: СЛАЙД 6

- Какие средства художественной выразительности вам известны? (лексические, синтаксические)

Задание: Вспомнить и записать все известные лексические и синтаксические средства художественной выразительности (1минута), найти и обменяться информацией с тремя одноклассниками (2 минуты).

Назовите эти средства.

СЛАЙД 7

Задание: – Вы правильно перечислили средства художественной выразительности. Сможете ли вы определить их функции. Проверим ваши знания, выполним тест.

СЛАЙД 8

4.Углубление знаний

Успешная сдача экзамена зависит от того, как вы овладеете важнейшим умением : находить и определять средства выразительности в предложениях. Человеку дано богатое воображение. Изучая окружающий мир, он находит связи, аналогии сходства между предметами или явлениями (реальные или вымышленные) и отражает итоги своих наблюдений в языке, слове. Так рождаются слова-тропы, слова с переносным значением, которые неизменно связаны с прямым значением слова по смыслу.

Посмотрите на экран. СЛАЙД 9.

МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства (по форме, цвету, функции, производимому впечатлению и т.д.)

Задание: Определить, в прямом или переносном значении употребляется выражение «человек испарился»? (в переносном, это метафора) В прямом значении «вода испарилась». Объединяющий признак – способность бесследно исчезать.

«Провалиться на экзамене» - метафора, на основе ощущений: провалиться вниз - потерпеть неудачу.

«Пожар сердца» - метафора, общий признак – интенсивность: охватывающее все пламя – охватывающее человека чувство.

СЛАЙД 10.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неживых предметов.

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

Задание: Определить, что перед вами: олицетворение или эпитет. На каком основании произошел перенос значения слова.

«Часы идут» - олицетворение, передвижение человека – передвижение стрелки по циферблату.

«Зеленая молодежь» - эпитет, объединяющий признак – незрелость (например, зеленая клубника)

«Шепот волн» - олицетворение, на основе звуковых ассоциаций: способность человека разговаривать – способность издавать звуки волнами.

«Холодный взгляд» - эпитет, на основе ощущений: не излучающий тепла _ равнодушный, безучастный.

«Черные мысли» - эпитет, на основе впечатлений от цвета – мрачный, безрадостный, связанный с трудностями жизни.

5.Практическая работа.

Распределить словосочетания, заполнив колонки следующей таблицы. (Ответы: метафора - 1,3,5,6,8; эпитет - 2,7,9; олицетворение – 4,10)

6. Объяснение теоретического материала.

Иногда метафору называют скрытым сравнением. От скрытого сравнения вам необходимо отличать такое изобразительно-выразительное средство, как «обычное», классическое сравнение. У последнего есть ряд грамматических средств выражения. Сравним эти два лингвистических явления.

СЛАЙД 11.

7.Практическая работа

Определите, в каких предложениях используется метафора (олицетворение) или сравнение.

  1. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник (А. Ахматова)

  2. Ветви сочною дугою Перегнулись над водою, Как зелёный водопад; Как живые, как иглою, Будто споря меж собою, Листья воду бороздят… А. Фет

  3. И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи (В. Высоцкий)

  4. И там, светясь, в тумане тонет Глава безмолвного кремля… Н. Рубцов

  5. И тогда обиделось Время и застыли маятники времени (В. Высоцкий)

  6. Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии, артиллерия во всякой войне (Папини)

  7. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов)

  8. Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз (В.Маяковский)

  9. Там, где, словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… В. Брюсов

  10. Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру (Н. Гоголь)


8. Разбор задания ОГЭ.

Разберем один из вариантов задания.
СЛАЙД 12

Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

Сначала необходимо вдумчиво прочитать задание, вспомнить определение термина. Что такое олицетворение? (Перенос свойств живого человека на неодушевленные предметы, явления)

Вспомнив значение термина, вы на 50 % выполнили задание. Итак, неодушевленное становится живым, а значит, следует исключить те варианты ответов, где «фигурируют» люди, и сконцентрировать свое внимание на неживых. Внимательно прочитайте варианты ответов и исключите неподходящие. (1,3,4)

Теперь во втором варианте найдите тот предмет, который представляется автору живым. (ответ)

Таким образом, мы выработали с вами алгоритм действий выполнения задания .

СЛАЙД 13

Задание 9.Теперь усложним нашу задачу: вам предстоит найти соответствия .

СЛАЙД 14

10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: найти средства выразительности в стихотворении С.Есенина Береза

11.ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ
Составила и провела Седова Ландыш Миннимухаматовна, учитель русского языкаи литературы I категории.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconНечай Ольга Леонидовна
Б находить изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconПлан урока русского языка в 10 классе Тема: «Выразительные словообразовательные средства»
Методы и приёмы: фронтальный опрос, выполнение теста, взаимопроверка, сообщение учащегося, объяснение нового материала, беседа, выполнение...

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Стихотворение А. С. Пушкина «Няне»
А. С. Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта; развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять...

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconУрок русского языка в 10 классе Тема: Фразеологизмы как изобразительно-выразительное...
Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconРазработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение...
Название работы: Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи»

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconМетодическая разработка урока русского языка в 10 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы. Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconУроке русского языка в 8 классе по теме: «Обособленные определения и приложения»
После сообщения темы урока учителем ученики сами формулируют цели, ставят перед собой задачи

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Печенкина Татьяна Орестовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Русский Камешкир Пензенской области

Изобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные iconУрока русского языка в 9 классе по теме «Как успешно выполнить экзаменационные задания?»
Образовательные: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Лексика», «Грамматика», подготовка к выполнению части с...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную