Интегрированный урок. 5 класс
Русский язык.
Обобщение и повторение по теме: Орфография.
Литература.
Заключительный урок по басням И. А. Крылова.

МБОУ «Лицей № 8» г. Сосновый Бор
Учитель: Дмитриева Е. И.
Цели урока:
- предметные
Литература:
проверить объем изученного материала – знание басен И. А. Крылова;
выявить умение разбираться в структуре басни, понимать и практически применять мораль басни.
Русский язык:
Закрепить навык применения отработанных орфографических правил (орфограммы корня, правописание безударных окончаний существительных и глаголов).
- регулятивные
Развивать инициативность и самостоятельность учащихся
- коммуникативные
Учить выстраивать текст-рассуждение, выслушивать ответы товарищей
- познавательные
Закреплять умение работать с учебными моделями (русский язык), проводить операции сравнения, анализа, установления аналогий на примере поступков героев басен (литература)
- личностные
Развивать умение оценивать свою работу, поднимать самооценку каждого ученика.
Ход урока.
1.Организация класса. Целеполагание.
Литература.
- С произведениями какого писателя мы знакомились на уроках литературы?
- Сегодня на уроке мы вспомним многие басни, расскажем, чему они нас научили. И. А. Крылов был эрудированным, грамотным человеком и, наверное, он хотел бы, чтобы его читатели тоже были людьми образованными.
Русский язык.
- Какую тему мы заканчиваем по русскому языку? Мы повторим и закрепим правила орфографии, грамотно запишем отрывки из басен любимого писателя.
- В конце нашего путешествия мы найдем клад с сокровищами. Как вы думаете, что за сокровища нас ждут?
Презентация «По дорогам сказки».
- Мы пойдем по сказочной дороге. Нас будет сопровождать ворона. Как вы думаете, почему именно эта птица будет нашей помощницей?
2. Составление плана путешествия вместе с детьми.
1).Прочитать отрывок из басни.
2).Узнать басню.
3).Определить тип орфограмм.
4).Работа учащихся у доски и на путевых картах.
3. Сказочное путешествие.
1 остановка. «Осел и Соловей». Безударные гласные корня, проверяемые ударением.
С.ловей, св.е, засв.стел,л.дов, т.нул, перел.вался, осл.бевал, вд.леке, св.релью, отд.вался.
(Инсценирование басни)
2 остановка. «Лебедь, Рак и Щука». Парные согласные в корне слова.
Лебе.ь, ве.ти, ле.ка, наза..
3 остановка. «Щука». Сомнительные согласные корня.
Опас(?)но, прекрас(?)но, соглас(?)но.
Чтение басни наизусть.
4 остановка. Веселая физкультминутка.
5 остановка. «Тришкин кафтан». Безударные окончания существительных.
У Тришк., по четверт., до печал..
Инсценирование басни.
6 остановка. «Свинья под дубом». Безударные личные окончания глаголов.
Сохн.т, тревож.т.
Кукольное представление басни.
7 остановка.»Волк и Ягненок». Тся, ться.
Напит(?)ся, стремит(?)ся, случит(?)ся.
8 остановка. «Лиса и виноград», «Демьянова уха». «Не» с глаголами.
Не(?)ймет, не(?)умеешь, не(?)жалеешь.
Чтение басен по ролям.
3. Подведение итогов путешествия.
Установите соответствие между нравоучением–моралью и названием басни.
Басня высмеивает:
1).Ложь, корыстолюбие, лесть.
2).Невежество, неумение разбираться в работе.
3).Разлад в делах, самолюбие.
4).Хитрость, лицемерие.
5).Эгоизм, неумение вести дела.
6). Тупость и жадность.
7).Жестокость и агрессивность.
8).Бестолковость, неумение планировать.
9).Нежелание отвечать за ошибки.
10).Навязчивость, нежелание слышать других.
4. Рефлексия. Встреча с дедушкой Крыловым.
-Какие»сокровища» мы сегодня отыскали?
Награждение учеников медальками-пятерками из волшебного сундучка. |