|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоюгинская средняя общеобразовательная школа 636714 село Новоюгино Каргасокский район Томская область Ул. Центральная № 74 телефон (253) 37-1-40 – директор / факс (253) 37-1-40 E-mail: novougino@yandex.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы Протокол №___ __________________ ________________ От «__»___ ___г. «__»________ _____г. «__»_______ ____г. Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10 класс, базовый уровень Разработана Лобановой С.И., учителем русского языка и литературы п. Новоюгино 2014 г. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 10 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Литература» на основе программы МО РФ под редакцией В.В. Агеносова, А.Н.Архангельского. Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический и календарно-тематический планы с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; перечень учебно-методического обеспечения и список литературы. Цель изучения предмета «Литература»:
Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
Общая характеристика курса. Стержневой методологической идеей программы для старших классов является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого-возрастным особенностям старшеклассников. Подросток не довольствуется элементарным чтением и анализом произведений, ему свойственно стремление к пониманию общих закономерностей, к воссозданию цельной картины мира. Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит задачу подготовки учащихся старших классов к восприятию единого литературного и – шире – культурно-исторического процесса. Особое внимание в программе уделяется единству теории и практики. Ключевые понятия теории литературы, связанные с подвижным, изменчивым литературным процессом (романтизм, реализм, натурализм, образ художественный, точка зрения героя, рассказчика и автора и др.), предлагается вводить не абстрактно, не на уровне обособленных формулировок, а на основе анализа конкретных произведений конкретных авторов. Тем более что многие из этих произведений (особенно пушкинской и гоголевской эпохи) учащимся уже знакомы по курсу литературы 5—9 классов. С одной стороны, это несколько упрощает задачу подготовки школьников к восприятию единого литературного процесса, к усвоению историко-культурных принципов изучения литературы, с другой — усложняет ее. В большинстве случаев образцовые произведения русских классиков известны десятиклассникам поверхностно, на недостаточно глубоком уровне. Оперировать знаниями, полученными в младших классах, приходится весьма избирательно, чтобы не сужать и не упрощать общее представление о золотом веке русской словесности. Из этого следует, что параллельно с изучением нового материала неизбежно придется обращаться к усложненному повторению некоторых особенно значимых текстов («Бедная Лиза» Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тарас Бульба» Гоголя и др.), что полностью соответствует принципу диалектического возвращения к условно-известному на новом витке развития: от простого к сложному и через сложное к простому. Период, изучаемый в 10 классе, играет особую роль в формировании русской национальной культуры. С одной стороны, невозможно изучить в пределах годичного курса набор ключевых текстов отечественной классики, с другой — нельзя лишать учащихся права расширить свой кругозор за счет дополнительного материала. Программа построена таким образом, чтобы учитель мог воспользоваться ее материалом как полностью, так и частично — в соответствии со своим собственным учебным планом, реальным количеством часов, уровнем подготовки учащихся и возможностями школьной библиотеки. При этом основной материал всегда отделяется от дополнительного. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа на обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе из расчета 3 учебных часа в неделю. Учебно-методический комплект «Литература. 10 класс» состоит из учебника «Литература» в 2 частях под редакцией А.Н. Архангельского.. Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя. Основными видами деятельности школьников по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются:
Для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий:
Формы контроля:
Содержание курса Введение. Русская литература конца XVIII—XIX века — основа российской культурной традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих принципах. Представление о золотом веке русской литературы, хронологические границы и духовно-нравственное содержание понятия. Русская литература конца XVIII — начала XIX века. Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Кризис идеалов Просвещения. От культа разума к культу сердца. Зарождение европейского сентиментализма. «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (в отрывках). Особенности восприятия идей европейского сентиментализма в отечественной культуре. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как поворотный пункт в развитии отечественной литературы, образец русского сентиментализма и предвестие русского романтизма, национальное своеобразие; жанр исповеди; образ рассказчика (повторение). Русские писатели конца XVIII века и предромантическая эпоха. Общая характеристика творчества Г. Р. Державина. Философская и анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снигирь», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Ода «Бог». Басенное творчество И.А.Крылова («Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Лягушка и Вол»). Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу. Теория литературы: сентиментализм и романтизм в русской литературе, роль рассказчика в повествовательной прозе, отличие позиции автора от позиции рассказчика и позиции рассказчика от позиции героя. Поэзия русского романтизма. Общее представление о художественных идеях, основных создателях поэзии русского романтизма (обзор). Роль В. А. Жуковского в зарождении русского романтизма. Романтическое двоемирие, тема невыразимого, трагизм и несерьезность как сюжетные принципы баллады. Полемика о народности литературы, поэтический спор П. А. Каренина с В. А. Жуковским. Роль Жуковского в создании литературного общества «Арзамас». Жанры поэзии русского романтизма: элегия, дружеское послание. Элегия «Мой гений» и послание К. Н. Батюшкова «Мои Пенаты»: исповедь романтика, тоскующего по классическому идеалу. В. А. Жуковский. Баллады «Светлана» (повторение), «Людмила», «Лесной царь», «Теон и Эсхин». Лирические стихотворения «Невыразимое», «Сельское кладбище» (повторение), «Певец во стане русских воинов». К. Н. Батюшков. Послание «Мои Пенаты». Элегия «Мой гений» (повторение). Теория литературы: жанр поэтического послания, романтическая элегия. Русская литература и зрелый европейский романтизм Принципы романтического историзма в романах Вальтера Скотта, местный колорит, национальная традиция. Один из исторических романов писателя на выбор учителя (в отрывках). Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу. «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (повторение). «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина. Романтическая личность и творчество Дж. Г. Байрона. «Стансы к Августе». Поэма «Шильонский узник». Байронизм и русская поэзия. Романтическая личность в русской литературе: образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (повторение). Теория литературы: жанр исторического романа. А. С. Пушкин. Личность писателя, основные периоды творчества, статус общенационального гения. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX века. Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы; Пушкин о Чацком. Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом. Любовная лирика «Михайловского периода» и новый образ лирического героя; тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике Пушкина. Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня» (повторение), «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк» (последние три — повторение), «Подражание Корану», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Я вас любил...» (повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Поэмы. «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Драма «Борис Годунов». Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная повесть. Поэты пушкинской поры. Отличие понятия «поэты пушкинской поры» от понятия «поэты пушкинской эпохи». Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и безыскусственность как стилистическая норма. Идеалы гуманности в русской литературе золотого века. Предшественники Пушкина: Д. В. Давыдов («Современная песня»). Поэты, развивавшиеся обособленно от него: А. В. Кольцов («Песня пахаря», «Лес»). Наставники, ставшие литературными друзьями: П. А. Вяземский («Первый снег»). Представители следующего литературного поколения: Д. В. Веневитинов («Поэт»), А. И. Полежаев («Песнь погибающего пловца»). Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев («К временщику»). Собственно поэты пушкинской поры: А. А. Дельвиг («Не осенний частый дождичек...», «Вдохновение»), Е. А. Баратынский («Две доли», «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок...» (повторение), «Последний поэт», «Пироскаф». Поэма «Эда»). Теория литературы: поэтический цикл (на материале «Сумерек» Е. А. Баратынского); лирический сюжет. Европейская литературная ситуация конца 1820—1830-х годов. Романтизм и натуральная школа. Поздние немецкие романтики. Творчество Э. Т. А. Гофмана. «Золотой горшок». Социальная проза О. де Бальзака. «Отец Горио». Влияние французского натурализма на развитие реалистических тенденций в русской литературе. Тема денег в романтической и натуралистической прозе европейских писателей 1820—1830-х годов. «Последний романтик» Г. Гейне. Поэма «Германия. Зима» (отрывки). Теория литературы: представление о реализме и натурализме как о литературных направлениях и творческих методах. |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 9 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 6 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 8 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 7 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... |
![]() | С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | ![]() | Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
![]() | Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ![]() | Программа разработана на основе примерной программы стандарта второго поколения и авторской программы «Литература» Курдюмовой Т.... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего образования составлена на основе | ![]() | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса истории |