Рабочая программа учебного предмета «Литература»


страница1/3
lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоюгинская средняя общеобразовательная школа

636714 село Новоюгино Каргасокский район Томская область

Ул. Центральная № 74 телефон (253) 37-1-40 – директор / факс (253) 37-1-40

E-mail: novougino@yandex.ru

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол №___ __________________ ________________

От «__»___ ___г. «__»________ _____г. «__»_______ ____г.


Рабочая программа учебного предмета

«Литература» 10 класс, базовый уровень

Разработана

Лобановой С.И.,

учителем русского языка

и литературы

п. Новоюгино

2014 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 10 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Литература» на основе программы МО РФ под редакцией В.В. Агеносова, А.Н.Архангельского.

Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический и календарно-тематический планы с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; перечень учебно-методического обеспечения и список литературы.

Цель изучения предмета «Литература»:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

  • формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • освоение историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Общая характеристика курса.

Стержневой методологической идеей программы для старших классов является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого-возрастным особенностям старшеклассников. Подросток не довольствуется элементарным чтением и анализом произведений, ему свойственно стремление к пониманию общих закономерностей, к воссозданию цельной картины мира.

 Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и – шире – культурно-исторического процесса.

Особое внимание в программе уделяется единству теории и практики. Ключевые понятия теории литературы, связанные с подвижным, изменчивым литературным процессом (романтизм, реализм, натурализм, образ художественный, точка зрения героя, рассказчика и автора и др.), предлагается вводить не абстрактно, не на уровне обособленных формулировок, а на основе анализа конкретных произведений конкретных авторов. Тем более что многие из этих произведений (особенно пушкинской и гоголевской эпохи) учащимся уже знакомы по курсу литературы 5—9 классов. С одной стороны, это несколько упрощает задачу подготовки школьников к восприятию единого литературного процесса, к усвоению историко-культурных принципов изучения литературы, с другой — усложняет ее. В большинстве случаев образцовые произведения русских классиков известны десятиклассникам поверхностно, на недостаточно глубоком уровне. Оперировать знаниями, полученными в младших классах, приходится весьма избирательно, чтобы не сужать и не упрощать общее представление о золотом веке русской словесности. Из этого следует, что параллельно с изучением нового материала неизбежно придется обращаться к усложненному повторению некоторых особенно значимых текстов («Бедная Лиза» Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тарас Бульба» Гоголя и др.), что полностью соответствует принципу диалектического возвращения к условно-известному на новом витке развития: от простого к сложному и через сложное к простому.

Период, изучаемый в 10 классе, играет особую роль в формировании русской национальной культуры. С одной стороны, невозможно изучить в пределах годичного курса набор ключевых текстов отечественной классики, с другой — нельзя лишать учащихся права расширить свой кругозор за счет дополнительного материала. Программа построена таким образом, чтобы учитель мог воспользоваться ее материалом как полностью, так и частично — в соответствии со своим собственным учебным планом, реальным количеством часов, уровнем подготовки учащихся и возможностями школьной библиотеки. При этом основной материал всегда отделяется от дополнительного.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа на обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе из расчета 3 учебных часа в неделю.

Учебно-методический комплект «Литература. 10 класс» состоит из учебника «Литература» в 2 частях под редакцией А.Н. Архангельского..

Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Основными видами деятельности  школьников по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • подготовка рефератов, презентаций, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий: 

  • тестовая технология;

  • информационно-коммуникационная технология;

  • технология проблемного обучения;

  • интернет-ориентированные технологии;

  • исследовательский метод;

  • индивидуальное и дифференцированное обучение,           

  • а также различных методов и форм обучения: 

  • словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция), в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление биографических справок, составление формально-логической модели).

  • наглядных: метод иллюстраций, метод демонстраций (показ видеофильмов, кинофильмов, фрагментов спектаклей, мультимедийных презентаций)

  • практических: словарная работа, различные виды пересказа, выразительное чтение, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы

  • Основными формами контроля  являются:

  • тестирование, проверяющее знание учащихся изученных теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творческого пути писателей;

  • сочинения (классные и домашние) по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений, которые позволяют увидеть  сформированность у учащихся конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических,  а также навыков анализа, систематизации информации, умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.

Формы контроля:

  • диктант терминологический;

  • комплексный анализ текста;

  • осложненное списывание;

  • тест;

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

  • составление диалога на заданную тему;

  • составление текста определенного стиля и типа речи;

  • сочинение (описание пейзажа, помещения);

  • составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок;

  • работа с деформированным текстом.


Содержание курса
Введение.

Русская литература конца XVIII—XIX века — основа российской культурной традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих принципах. Представление о золотом веке русской литературы, хронологические границы и духовно-нравственное содержание понятия.

Русская литература конца XVIII — начала XIX века.

Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Кризис идеалов Просвещения. От культа разума к культу сердца. Зарождение европейского сентиментализма. «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (в отрывках). Особенности восприятия идей европейского сентиментализма в отечественной культуре. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как поворотный пункт в развитии отечественной литературы, образец русского сентиментализма и предвестие русского романтизма, национальное своеобразие; жанр исповеди; образ рассказчика (повторение). Русские писатели конца XVIII века и предромантическая эпоха.

Общая характеристика творчества Г. Р. Державина. Философская и анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снигирь», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Ода «Бог». Басенное творчество И.А.Крылова («Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Лягушка и Вол»).

Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу.

Теория литературы: сентиментализм и романтизм в русской литературе, роль рассказчика в повествовательной прозе, отличие позиции автора от позиции рассказчика и позиции рассказчика от позиции героя.

Поэзия русского романтизма.

 Общее представление о художественных идеях, основных создателях поэзии русского романтизма (обзор). Роль В. А. Жуковского в зарождении русского романтизма. Романтическое двоемирие, тема невыразимого, трагизм и несерьезность как сюжетные принципы баллады. Полемика о народности литературы, поэтический спор П. А. Каренина с В. А. Жуковским. Роль Жуковского в создании литературного общества «Арзамас». Жанры поэзии русского романтизма: элегия, дружеское послание. Элегия «Мой гений» и послание К. Н. Батюшкова «Мои Пенаты»: исповедь романтика, тоскующего по классическому идеалу.

В. А. Жуковский. Баллады «Светлана» (повторение), «Людмила», «Лесной царь», «Теон и Эсхин». Лирические стихотворения «Невыразимое», «Сельское кладбище» (повторение), «Певец во стане русских воинов».

К. Н. Батюшков. Послание «Мои Пенаты». Элегия «Мой гений» (повторение).

Теория литературы: жанр поэтического послания, романтическая элегия.

Русская литература и зрелый европейский романтизм

Принципы романтического историзма в романах Вальтера Скотта, местный колорит, национальная традиция. Один из исторических романов писателя на выбор учителя (в отрывках). Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу. «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (повторение). «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина. Романтическая личность и творчество Дж. Г. Байрона. «Стансы к Августе». Поэма «Шильонский узник». Байронизм и русская поэзия. Романтическая личность в русской литературе: образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (повторение).

Теория литературы: жанр исторического романа.

А. С. Пушкин.

Личность писателя, основные периоды творчества, статус общенационального гения. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX века. Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы; Пушкин о Чацком. Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом. Любовная лирика «Михайловского периода» и новый образ лирического героя; тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике Пушкина.

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня» (повторение), «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк» (последние три — повторение), «Подражание Корану», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Я вас любил...» (повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэмы. «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Драма «Борис Годунов».

Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная повесть.

Поэты пушкинской поры.

 Отличие понятия «поэты пушкинской поры» от понятия «поэты пушкинской эпохи». Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и безыскусственность как стилистическая норма. Идеалы гуманности в русской литературе золотого века. Предшественники Пушкина: Д. В. Давыдов («Современная песня»). Поэты, развивавшиеся обособленно от него: А. В. Кольцов («Песня пахаря», «Лес»). Наставники, ставшие литературными друзьями: П. А. Вяземский («Первый снег»). Представители следующего литературного поколения: Д. В. Веневитинов («Поэт»), А. И. Полежаев («Песнь погибающего пловца»). Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев («К временщику»). Собственно поэты пушкинской поры: А. А. Дельвиг («Не осенний частый дождичек...», «Вдохновение»), Е. А. Баратынский («Две доли», «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок...» (повторение), «Последний поэт», «Пироскаф». Поэма «Эда»).

Теория литературы: поэтический цикл (на материале «Сумерек» Е. А. Баратынского); лирический сюжет.

Европейская литературная ситуация конца 1820—1830-х годов.

Романтизм и натуральная школа.

Поздние немецкие романтики. Творчество Э. Т. А. Гофмана. «Золотой горшок». Социальная проза О. де Бальзака. «Отец Горио». Влияние французского натурализма на развитие реалистических тенденций в русской литературе. Тема денег в романтической и натуралистической прозе европейских писателей 1820—1830-х годов. «Последний романтик» Г. Гейне. Поэма «Германия. Зима» (отрывки).

Теория литературы: представление о реализме и натурализме как о литературных направлениях и творческих методах.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 9 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 6 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 8 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 7 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература» Класс: 6
Программа разработана на основе примерной программы стандарта второго поколения и авторской программы «Литература» Курдюмовой Т....

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «обществознание»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего образования составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса истории


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную