Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути


lit.na5bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема урока: А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути.

Поэма «Руслан и Людмила» (пролог).

Цели: Познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина;

Заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта;

Показать влияние народного творчества на будущего поэта;

Ввести в мир пушкинской сказки.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации-вклейки в учебнике-хрестоматии.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Беседа.

Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Что вы знаете о Пушкине?

- Какие его произведения читали, слышали?

4. Слово учителя об А.С. Пушкине.

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежащего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой арапа Ганнибала, любимца Петра 1. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве А.С. Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, к.Н. Батюшков и др.). поэтом-любителем был дядя Пушкина – Василий Львович.

Главную роль в судьбе будущего поэта стало зачисление в открывшийся 19 октября 1811 года Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Там он нашел настоящих друзей: И.И. Пущина, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, П.А. Вяземского. В Лицее они осваивали разнообразные науки. К лицейским годам относятся первые поэтические опыты Пушкина.

Друзьям посвящены многие лирические произведения А.С. Пушкина.

Обратимся к воспоминаниям современников, друзей Пушкина.

Петр Андреевич Вяземский, друг поэта: «Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нём было более любви, нежели негодования».

Петр Александрович Плетнёв, друг и издатель Пушкина: « Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».


  1. Чтение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин».

  2. Работа с портретом А.С. Пушкина.

  3. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

  1. Слово учителя.

Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и напечатал её Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет.

Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Талантливый поэт и переводчик, В.А. Жуковский обладал редким качеством – умением видеть и ценить чужой талант. Еще в 1815 году после посещения им в Лицее, в Царском Селе, юного А.С. Пушкина в письме к П.А. Вяземскому В.А. Жуковский скажет: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

За молодым поэтом надолго установилось прозвание «певца Людмилы и Руслана». А.С. Пушкин открыл читателям неисчислимые богатства народной поэзии: волшебный мир сказок, былин, поверий, обычаев.

Переиздавая в 1828 году свою поэму, А.С. Пушкин присоединил к ней пролог, где подчеркнул сказочную её сторону. Начало пролога воспроизводит записанную А.С. Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано т такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поёт». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый».


  1. Выразительное чтение пролога учителем.

  2. Словарная работа.

Лукоморье – излучина моря, морской залив, бухта.

Неведомый – незнаемый, незнакомый.

Видение – то, что представляется воображению в грёзах.

Витязь – богатырь, храбрый воин.

Чредой – чередой, вереницей, в определенном порядке.

Пленяет – берёт в плен.

Тужить – печалиться, грустить.

Чахнуть – терять силы, здоровье; томиться, мучиться от чего-либо.

  1. Работа с иллюстрациями.




  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение пролога наизусть

Конспект урока внеклассного чтения 5 класс.
Тема урока: И.А. Бунин. «Косцы»
Цели: кратко рассказать ученикам о детстве И.А. Бунина;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин;

Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: портрет И.А. Бунина, репродукция картины А.А. Пластова «Сенокос».
Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Слово учителя об И.А. Бунине.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) провел детские годы в родовом поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Получил домашнее начальное образование, затем четыре года учился в Елецкой гимназии. Будучи отчислен из гимназии из-за неуплаты денег за обучение, он продолжал учиться дома под руководством брата Юлия. Рано начал работать самостоятельно. Работал журналистом, служащим земской управы.

Творческий путь И.А. Бунин начался с поэзии. И.А. Бунин – замечательный пейзажист, мастер необычайно точных, тончайших и выразительнейших подробностей, деталей, оттенков природы: красок, звуков и запахов. Природа в его лирике – источник гармонии, в слиянии с ней человек может почувствовать свою связь с жизнью Вселенной, с вечностью, с Богом. Вот как это выражается в поэтических строках:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые цветы меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав…

И.А. Бунин высоко ценит каждое проявление мира и зовёт читателя восхититься его красотой. Необычайно острые зрение и слух, дар восприимчивости, цепкая память придают изображаемому яркость, непосредственность, свежесть. У читателя создается впечатление, что он видит, слышит, обоняет, чувствует всё, о чем читает:

Леса в жемчужном инее. Морозно.

Поёт из телеграфного столба

То весело, то жалобно, то грозно

Звенящим гулом тёмная судьба.
Молчит и внемлет белая долина.

И всё победней, ярче и пышней

Горит, дрожит и блещет хвост павлина

Стоцветными алмазами над ней.
Писатель одинаково ярко проявил себя и как поэт, и как прозаик, и как переводчик. Награжденный в 1933 году Нобелевской премией, в своём ответном слове И.А. Бунин подчеркнул, что премия принадлежит не столько ему, сколько всей русской литературе, России, верным сыном которой он чувствовал себя на протяжении всей своей жизни.


  1. Чтение статьи учебника «Иван Алексеевич Бунин», её обсуждение и комментарий к эпиграфу.

(нобелевские премии – международные премии, названные в честь их учредителя шведского инженера-химика А.Б. Нобеля. Присуждаются ежегодно (с 1901 г.) за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины и физиологии, экономики, за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира.


  1. Чтение учителем рассказа И.А. Бунина «Косцы».

  2. Беседа по вопросам 1-3 с.10

  3. Работа с репродукциями.


Слово учителя.

Учащиеся рассматривают форзацы учебника-хрестоматии. Учитель обращает внимание учеников, как художник-оформитель разместил репродукцию картины А.А. Пластова «Сенокос»: на развороте – слегка затуманенная центральная часть этой картины, фигуры косцов словно в дымке воспоминаний; на левой стороне – яркая врезка-репродукция меньшего размера, на правой – врезка с цитатами из рассказа Бунина «Косцы».


  1. Чтение статьи учебника «Происхождение моих рассказов (из заметок И.А. Бунина)»

  2. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выполнить задание 4;

прочитать повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Конспект урока по развитию речи 7 класс
Тема урока: Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока: подготовиться к написанию домашнего сочинения.

Оборудование: фильм «Сравнительная характеристика литературных героев».
Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Просмотр учебного фильма и его сравнительная характеристика.

  4. Слово учителя.

Один из сложных вопросов повести – вопрос об отношении к предательству Андрия. Эта проблема, очевидно, волновала и самого писателя. Об этом говорят изменения, которые он внёс во вторую редакцию повести.

Во второй редакции сцены гибели Андрия углублена мотивировка поступков героев, напряженнее динамика событий. Больше внимания уделяется изображению переживаний героев. Так Андрий во второй редакции во время боя представляет себе прекрасную полячку. В первой редакции Андрий показан «подлым трусом», он прячется за спины поляков, молит о своём спасении. Во второй редакции осознание Андрием своей вины изображается не так прямолинейно.

Авторская позиция проясняется при сопоставлении сцен смерти Андрия и Остапа.

Андрий осознаёт свою вину, молчаливо признаёт за отцом право его наказать, но не говорит с ним. Он боится смерти ( «бледен как полотно»), но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает он с именем полячки на устах, оставшись при своём, не смирившись. Он уже сделал свой выбор, и менять его не стал даже перед лицом гибели.

В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическое самопожертвование, твёрдость духа (он не издаёт «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки). Хотя перед смертью «упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

- Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит. Потому что он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие двух братьев: одного казнят как героя, а другого – как преступника.


  1. Обсуждение тем сочинений и работа над планами.

Примерные темы:

«Остап и Андрий – братья и враги»;

«Что такое Тарас?» (В.Г. Белинский);

«Тарас Бульба – характер, рожденный временем»;

«Три смерти»;

«История и вымысел в повести «Тарас Бульба»».
Пример работы над темой «Остап и Андрий – братья и враги»:

1 этап. Расшифровка темы: переформулируйте эту тему в вопросительное предложение.

(В чем сходство и в чем различие братьев?)

2 этап. Сформулируйте ответ на вопрос.

Сходство: одна семья; окружение; воспитание.

Различие: внешность; характер; отношение к войне; отношение к людям.

3 этап. Подбор материала.

К каждому пункту плана подберите конкретный эпизод из текста.

4 этап. Составление плана сочинения.

  1. Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести Гоголя. Проблемный вопрос: почему братья стали врагами?

  2. Основная часть. (этап 2)

  3. Вывод. Моё отношение к героям и их поступкам.




  1. Подведение итогов урока.


Домашнее задание. Написать сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подготовить биографию И.С. Тургенева.

Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк».

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема урока
Тема урока: Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconУрока литературы в 6 классе Тема урока
Цель урока: обобщить знания древних людей о космическом пространстве, используя произведения устного народного творчества

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconКонспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование...
Название работы: Конспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование характера Васютки»

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconУрок литературы в 7 классе. Тема урока: А. С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)
Оборудование: словари, иллюстрации художника Фаворского В. А. к трагедии «Борис Годунов»

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconКонспект урока литературы 9 класс. Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Герои...
Название работы: Конспект урока литературы 9 класс. Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Герои нашего времени». Печорин как представитель...

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconУрока алгебры в 8 классе Тема: “ Свойства числовых неравенств” п....
Цель урока: Актуализировать знания учащихся по теме «Числовые неравенства и их свойства». Обобщение и систематизация материала, изученного...

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconУрока Тема урока Работа в тетради
Планирование уроков литературы в 8 классе (умк под ред. Г. С. Меркина) 2 часа в неделю 68 часов за год

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconТема: «Повторение изученного в 5 8 классах\ (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconКонспект урока по геометрии в 8 классе «Параллелограммы»
Тип урока: урок обобщения и систематизации материала с использованием икт и активных методов обучения на всех этапах урока

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути iconКонспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману...
Название работы: Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную