Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы»


lit.na5bal.ru > Литература > Документы
Приложение к Семинару – практикуму

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы».
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ закладываются основы культуры речи, которые предполагают не только знания и соблюдение языковых правил, но и умение использовать в речи выразительные средства языка, средства образности через ознакомление детей с произведениями разных литературных жанров (слайд № 2).

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка(слайд № 3) .

Дети в стихах улавливают музыкальность, ритмичность русской речи; сказки раскрывают перед ними выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями(слайд № 4).

Читая детям художественные произведения используются разнообразные методы и приемы (слайд №5, 6)но более эффективным (как показывает практика) является практический метод - театрализованная деятельность, (как один из видов игровой деятельности). В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети свободно пользуются обобщающими словами, развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов (слайд №7).Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы; способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. Наиболее яркой характеристикой речи детей является активное освоение разных типов текстов(слайд №8)в процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.(слайд №10)

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Ведущая деятельность дошкольника – игра. Поэтому, объединив игру и сказку, мы получаем универсальную схему, которая помогает всесторонне развивать детей, используя в работе по ознакомлению с художественной литературой такие направления (слайд № 12).

Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей: словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи (слайд № 13) .

Работа над сказкой в дошкольном возрасте, при правильной организации воспитательной работы как нельзя лучше даёт возможность детям практически усваивать основные правила грамматики родного языка и пользоваться ими в устной речи, потому что сказка, «как образное отображение мира – наиболее близка и интересна детям»

А. Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, победы добра над злом, которое дарит нам сказка. Открывая дверь в мир сказок, постигая духовно-нравственные  ценности их героев, мы открываем дверь во внутренний мир ребенка, даем ему возможность и развиваем способность отзываться на добро, искренность и человечность. И пока душа ребенка откликается на волшебство гуманных чувств и поступков людей, есть надежда, что этим чувствам не только в сказке, но и в жизни не будет конца»

К сожалению, сегодня у многих детей-дошкольников уровень речевого развитияниже возрастной нормы.Восприятие различных оттенков речи, звукопроизношения, нарушение просодической стороны речи в целом – не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс чтения сказки тесно связан со всеми разделами речевого развития. Уникальным примером образности языка является язык сказок. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка и развитие речи в целом.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказка учит думать, анализировать, обобщать, рассуждать, приобщает ребенка к духовным ценностям, знакомит с окружающим миром, развивает воображение, фантазию, а так же заставляет ощутить целый «букет» чувств – радость, жалость, негодование, сопереживание и т.п. Учитывая интерес детей к сказке, силу ее воздействия на ребенка, мы широко используем ее с учебно-развивающей целью в разных видах деятельности: ознакомление с художественной литературой, окружающим миром, в игре, при развитии математических представлений, театральной деятельности (слайд №14).

Приложение №2

Задания для воспитателей

«Фантазеры»

Выбрать любое случайное слово и написать

На буквы выбранного слова придумать новые слова

На придуманные слова придумать законченные предложения

Зафиксировать полученные предложения

По полученным результатам придумать сказку или веселую историю.
«Что было бы, если…?»

Случайным образом взять подлежащее и сказуемое.

Соединить их вместе и задать риторический вопрос: «Что было бы, если…?»

Придумать на заданный вопрос сказку полученного явления.
«Перевирание сказки».

Выбрать сказку

Выбрать любых из героев и изменить их образ, действие на противоположные.

Изложить старый сюжет сказки с измененными героями.
«Небылицы»
Выбрать два различных по содержанию слова (пес и шкаф)

Соединить их вместе с помощью предлогов (пес на шкафе)

Придумать историю с полученными словосочетаниями.



«Оживлялка»
Выбрать сказку и определить в ней неодушевленные предметы.

Наделить неодушевленные предметы человеческими жизненными привычками.

Придумать новую сказку, сохранив старый сюжет.
«Перевирание сказки»


«Заменить главного героя сказки на героя с противоположными привычками».

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» icon«Р азвитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники»...
Название работы: «Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники»

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» iconМетодическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами триз»
«Развитие связной речи детей среднего возраста через использование приёма сравнения при составлении загадок»

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского...
Сказка как жанр художественной литературы

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» iconРазвитие связной речи учащихся с неродным русским языком
В московских школах обучается много детей, для которых русский язык не является родным, поэтому важным направлением курса русского...

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» iconЛитература как искусство слова
Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» iconТема: «использование методов мнемотехники в развитии связной речи...

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» icon«Прогулка в зимний лес»
Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, творческого...

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе (интегрированный курс) для 7 класс
Введение человек – главный объект изображения художественной литературы. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым...

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» iconМетодические рекомендации. Тема: «художественные произведения детской...
Детская литература – это искусство. Как искусству, ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных...

Тема: «Развитие связной речи посредством художественной литературы» icon«Роль и значение сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственном производстве»
«Развитие речи младших школьников». Эта проблема нашла своё практическое применение в исследовательских работах учащихся. Написание...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную