Павлович Ольга Владимировна
Учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт – Петербурга
Литература
7 класс
Древнерусская литература. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха».
Нравственные заветы Древней Руси
Внимание к личности.
Литература:
1)Учебник Хрестоматия для 7 класса средней школы. Автор – составитель Коровина В.Я. М: «Просвещение», 2013
2)Н.Я. Золотарева, Н.В. Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс
3) Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина Литература. Поурочные планы 7 класс
4) Н.А. Миронова «Анализ произведений русской литературы», 7 класс.
№ урока
| Фрагменты урока
| Аудио-, видео-, интернет - ресурсы
| 7.
| 1. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о древнерусской литературе, познакомимся с ее особенностями и жанрами.
| Звучит ария Пимена из оперы «Борис Годунов»
|
| 2. «Еще одно последнее сказанье,/И летопись окончена моя…» - так заканчивал свой труд монах – летописец в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». Такого же мудрого, понимающего ответственность своего труда, скрупулезно записывающего все важные события жизни России летописца изобразил ( уже знакомый нам) В. Васнецов на картине «Нестор – летописец».
| ссылка картина В. Васнецова « Нестор – летописец»
|
| 3. Современному, неподготовленному к такому чтению человеку непросто понять произведения древнерусской литературы. Попробуем разобраться вместе. Но сначала немного истории.
|
|
| 4. Начало русской литературы относится к 10 веку, когда на Руси появилась письменность. В кельях монастырей монахи – книжники переписывали летописи, поучения. Наибольший интерес вызывали произведения нравственного, поучительного характера, а также исторические сочинения. Книги на Руси ценились очень высоко. Центрами книжности были Киев, Чернигов, Галич, Ростов, Новгород.
|
|
| 5. Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятие христианства, именно тогда возникла необходимость ознакомить Русь со священным писанием, с историей церкви. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. Также возникла необходимость переводить с греческого и болгарского оригиналов большое количество текстов.
|
|
| 6. Какие же основные 3 этапа развития прошла древнерусская литература, существовавшая более, чем 700 лет?
1. 11 – 15 века: творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель выступает как посредник между Богом и человеком. Писатель еще не является собственно автором, сам он ничего не создает, только переписывает Божественные священные тексты. Чуть позже, к 15 веку, появляется интерес к человеку, его мыслям, писатель начинает вносить свою точку зрения в переписываемый текст.
2. конец 15 – 40-е годы 17 века: появление рассудочного начала в писательском творчестве. Зарождается авторское начало, особенно в публицистике, в исторических повестях «Смутного времени». Появляется собственное мнение, появляется вымысел.
3. 40- е годы 17 века – 30-е годы 18 века: восприятие литературного труда как личного дела писателя. Именно в этот период происходит осознание и выражение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд с указанием имени автора. Появляется собственно « художественная литература». Талант осмысляется как Божественный дар.
|
Ссылка
Схема по векам.
|
| 7. А теперь давайте рассмотрим особенности древнерусской литературы:
А) До 1564 года русская лит-ра была рукописной. Создание книги было долговременным делом. Произведения распространялись путем переписки.
Б) Вначале лит- ра была лит-рой сугубо патриотического направления.
В) Произведения создавались на основе исторических фактов. Вымысла не было, а если присутствовали какие- то фантастические элементы, то человек Древней Руси верил, что они происходили на самом деле. Литература преподавала христианскую духовную этику, то есть высокую нравственность.
Г) Долгое время древнерусская литература оставалась анонимной.
|
|
| 8. основные жанры: - житие – жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью. - хождение – жанр путешествия, в котором рассказывается о поездках к святым местам или описание какого – либо путешествия. - Поучение – жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление. - воинская повесть – повествование о военном походе. - летопись – повествование в произведении ведется по годам. - слово – произведение духовной литературы поучительного характера
| Ссылка
Книги с иллюстрациями:-«Житие Александра Невского»
- « Хождение за три моря» Афанасия Никитина - «Поучение Владимира Мономаха»
- «Сказание о Мамаевом побоище» - «Повесть временных лет» - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
|
| 9. Итак, перейдем к « Повести временных лет».
Первым летописцем на Руси считается монах Киево – Печерской лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех князей, которые свои интересы ставили выше общерусских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево – Печерского монастыря. Видимо, тогда он стал трудиться над летописью.
В начале 12 века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из замечательных произведений того времени. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего монастыря Сильвестром. «Повесть временных лет» - плод творчества нескольких поколений летописцев. При переписывании летописи вносились какие – либо добавления, поправки. Летописи велись строго по годам(погодные записи), и вносилось туда все важное, случившееся за год. «Повесть …» начинается от Всемирного потопа. После него сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили всю землю на 3 части. Сыновья Сима взяли восточные страны, Иафета – западные и северные.
От племени Иафета и произошел народ славянский. Затем автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева, о походе Святослава на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою повесть поучения, записи устных рассказов, документы, притчи и жития. Ведущей темой большинства летописных записей становится идея единства Руси.
В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем: см. ссылку За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю. Стр. 52 учебник. Я читаю.
- каков язык сказания?
Древнерусский с церковнославянизмами. - кКакова основная мысль?
Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков, читающий книги найдет в них пользу для души и руководство к жизни.
|
Зачитываю по книги Мироновой.стр. 20-21
« Так начнем повесть сию…»
Портрет Ярослава Мудрого Ссылка
Текст на экране:
«Будете мирно живуще. Аще ( если) ли будете ненавидно живуще, в распрях…, то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша (устроили) трудомъ своим великим» 1054.
|
| 10. А сейчас перед нами еще один князь
Вл. Мономах ( 1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к князю, ценили его за желание сделать Русь единой. Он надеялся, что потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «поучение…», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве.
11. Я прочитаю «Поучение…», а вы попробуйте, пожалуйста, ответить на следующие вопросы:
Учебник стр.53.
| Владимир Мономах – портрет
Ссылка
- Какую цель, по вашему мнению, ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»? - Что советует Мономах своим потомкам?
|
| 12. Рефлексия. Давайте подведем итог. Целью написания данного произведения, безусловно, является просвещение своих потомков. А советует князь им следующее:
«не ленитесь», « напойте и накормите просящего», « не убивайте», « старых чтите, как отца» и т. д.
|
|
| 13. К следующему уроку я попрошу вас прочитать «Повесть о Петре и Февронии».
|
|
| 14. На этом урок закончен, до свидания!
|
| |