Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед


lit.na5bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Учитель- логопед:

Исонкина Т.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.

Учитель- логопед:

Исонкина Т.В.

Пояснительная записка

Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса, усвоении грамматического строя речи играет художественная литература. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление, память, воображение ребенка ,обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Важно, чтобы первая встреча с ней произошла как можно раньше, в дошкольном детстве. Разрабатывая перспективный план , учли специфику работы с детьми с ОНР, внесли изменения в список рекомендуемой литературы программы М.А.Васильевой по разделу «Ознакомление с художественной литературой» для старшей и подготовительной к школе групп, в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной и программой Н.В.Нищевой.

Художественные произведения подбирали с учетом возраста детей и лексической темы недели. Ознакомление с художественной литературой можно проводить как на занятиях ,так и в свободное время.

Программно-методическое обеспечение.

Программы:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой.- М.Просвещение,2006 г.

2. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина.-М.1991 г.

3.Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,Т.В.Туманова.- М.Просвещение,2010 г.

4. Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4до7 лет).Н.В.Нищева.-СПБ,2009.

Методическая литература:

1.Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. В.В.Гербова.-М. Просвещение,1987г.

2.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М:АРКТИ,2009г.

3.Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. О.С.Гомзяк.- М:Издательство ГНОМ и Д,2010 г.

4. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. О.С.Гомзяк.- М:Издательство ГНОМ и Д,2010 г.

5.Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Т.И.Бобкова,В.Б.Красносельская,Н.Н.Прудыус,О.И.Спроге.- Сфера,2008г.

6.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост.Р.И.Жуковская, ,Л.А.Пеньевская.- М.Просвещение,1983 г.

7.Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. в 2 кн.авт/сост. С.Д.Томилова.- М.:Астрель: АСТ,2011г.

Лексические темы в старшей группе.


Сентябрь

1-2-я недели - обследование детей.

3-я неделя – «Осень. Название деревьев»

4-я неделя- «Огород. Овощи»

Октябрь

1-я неделя- «Сад. Фрукты»

2-я неделя – «Лес. Грибы»

3-я неделя – «Ягоды»

4-я неделя- «Одежда»

Ноябрь

1-я неделя- «Обувь»

2-я неделя – «Головные уборы»

3-я неделя – «Квартира. Мебель»

4- я неделя- «Кухня. Посуда»

Декабрь

1-я неделя- «Зима»

2-я неделя – «Зимующие птицы»

3-я неделя – «Семья»

4-я неделя- «Новогодний праздник»

Январь

2-я неделя- промежуточное обследование.

3-я неделя – «Домашние птицы и их детеныши»

4-я неделя – «Домашние животные и их детеныши»

5-я неделя- «Дикие животные и их детеныши»

Февраль

1-я неделя- «Профессии»

2-я неделя – «Профессии»

3-я неделя – «Защитники Отечества»

4-я неделя- «Транспорт»

Март

1-я неделя- «Весна»

2-я неделя – «Мамин праздник»

3-я неделя – «Первые весенние цветы»

4-я неделя- «Комнатные растения»

Апрель

1-я неделя- «Инструменты»

2-я неделя – «Космос»

3-я неделя – «Перелетные птицы»

4-я неделя- «Рыбы»

Май

1-я неделя- «Насекомые»

2-я неделя – «Лето»

Лексическая тема : « Осень. Название деревьев»

Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).

Программное содержание: учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки; систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; активизировать словарь по теме «Осень», закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе; воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Лексическая тема : « Огород. Овощи»

Тема: Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

Программное содержание :учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки, учить логическому построению высказывания, развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением ; закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Огород»; развивать внимание, мышление ,связную речь.

Лексическая тема : « Сад. Фрукты»

Тема: Чтение рассказа В.Сутеева «Мешок яблок».

Программное содержание: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения; учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа ;закреплять словарь по теме «Сад. Фрукты», формировать понятия дружба, друзья, взаимовыручка.

Лексическая тема : « Лес. Грибы»

Тема: Пересказ рассказа В.Сутеева «Чей это гриб?».

Программное содержание: систематизировать знания детей об осени в лесу, уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы», формировать навыки пересказа развивать внимание, словесно- логическую память, логическое мышление, стимулировать мыслительную речевую активность.

Лексическая тема : « Лес. Ягоды»

Тема: Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

Программное содержание: учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки, учить логическому построению высказывания, развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, активизировать словарь по теме, развивать внимание, мышление, связную речь, развивать умение согласовывать слова в предложениях, воспитывать взаимоуважение и заботу о близких людях.

Лексическая тема : « Одежда»

Тема: Пересказ адаптированного рассказа Н.Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.

Программное содержание: учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки, учить логическому построению высказывания, закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже; развивать внимание, мышление, связную речь, упражнять в согласовании слов в предложениях, воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом .

Лексическая тема : « Обувь»

Тема: Чтение стихотворений О.Григорьевой «Как ботинки ели кашу»,Э. Мошковской «Ботиночный врач».

Программное содержание: продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия, помогать осмыслить значение образных выражений, развивать чувство юмора, эмоциональную сферу.

Лексическая тема : «Головные уборы»

Тема : Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Программное содержание: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержания рассказа, уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить ,чтобы отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Лексическая тема : « Квартира. Мебель»

Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

Программное содержание: учить детей пересказывать текст подробно ,точно воспроизводя реплики главных героев, закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением; упражнять детей в логическом изложении высказывания, воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Лексическая тема : « Кухня. Посуда»

Тема: Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой».

Программное содержание: учить детей подробно пересказывать художественный текст, формировать навык построения связных монологических высказываний, закреплять знания детей о предназначении различной посуды, развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей, развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой, воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.

Лексическая тема : « Зима »

Тема: Чтение сказки Г.Скребицкого «Четыре художника. Зима».

Программное содержание: учить детей подбирать и применять в речи образные слова и выражения, обогащать знания детей о зиме; формировать навыки творческого рассказывания, воспитывать любовь к природе.

Лексическая тема : « Зимующие птицы »

Тема : Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Снегирь».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с литературным жанром- поэзия, помогать эмоционально воспринимать текст, чувствовать ритм , учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе родственных слов, воспитывать любовь к птицам.

Лексическая тема : « Семья »

Тема: Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек».

Программное содержание: учить детей последовательно пересказывать литературный образец; расширять и уточнять знания по теме, развивать способность к целостному восприятию произведения, упражнять детей в подборе слов- антонимов ;воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста, умение выражать в речи слова переживания.

Лексическая тема : « Новогодний праздник »

Тема: Пересказ рассказа «Новогодняя елка» с опорой на сюжетную картину.

Программное содержание: учить детей последовательно, грамматически верно пересказывать прослушанный текст, развивать чувство ритма, рифмы, юмора, упражнять в употреблении антонимов, воспитывать умение внимательно слушать пересказы других детей.

Лексическая тема : « Домашние птицы и их детеныши »

Тема: Чтение сказки В.Сутеева «Цыпленок и утенок».

Программное содержание: учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать слова текста, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки и называть эпизод, который особенно понравился, воспитывать любовь к животным.

Лексическая тема : « Домашние животные и их детеныши »

Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок».

Программное содержание: формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст, расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже, воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Лексическая тема : « Дикие животные и их детеныши »

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк».

Программное содержание: познакомить с русской народной сказкой , учить сравнивать героев сказки, продолжать учить отгадывать загадки, отвечать на вопросы полным предложением, воспитывать доброе отношение к окружающим.

Лексическая тема : « Профессии »

Тема: Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа».

Программное содержание: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов, воспитывать уважение к взрослым.

Лексическая тема : « Профессии »

Тема: Чтение стихотворения Д.Родари «Какого цвета ремесла».

Программное содержание: обобщать знания детей о профессиях, систематизировать конкретные представления о труде взрослых, воспитывать любовь к труду, людям труда, учить выразительно читать стихотворение.

Лексическая тема : « Защитники Отечества »

Тема: Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра».

Программное содержание: формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст, расширять знания детей о мужестве людей во время войны, учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных; развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки; воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества.

Лексическая тема: « Транспорт »

Тема: Пересказ рассказа Г.Циферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок.

Программное содержание: учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность , связность , плавность и объём, активизировать и расширять словарный запас детей по теме, закреплять употребление существительных в творительном падеже, развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом, воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.

Лексическая тема: « Весна»

Тема: Инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка» в лицах.

Программное содержание: расширять и уточнять представление детей о природе, закреплять умение наблюдать изменения , обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; обогащать речь прилагательными , учить подбирать антонимы, учить передавать интонационно характер действующих лиц; развивать интерес к театрализованной игре; воспитывать артистические качества.

Лексическая тема: « Мамин праздник»

Тема: Заучивание наизусть стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».

Программное содержание: учить запоминать и выразительно читать стихотворение, учить эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание, развивать слуховую память, воспитывать любовь и уважение к маме.

Лексическая тема: « Первые весенние цветы»

Тема: Заучивание стихотворения Е.Серовой «Подснежник».

Программное содержание: развивать поэтический слух, умение связно, грамматически правильно отвечать строчкой стихотворения, развивать память, мышление, речь, помогать детям почувствовать образный язык стихотворения, вызывать эмоциональный отклик, замечать образные слова и выражения.

Лексическая тема: « Комнатные растения»

Тема:Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Программное содержание: развивать произвольное внимание, слух, память, связную речь, формировать умение передавать в речи свои впечатления, своё отношение к героям сказки, эмоционально окрашивать речь, воспитывать умение слушать друг друга.

Лексическая тема: « Инструменты»

Тема: Заучивание стихотворений об инструментах: Р.Сеф «Лопата», В.Лифшиц «Молоток».

Программное содержание: учить детей читать стихотворение наизусть, передавая интонационную выразительность, активизировать и обогащать словарь по теме, развивать память, речевой слух, мышление, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.

Лексическая тема: « Космос»

Тема: Чтение и пересказ рассказа А.Митяева «Первый полет».

Программное содержание: систематизировать и обобщать знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли; совершенствовать умение слушать чтение рассказа и отвечать на вопросы по содержанию; знакомить и объяснять значение слов «иллюминатор», «невесомость», развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературное произведение, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Лексическая тема: « Перелетные птицы»

Тема: Чтение стихотворения А.Барто «Скворцы прилетели».

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение; расширять словарь по теме, упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать выражать свои впечатления в рисунках, развивать память, мелкую моторику, воспитывать умение не перебивая, слушать ответы товарищей.

Лексическая тема: « Рыбы »

Тема: Заучивание стихотворения И. Токмаковой « Где спит рыбка?».

Программное содержание: закреплять знания о повадках рыб, закреплять навыки речевого дыхания, развивать интонационную выразительность речи, творческое воображение; воспитывать интерес к поэзии.

Лексическая тема: « Насекомые»

Тема: Выборочный пересказ сказки В.Бианки «Приключения муравьишки».

Программное содержание: уточнять представления о насекомых, устанавливать взаимосвязь между средой обитания, способом передвижения, строением конечностей насекомых, закреплять понимание и употребление предлогов, обогащать лексику признаками, действиями, родственными словами; воспитывать бережное отношение к природе.

Лексическая тема: « Лето»

Тема: Чтение стихотворений о лете: М. Ивенсен «Что такое лето?» ,«Лето», Л.Некрасов « Лето».

Программное содержание: продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта, закреплять умение в составлении сложно- подчинённых предложений; активизировать и обогащать словарь по теме; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать коллективизм.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconМб доу «Детский сад №59» комбинированного вида Казакова Лариса Александровна...
Конспект логопедического занятия предназначен для детей с общим недоразвитием речи (онр) подготовительной к школе группы

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconВзаимодействие педагогов в рамках реализации творческого проекта
Участники: дети старшей группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный родители

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества ( 2013/ 14 учебный год)
Участники проекта: учитель логопед – Денефнер Г. А., Тарнавская М. А., музыкальный руководитель – Медведева Л. Н., инструктор по...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconПерспективный план углублённой работы «Волшебные клубочки» для детей...
Создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов нетрадиционной техники...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconПроект для детей старшей группы "юный пешеход!” Сергеева Елена Демьяновна...
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconПаспорт проекта Наименование проекта «От зернышка до хлебушка» Авторы проекта
Авторы проекта: Малышева И. В., старший воспитатель, Матвеева Л. Н., учитель-логопед, Протасевич И. В., воспитатель старшей-подготовительной...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconПерспективный план работы по правовому воспитанию детей подготовительной группы на учебный год
Основные направления деятельности уполномоченного по правам ребенка в детском саду

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconМетодическая разработка по теме: «Перспективный план работы в первой...
Игра-путешествие «Стоянка для машин» (в контексте знакомства с игровыми центрами группы)

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconРазвитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой
Ышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с онр. Учитель- логопед iconВот почему все вопросы и замечания наших детей так нас волнуют и...
Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели, родители


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную