Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»


lit.na5bal.ru > Литература > Документы
Министерство образования и науки РФ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Разработал: преподаватель

русского языка и литературы

Леонтьева Галина Денисовна
Чебоксары

2016

Положительная роль традиционных уроков несомненна. Но однообразие приедается, хочется чего-то нового, что развеселило бы учащихся, пробудило бы у них интерес. Вот тут-то и выручают деловые игры. их можно провести по-разному. Вот некоторые из них, которые я применяю в своей практике.
Урок-головоломка. Этот метод лучше всего использовать при изучении небольших эпических произведений. Например, при изучении рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Выбираю фразу, которая является ключевой в данном тексте: «Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья» [2, 44]. Шифрую эту фразу, даю ключ к разгадке. Учащимся необходимо расшифровать данную фразу, а для этого надо хорошо знать текст. И вот учащиеся ищут, и, конечно же, им приходится читать текст, вникать в сюжет, содержание. Они работают очень увлеченно. Если бы я дала задание просто прочитать текст и ответить на вопросы, это не вызвало бы столь бурного интереса. А тут головоломку решают! И вот, сами того не замечая, они прорабатывают весь текст, а мне остается только проверить степень усвоения текста. Тут тоже не обходится без хитрости. Начинаю с головоломки, а в конце концов разберем весь рассказ: Какая фраза была зашифрована? Кем из героев и с связи с чем она была произнесена? Кто такой Буркин? Как они познакомились с Беликовым? Что представляет собой Беликов? К чему он стремится, каков его идеал? Почему рассказ называется «Человек в футляре»? Учащиеся активно включаются в диалог, потому что они уже хорошо знают текст.

Например, головоломка по драме А.Н. Островского «Гроза».

1. 10 11 13 9 4 14 7 6 9 11 16 4 5 4 1.

2. 9 11 8 14 8 4 12 14 3 9 12 9 11 14 3 13 12 14 6.

Ключ к разгадке:

1 3 10 3 9 4 8 – «От такой неволи от какой угодно красавицы жены сбежишь».

1 3 7 11 5 12 9 3 – «Коли мне здесь опостынет, не удержат меня никакими силами».

13 12 1 4 15 – «Пронзительный мужик». О ком это?

14 3 8 11 17 – имя Дикого.

Разгадав головоломку, учащиеся прочтут названия двух пьес А.Н. Островского.

Ответ:

1. «Бедность не порок».

2. «Не в свои сани не садись».
После изучения творчества того или иного писателя даю кроссворды, которые я беру из журнала «Литература в школе». Иногда небольшие кроссворды готовлю сама или составляют учащиеся. Это задание тоже им нравится, оно помогает расширить их кругозор, систематизировать знания. А иногда даю уже разгаданный кроссворд и прошу озаглавить пункты. Чем сильнее учащийся, тем сложнее у него задание.
Урок КВН. Такие уроки тоже провожу после изучения творчества того или иного писателя. Задания, вопросы разрабатываю заранее. Группы разделяю на две команды по 10 человек (остальные болельщики). Выбирается жюри. Условия игры таковы. Сначала обращаюсь к первой команде. Если команда даст определенный ответ, то ей зачисляется определенное количество баллов. Если команда не справится с заданием, этот же вопрос задаю другой команде. Если они справляются с заданием, то им зачисляются очки за ответ. Следующим заданием обращаюсь ко второй команде. Если они выполняют задание – получают баллы, а если нет, то обращаюсь к первой команде и т.д. такие уроки проходят очень эффективно.
На уроках русского языка устраиваю нечто похожее на соревнование. После объяснения нового материала даю учащимся задание: первый ряд, например, – упр.№ 416, второй ряд – другое упражнение. Эту работу провожу как закрепление новой темы. На доске фиксирую результаты. Какой ряд наберет больше баллов, тот и стане победителем. Жду 5 мину и начинаю проверку. У первого учащегося проверяю задание. Сколько предложений он написал правильно, столько баллов получит их ряд. Результаты записываю на доске. Учащиеся работают увлеченно, каждый болеет за свой ряд. По итогам работы ставлю оценку. Такая работы стимулирует интерес учащихся. Если бы им надо было просто выполнить задание, такого рвения к работе не было бы.
При изучении грамматики на уроках русского языка иногда применяю игру в лото. Готовлю карточки, где написаны слова на определенное правило. В словах пропущены буквы. Карточки пронумерованы. Раздаю карточки учащимся, сама начинаю доставать из мешочка бочонки с номерами. У кого карточка с этим номером, тот идет к доске, записывает там это слово, вставив пропущенную букву, а сидящие записывают это слово в тетради.
При изучении антонимов можно использовать следующий вид игры. Учитель называет слово, учащиеся по очереди должны назвать антоним к данному слову. Кто не сумеет найти антоним, тот выпадает из игры. Победителем становится последний.
Способов активизации работоспособности учащихся много. Нужно только уметь ими пользоваться и смело внедрять их в свою работу.

Литература

  1. Островский, А.Н. Полное собрание сочинений. В 12 т. / А.Н. Островский; под общ. ред. Г.И. Владыкина, вступит. ст. А. Салынского. — М.: Искусство, 1973 – 1980.

  2. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 10. — М.: Наука, 1977.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconЧувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconЗакон чувашской республики 25 ноября 2003 года №36 «о языках в чувашской республике»
Российской Федерации, представленные на территории Чувашской Республики, являются равноправными. Граждане, проживающие на территории...

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» icon2015-2016 учебного года
Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconНовочебоксарска чувашской республики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных...

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconЗакон чувашской республики об образовании в чувашской республике
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Чувашской...

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconПлан-конспект урока на тему: «Приготовление запеченных блюд из мяса и домашней птицы»
Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconУчебное пособие разработано для проведения учебной практики по профессиональному...
Боу чувашской Республики спо «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике...
К 847 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике

Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» iconСборочный чертеж
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную