Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением»


lit.na5bal.ru > Литература > Урок



Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015/2016 учебный год)


Номинация:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование


Название работы:

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением»
Автор:

Адякина Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

Место выполнения работы:

МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных

с уменьшительно-ласкательным значением»

Цели урока: продолжить знакомство с суффиксальным способом образования имён существительных; познакомить с образованием и правописанием существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы; воспитывать внимание, доброжелательность.

Оборудование: учебники, словарь Ожегова, русско-чувашский словарь, изделия из лыка (лапти, сувенир – лапти)

ТСО: компьютер, проектор, презентация, фильм русская народная песня «Ах ты, ноченька», доска.

Ход урока

1. Организационный момент. Какая сказочная сегодня погода. Действительно, наша природа прекрасна в любое время года. Иду я в школу и наблюдаю, как чудесно вокруг, как в сказке. Кажется, вот-вот выскочит из сказки лиса и поведёт со мной свою ласковую речь. А вот и сама лиса. С какой же целью она пришла к нам? Давайте её послушаем.

(Я пришла потому, что задумала порадовать вас и наших гостей своим присутствием. Ведь скоро Новый год, наш самый любимый, сказочный праздник. (Дарит открытки). Открытки эти отечественного производства, произведены в 6 классе нашей школы.

2. Проверка домашнего задания, упр. 401

- Какое упражнение вам было задано на дом?

(Нам на дом было задано упражнение 401: прочитать отрывок из сказки по ролям, вспомнить, из какой сказки этот отрывок.

-А вот и волк.

(Инсценировка эпизода из сказки)

-Какие слова используют герои сказки в разговоре? (сестрица, рыбка..)

3. Настрой на прогнозирование темы урока.

1) Определите, как образованы следующие слова (на экране):

Рыбка старичок пенёк снежинка домик липонька реченька горочка пташечка

Думушка блюдце

- Назовём суффиксы: -к- -ок-, -ёк-, -инк-, -ин-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, ышк-, -ишк-, -ц-, -оньк-, -еньк-, -ик, -ек-

2) Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

3) Догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему урока?

Определение темы и задач урока.

Значит, мы сегодня продолжим знакомство с образованием имён существительных, а именно: познакомимся с образованием существительных с уменьшительно-ласкательным значением, научимся правильно писать слова с такими суффиксами.

Работа с учебником. Прочитаем четверостишия С. Маршака в упр. 402 учебника, встречаются ли в них слова с уменьшительно-ласкательным значением? С помощью каких суффиксов они образованы?


1. Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

2. Говорила мышка мышке: - До чего люблю я книжки.

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть.


- А ваши книги не читают мыши? Вы любите читать книги? Какие книги вы прочитали в 6 классе?

Хотя год Литературы близится к завершению, чтение произведений художественной литературы надо продолжить.

3) Выполним 1-е задание: чередование каких согласных происходит при образовании слов книжки, строчки, ножки? Какое значение придаёт словам суффикс –к-?

Часто можно встретить использование суффикса –к- в именах: Колька, Сашка, Юлька. Надо запомнить, что –к- в именах имеет пренебрежительное значение, хотя кажется, что мы называем ласково: Пашка, Галька. А какой суффикс действительно придаёт именам уменьшительно-ласкательное значение? ( Пашенька, Галенька, Юлечка).

- Как ваши мамы ласково называют вас?

- Есть ли такие суффиксы в чувашском языке? (Верук, аннеÇем, чеппемÇèм)

Слайд. Образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Рукавица – (рукавичка), пташка – (пташечка), бумажка (бумажечка), водица (водичка)

- С помощью каких суффиксов образовались эти существительные? (-ечк-, -ичк-).

- Давайте сами сформулируем правило, когда пишется -ечк-, когда -ичк-

Ответы учеников.

Проверим по Слайду.

В суффиксах  -ечк-, -ичк- надо уметь выбрать нужную гласную:

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- луковичка (луковица). В остальных случаях пишется суффикс -ечк- букашечка (букашка)

Учитель составляет таблицу на доске. Запишем в словарик в виде таблицы

Суффиксы

Правило

Примеры

-ичк-

-ечк-

-ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц-

В остальных случаях - -ечк-

водичка

букашечка










1. Определите, с помощью каких суффиксов образованы следующие существительные:


дружок

жучок

петушок

речонка

волчонок

замочек

человечек

подушечка

орешек

реченька



2. Какую особенность можно заметить при образовании слов? (чередование, суффикс в каждом слове стоит после шипящего)

3. Почему существительные так распределены по столбикам? (1 столбик –ок-, 2 –й –ек-)

4. От чего зависит выбор гласной в суффиксе? (от ударения)

5. Какой вывод следует из этого? Можете ли вы сформулировать правило правописания суффиксов –ок-, -ек- ?

Вывод: После шипящих под ударением в суффиксе имён существительных пишется буква о, без ударения - буква е.

Суффиксы

Правило

Примеры

-ичк-

-ечк-

-ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц-

-иц-

В остальных случаях - -ечк-




-ок- (-ек-), -онок- (ёнок-), -онк-

(-енк-)

После шипящих под ударением пишется о, без ударения е






Закрепим правило. Выполним задания в карточках. (Индивидуальная работа)

Круж…к, точ…чка, шапч…нка, кусоч…к, овраж…к, червяч…к, суч…к, пирож…к, собач…нка , луж…к, крюч…к, медвеж…нок, , грач…нок, зайч…нок

Взаимопроверка по слайду, тетрадями поменялись, исправляем красным цветом, оценка.

Этому же правилу подчиняются суффиксы, с помощью которых образуются названия детёнышей.

Кружок, точечка, шапчонка, кусочек, овражек, червячок, сучок, пирожок, собачонка, лужок, крючок, медвежонок, грачонок, зайчонок
Запишем в таблицу и это правило

Работа у доски.

На доске:

Сыночек, носик, василёчек, кирпичик, звоночек

1. Обозначьте суффиксы.

2. Каким же правилом следует пользоваться, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ик-, -ек-?

Это правило найдём в учебнике (Б.) на с. 100. Пользуясь правилом и рассуждением, выполните упр. 251 (Б.) (на плёнке)

Проверка. Чтение с обоснованием, почему выбрали е или и. сыночек пишем -ек-, потому что при изменении гласная выпадает: сыночка, мячик – пишем –ик-, потому что при изменении слова гласная не выпадает: мячика. Заполним таблицу на доске и в словарике.

Суффиксы

Правило

Примеры

-ичк-

-ечк-

-ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц-

В остальных случаях - -ечк-




-ок- (-ек-), -онок- -онк-

(-енк-)

После шипящих под ударением пишется о, без ударения е




-ек-

–ик-,


Если гласный выпадает, пишется ек,

Если не выпадает, - ик





Упр. 404 (А)

1. Прочитаем пословицы, вставляя пропущенные буквы.

2. - Как вы понимаете «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?

(поговорка украшает речь, а пословица не только украшает речь, но и учит жить, воспитывает.)

-Приведите примеры, чему учат или что воспитывают данные пословицы.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

- Что значит слово кузовок? Определить значение слова по словарю С.И. Ожегова.

1. Словарная работа.

Плужком - плуг

Кузовок – кузов.1. Короб из лыка или берёсты.

Лыко-луб молодой липы, ивы,

Луб – 1. Волокнистая ткань растений, по которой перемещаются органические вещества (спец.)2. Пласт, кусок коры липы, вяза и нек-рых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью.3. Волокнистая ткань растений, идущая на выделку пряжи

2.Корпус перевозочного средства, повозки, экипажа

- В старину наши трудолюбивые предки широко использовали изделия из лубка: луб служил строительным материалом, он заменял доску; из лубка делали натуральную обувь. (Показ обуви из лыка). В настоящее время такая обувь считается ценным сувениром для туристов.

3. Списать: 1-й вариант 1-3, 2-й 4-6. (Индивидуальная работа)

Проверка.

Упр. 405

1. Выразительное чтение

2. Выполнение заданий после упр.

Эта русская народная песня исполняется и в наши дни. Послушаем песню и посмотрим клип. А вы обратите внимание на красоту природы. Природа прекрасна во все времена года. Отдохнём чуточку.

Соответствует ли мелодия содержанию песни? (Мелодия так же, как и слова песни, грустная). А почему слова чуть отличаются от текста в учебнике? (Это народная песня, а в народных песнях, как и в русских народных сказках, встречаются варианты.

-Какое слово с уменьшительно-ласкательным значением прозвучало в начале песни?

С правописанием этих суффиксов познакомимся по учебнику на с 153.

Слайд. Знакомство с суффиксами –ОНЬК- -ЕНЬК-.

Прочитайте правило, заполните таблицу

Самостоятельная работа

- Ещё с помощью каких суффиксов образуются существительные с УЛ значением, прочитаем на с. 152. Обратите внимание на окончание существительных.

Сделайте схему выбора окончания.

Сущ. среднего рода

мужского рода неодушевлённые о

сущ. женского рода

сущ. мужского рода одушевлённые а

Упр. 409. ( Работа в паре)

Устно: один ученик читает слово, другой образует слова с УЛ суффиксом, чётко выделяя окончание.

Сосед – соседушка, зерно – зёрнышко…


Суффиксы

Правило

Примеры

-ичк-

-ечк-

-ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц-.

В остальных случаях - -ечк-

лестница-лестничка

троечка, времечко

-ок- (-ек-),

-онок- -онк-

(-енк-)

После шипящих под ударением пишется о, без ударения е

речонка

реченька

-ек-

–ик-,


Если гласный выпадает, пишется ек,

Если не выпадает, - ик

замочек – замочка

ключик- ключика

-оньк-

-еньк


После твёрдых согласных

После мягких согласных

берёзонька

доченька


--ушк-, -юшк-,

-ышк-, -ишк-

У существительных женского рода и одушевлённых существительных мужского рода на конце пишется а, у существительных среднего рода и существительных мужского рода неодушевлённых на конце пишется о

дума-думушка

скворец – скворушка

поле - полюшко

дом – домишко

-ец-

-иц-

В м.р.

В ср. р.перед ударением

Ж. р.

Ср. р.после ударения

горец, красавец

пальтецо, письмецо

красавица

креслице



Слайд. Познакомимся с суффиксами, в которых пишутся буквы е и и:

В м.р. -ЕЦ- (горец)

В ср. р.перед ударением (пальтецо) Е

Ж. р. (красавица)

Ср. р.после ударения (креслице) И

А теперь закрепим то, что мы изучили на этом уроке, а также повторим пройденное на предыдущих уроках на тренажёре «Фраза».

Закрепление. Работа на электронном тренажере «Фраза».
Творческий диктант. Образовать от данных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Нож, нора, окно, голубь, дело, диван, зеркало, палец, поле, доля, Боря,, брат, петух, река, сын, груша,

Проверка.

Ножечка, норочка, окошко, голубушка, дельце, диванчик, зеркальце, пальчик, полюшко, долюшка, Борюшка, братишка, петух, реченька, речонка, сынок, сыночек, грушенька

Вывод.

Домашняя работа. 413, выполнить все задания после текста. Готовить новогодний костюм.

Выставление отметок.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconНоминация: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование. Название работы
Название работы: Урок русского языка по теме Правописание ь после шипящих на конце имён существительных

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconУрок русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать...

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconУрок по учебному плану. Тема урока: «Предложный падеж имен существительных 2-го склонения»
Цель урока: познакомить учащихся с падежными окончаниями имен существительных 2-го склонения в предложном падеже

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconУрок русского языка в 5 классе Повторение по теме: «Имя существительное»
Валл Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу кочневская сош, Татарского района Новосибирской области

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» icon«Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных»

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconИнтегрированный урок. 5 класс Русский язык. Обобщение и повторение...
Закрепить навык применения отработанных орфографических правил (орфограммы корня, правописание безударных окончаний существительных...

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconУрок русского языка в 12 классе. Урок обобщение по теме «Односоставные предложения»
Все предложения безличные. С их помощью поэт показывает отношение к России, её необычность и таинственность

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением» iconУрок по географии и литературе по теме: «Что значит «хождение за...
Житникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы, Десятникова Ирина Юльевна, учитель географии. Интегрированный...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную