Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна


lit.na5bal.ru > Литература > Урок
МКОУ Благовещенская СОШ

Урок русского языка в 10 классе
Тема. Периоды в истории развития русского языка


Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна,

учитель русского языка и литературы, ЗДВР

2012

Цель урока.

Расширить знания учащихся о трёх периодах развития языка, уметь соотносить понятия «период» и «возникновение языка», отработать орфографические и пунктуационные навыки

Ход урока

Организационный момент

I. Проверка домашнего задания

1. Задания 2, 3 к упр. 26 выполняются на доске.

2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.

3. Орфографическая разминка.

- Составьте словарный диктант «Орфограмма - гласная в чередующихся корнях».

Например:

Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу

- Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

II. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос.

  • Назовите три периода истории развития русского языка.

  • Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?

  • В каком веке возникает письменность?

  • Какие произведения, знакомые вам по урокам литературы, относятся к первому периоду в истории развития русского языка? Приведите примеры. (XII век: «Слово о полку Игореве», XI век: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Повесть временных лет».)

2. Работа над текстом (анализ текста).

Учащиеся записывают под диктовку отрывок текста из упр. 27, затем проводят самопроверку по учебнику на с. 13 (можно записать отрывок, например 3-ий и последний абзацы).

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой язык - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. (142 слова.)

  • Определите основную мысль текста. (На каждом этапе развития общества язык вступает в новый период своего исторического развития. Язык требует к себе пристального внимания, бережной заботы.)

  • Почему нельзя делать прогнозы о путях развития зыка? (Язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и реагирует на разного рода «внешние воздействия».)

  • Докажите, что текст написан по современным языковым нормам.

3. Пример из истории. Русский язык эпохи Московской Руси (XIV-XVII века) имел сложную историю. Продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились две основные диалектные зоны - северновеликорусская и южновеликорусская. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него считали характерным: аканье; ярко выраженная редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г; окончание -ово, -ево в родительном падеже единственного числа мужского и среднего родов. В это время большие изменения происходят и в категории времени, и в склонении имен существительных. То есть, язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудно узнаваемым.

- Почему и в связи с чем автор текста упоминает 1750 год?

Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В XVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновении разнородных ЯЗЫКОВЫХ СТИХИЙ.

Почему развитие (возникновение) ЯЗЫКА связывается только с первым периодом и истории русского языка?

Так, большую роль сыграла в развитии языка языковая теория и практика М. В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». А творческий гений Пушкина привел в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причем цементирующей основой стал русский народный язык. Поэтому с А.С. Пушкина начинается современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.)

  • Докажите, что текст написан по современным языковым нормам.

  • Произведите пунктуационный анализ третьего абзаца текста (от слов «Именно поэтому наш язык»... до слов «практическое сознание»).

  • Объясните написание орфограмм в словах в последнем абзаце текста (со слов «Трудно сказать...»).

- Объясните значения слов: динамический, тенденция.

Динамический: 1) ход развития, изменения какого-нибудь явления; 2) движение, действие, развитие; 3) богатый движением, действием.

Тенденция [тэ], [дэ]: 1) направление развития, склонность, стремление; 2) замысел, идея какого-нибудь изложения, изображения (устар.); 3) предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю (книжн.)

III. Итоги урока

  • Что нового вы узнали о периодах в истории развития русского языка?

  • Кто из великих классиков оказал большое влияние на развитие и формирование русского литературного языка?

Домашнее задание

1. Подготовьте связный рассказ о возникновении языка.

2. Повторите правописание приставок.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconУрок русского языка, развития речи и географии в 8 классе на тему...
Авторы: учитель русского языка и литературы Гура Т. В., учитель географии Гаранина С. Б

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconУрока ууд: Познавательные
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы мбоу «сош №4 г. Шатуры»

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconМетодическая разработка урока русского языка в 10 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы. Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconУрок русского языка в 11 классе Дальниченко Р. Н., учитель русского...
...

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconКабинет русского языка и литературы
Валерьевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Кабинет предназначен для проведения уроков русского...

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconУрок русского языка в 10 классе Тема: Фразеологизмы как изобразительно-выразительное...
Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconУрок русского языка в 5 классе Повторение по теме: «Имя существительное»
Валл Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу кочневская сош, Татарского района Новосибирской области

Урок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития русского языка Подготовила и провела: Охохонина Елена Валерьевна iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Печенкина Татьяна Орестовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Русский Камешкир Пензенской области


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную