Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова»


страница1/4
lit.na5bal.ru > Литература > Научно-исследовательская работа
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №55.

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова»

Секция литературы.
Выполнила:

Раханская Екатерина Алексеевна,

ученица 10 «А» класса
Руководитель:

Ильина Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы

г. Хабаровск

2015 год.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5

1.Биографические заметки о Лермонтове….……………………….................6-7

2. Божественное величие духа……………………………………..................8-19

3.Предначертание Лермонтову свыше……………………………………...20-23

4.Роль поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова………………….....................24

Заключение……………………………………………………..…………….25-27

Список литературы………..…………………………………………………28-29

Приложения

Введение

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была…

М.Ю. Лермонтов «Песнь ангела» 1831г.

Ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но его молитва - тайная. 
В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведениях Лермонтова с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления». Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» - обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. Полным покоем и умиротворением дышат его строки.

Главное, что мы слышим «благодатную силу», «созвучье» этих «слов живых», как сам поэт, чувствуем, пусть и непонятную, но «святую прелесть» этих звуков. И тогда для нас тоже открывается то удивительное состояние, которое так точно выразил поэт. Молитва - это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.

Слова, подобно молитве в русской церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение[2]:
В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

«Молитва» 1839г.
Для исследовательской работы мной была выбрана тема «Молитва как жанр лирической поэзии Лермонтова», во-первых, потому что мне интересно, как относится поэт к вере и Богу. Почему Лермонтов? Да, потому что именно этот поэт в своих произведения обращается к Богу и через молитвенную лиру связывает себя невидимыми нитями с божественным миром. Во-вторых, творчество Лермонтова на тему «Молитва» мне близко по душе. И в-третьих, я сама иногда обращаюсь к Богу, как и Лермонтов, мне так же хочется обрести душевный покой, а читая стихотворения Лермонтова, я как будто вижу в нём родственную душу и начинаю понимать его внутренний мир и ощущения, я обретаю покой и гармонию, мне становятся понятны многие вещи, которые произошли в моей жизни.

Выбранная мной тема актуальна, так как является источником духовного просветления человека. Духовный мир личности всегда должен пополняться и одухотворяться глубокими философскими и морально-нравственными знаниями, следовательно, данная тема актуальна на все времена.

Лермонтов основоположник того нового мироощущения, отраженного в поэзии, которое совместило в себе романтические и народно-православные основы.

В своей поэзии Лермонтов говорил не только о состояниях, не совместимых друг с другом, но и, казалось бы, исключающих друг друга. Он, например, мог писать стихотворения, исполненные мятежного богоборчества, и наряду с ними создавать шедевры, в которых дышит высшая умиротворённость, свойственная только очень боголюбивым душам. Ему хорошо знакомы были как безысходные муки богоотрицания, так и сладость молитвенного единения с Богом. Он изведал не только тяжесть демонического воздействия, но и удостоился волнительных моментов боговедения, редких минут богосозерцания.

Лермонтов, как это ни покажется странным и непривычным, хорошо знал, и что такое молитва, и что такое сияние святости. Бывали моменты в жизни этого «богоборца» и «богоотступника», когда и он, как и всякая христианская душа, знающая Бога, испытывал потребность молитвенного предстояния перед Всевышнем, а главное – не только имел желание молитвы, но и живо ощущал обратную связь с небом.

При имени «Лермонтов» в воображении у определённой части читателей невольно возникает мрачная фигура мятежного и одинокого поэта, гордо противопоставляющего себя всему миру. Однако стоит только вчитаться в первые строки «Молитвы», представить себе молодого человека, стоящего перед образом Богородицы и возносящего Ей свою молитву, чтобы ощутить, насколько односторонни и недостаточны, далеки от истины эти трафаретные штампы[13].

Не может не поражать лермонтовская бескорыстность, его рыцарская обращённость к другому. Себе он не мог отказывать в земном счастье (уж не жду от жизни ничего я), в сопутниках внимательных (я в мире не оставлю брата), в молодости светлой (но я без страха жду довременный конец), в мире упования (и тьмой, и холодом объята душа усталая моя), в тихой, безмятежной кончине (настанет час кровавый, и я паду; и хитрая вражда с улыбкой очернит мой недоцветший гений). Другим он не только желал лучшей жизни, но даже молил о ней. Скорбь бытия не превратила его в брюзжащего циника, не сделала из него угрюмого и озлобленного на весь мир человеконенавистника[14].

Бывают дни, когда молиться так легко,

Что будто на душу молитвы сходят сами,

Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,

Нашёптывает их с любовью и слезами.

В те дни нам жизнь ясней и внутренним глазам

Доступней Промысла таинственная книга,

И чище радость в нас, и крест не в бремя нам,

И благ тяжёлый гнёт возлюбленного ига.

Бывают дни, когда мрак на душе лежит:

Отяжелевшая и хладная как камень,

Она не верует, не любит, не скорбит

И не зажжётся в ней молитвы тихий пламень.

П.А.Вяземский «Молитва»

М.Ю. Лермонтов – сложное и неисчерпаемое явление в духовной истории России. Художник христианского мировоззрения, Лермонтов создал удивительную «молитвенную» лирику. Справедливо замечено, что «молитвенное слово очень многозначно в лермонтовской поэзии» [17].

Объект исследования работы: молитва, как элемент христианского мировоззрения в поэзии М. Ю. Лермонтова.

Предмет работы: роль стихотворений М. Ю. Лермонтова «Молитва» 1837 и 1839 года для нравственно-морального развития общества.

Гипотеза: вопросы религиозности, духовности и нравственно-философских исканий М. Ю. Лермонтова могут быть направлены на духовное развитие и обогащение человека.

Метод исследования:

  • Эмпирический: тестирование читателей, сравнение стихотворений Лермонтова «Молитва» разных годов.

  • Теоретический: анализ литературы, моделирование общего направления исследования.

Цель: проанализировать предначертание стихотворений Молитва М. Ю. Лермонтова с точки зрения нравственно-духовного развития общества.

Задачи:

1.Ознакомиться с биографией М. Ю. Лермонтова. Проследить религиозность поэта в разные этапы его жизни.

2. Провести анализ произведений поэта. Рассмотреть произведения поэта разных этапов жизни.

3. Выяснить предначертание Михаила Юрьевича

4. Проанализировать, почему Лермонтов обращается к Всевышнему.

5. Показать современнику вечность поэзии, обращённой к Богу.

1. Биографические заметки о Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов – славный продолжатель древнего рода Лермонтов. Это очень древний род из Шотландии. Предок Михаила Юрьевича Томас Лермонт был великим поэтом 13 века, который писал мистические пророческие стихи.

Родители М.Ю. Лермонтова отец Юрий Петрович и мама Мария Михайловна познакомились в Кропотово. 15 октября 1814 г. родился Мишель. Когда Михаилу было 3 года умерла его мама, а отец по настоянию тещи Елизаветы Алексеевны уехал из поместья, оставив там сына. 14 лет продлилась борьба вокруг Михаила самых близких ему людей. После смерти отца, в 1832 году Мишель покинул Елизавету Алексеевну и переехал в С.-Петербург, где его творчество приобрело общественный характер.

Это было сложное время в жизни страны. Это было время реакционного удушья последекабристских лет[3].

«Чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи,- писал Герцен о своём поколении, к которому принадлежал и Лермонтов, - надобно было с детства…сжиться с неразрешимыми сомнениями, с горчайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями; надобно было с самого нежного детства приобрести привычку скрывать всё, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней сохранил, а напротив, - давать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать бесконечной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».

Всем этим с избытком был наделён странный, небольшого роста, некрасивый юноша с глубинным, умным взглядом тёмных глаз, казавшихся неподвижными. С четырёхлетнего возраста он уже рифмовал фразы детского лепета, а к семнадцати создал цикл лирических стихов, не всегда зрелых, порой подражательных, но уже поражающих ни на кого не похожими гениальными строфами[9]:
Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу – как неба властелин –

В прекрасном мире – но один.

«Пусть я кого-нибудь люблю…» 1831г.
В самом начале 30-х годов Лермонтов пишет много и увлечённо. То, что «вызревало в безмолвном гневе» и «ложилось на сердце», постепенно превращается в лирическую исповедь века, где лично пережитое приобретает обобщённый характер и общественный смысл.

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. Он умел одухотворять, оживлять природу: утёс, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями – им ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и глубокая, неутолимая грусть.

Лермонтов жил теперь для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии» его духа и совести, - поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее.

Великая вечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность перевоплощаться – в соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности – свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого[5].
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» icon«Научно-исследовательская работа «Психоанализ в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Проблема психологизма одна из кардинальных в изучении творчества Лермонтова. Первым затронул ее Н. Г. Чернышевский, который по праву...

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Антропонимика»
...

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconНаучно-исследовательская работа на тему: “ Мамонты нашего края”
Что я узнала о мамонтах?

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Немцы Оренбуржья»
Вклад немецкого населения в развитие экономики и культуры Оренбуржья

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconВ. И. Коровин Мотивы поэзии Лермонтова: свобода и воля
Эти мотивы приобретают у Лермонтова романтический характер: речь идёт не о конкретной свободе (социальной или политической), но об...

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Анализ загрязнения атмосферного...
Николаев Максим Алексеевич, студент 4 курса гбпоу «Сызранский политехнический техникум»

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconИсследовательская работа на тему: «Статистика и мы»
Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал гиа 9 класса. Наша исследовательская работа будет...

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Тайна квадратного корня»
Поэтому и были придуманы многочисленные формулы и способы извлечения квадратного корня, некоторые из которых относят к Древней Греции,...

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconИсследовательская работа Тема: «Мелодизм в творчестве Михаила Юрьевича...
М. Ю. Лермонтова, становясь с каждым годом и каждым сочинением немного старше. Но, изучая литературное творчество, почему нельзя...

Научно-исследовательская работа на тему «Молитва как жанр лирической поэзии М. Ю. Лермонтова» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Симметрия в жизни человека»
Познание природы и жизни – первая задача человека. И одной из главных ступеней к этой цели является познание симметрии


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную