Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта»


lit.na5bal.ru > Литература > Исследовательская работа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 1 г. Новый Уренгой

Исследовательская работа

Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития

творческих качеств юного музыканта»

Автор работы:

Ефимова Дарья Руслановна, 3 класс

Руководитель:

Бабич Валентина Петровна,

преподаватель.

г.Новый Уренгой

2015 год

Содержание
Введение …………………………………………………………………….…….3

Исторический фактор формирования народной музыки в начале века……….5

Исполнительство от истоков до современности………………………………..9

Заключение ………………………………………………………………………10

Список используемой литературы ……………………………………………..11

Теснейшая связь с народными истоками

отличает русское музыкальное искусство

во все периоды его развития.

Ю. Акимов

Введение.
В современном мире всевозможных информационных технологий, планшетов, телефонов, компьютеров, все же находятся дети, проявляющие интерес к русскому народному творчеству, в частности к игре на народных инструментах.

Народное музыкальное творчество, представляемое разнообразием инструментов, стилей и жанров является эффективным способом развития творческих качеств юного музыканта.

Но зачастую младшие учащиеся мало знают о своем инструменте, об истории возникновения других музыкальных инструментов. В связи с этим мы определили цель нашей исследовательской работы: Проанализировать осведомленность учащегося народного отделения в знании истории своих музыкальных инструментов.

Цели исследования определили задачи нашей работы:


  1. Изучить теоретический материал по теме: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта».

  2. Рассмотреть и изучить материалы об истории народных инструментов: баяна, аккордеона, балалайки, домры.

  3. Провести опрос среди учащихся народного отделения, проанализировать результаты и сделать выводы.


Каковы были методы исследования?
Мы выбрали метод опроса.
В него включили такие вопросы:

  1. В каком веке появился инструмент, на котором ты играешь?

  2. Какие ты знаешь инструменты?

  3. Знаешь ли ты исполнителей на народных инструментах?

  4. Хотел бы ты больше узнать о своем инструменте и как бы это тебе помогло?

В результате опроса учащиеся народного отделения старших и младших классов определили, что в силу своих возможностей мало осведомлены в истории развития своего музыкального инструмента.

Я считаю, что знание об истории возникновения и развития инструментов может помочь юным музыкантам с большим интересом относится к занятиям по специальности и позитивной мотивации к обучению.

Эта проблема является актуальной, так как музыканту необходимо знать происхождение и развитие своего инструмента для расширения своего кругозора.

I Глава. Исторический фактор формирования народной музыки в начале века.

До революции народное творчество создавалось народом, бытовало в народе.

Потребность в красоте, доброте, свободе выражалось в сказках, былинах, песнях, музыке. По содержанию и форме народное творчество отражало нравственное и эстетическое сознание масс ибо народ, как писал великий писатель М. Горький: «Единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них _ историю всемирной культуры»

Хорошо известны слова гениального русского композитора М. Глинки: «…Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем»

Народное творчество с подъемами и спадами, трудностями и борьбой за право на существование постепенно укреплялось, росло количественно, обогащалось в формах и жанрах
§1. Из истории баяна и аккордеона.
Современному баяну предшествовала гармоника. Впервые это название появилось в XVIII веке. В начале 19 века так называли инструменты, напоминающие современную губную гармошку. Звук на этих инструментах извлекается при помощи язычков, которые приводились в колебание струей воздуха.

Губные гармошки в России появились в 30-40-х годах XIX века. Их первыми мастерами были тульские оружейники. В 50-х года позапрошлого века тульский мастер Сизов сконструировал ручную однорядную гармошку.

По её типу стали делать инструменты и другие оружейники Тулы.

Такая гармоника называлась «тульской однорядкой с русским строем» (построена на диатоническом звукоряде).

Вскоре инструмент распространился почти по всей России.

Название местечка, села или города, где изготавливались эти гармоники, переносились и на сам инструмент. Так появились «вятские», «саратовские», «касимовские» и другие гармоники.

Большая роль в усовершенствовании и распространении гармоник принадлежала русскому мастеру Белобородову. В 1861-1862 г.г. им была сконструирована гармоника с полным хроматическим звукорядом. На таких гармониках играли в первом ансамбле гармонистов под управлением Белобородова.

Все употреблявшиеся когда – то в России старинные гармоники можно разделить на два основных типа:

1). Гармоники, у которых каждая клавиша дает при ведении меха в обоих направлениях один и тот же звук.

2). Гармоники, у которых каждая клавиша в зависимости от направления ведения меха дает два разных звука.

Большинство этих гармоник в настоящее время вышло из употребления. Звукоряды старинных гармоник имели строение (лад), характерное для русских народных песен, слагавшихся в данной области, поэтому гармоника считается русским национальным инструментом.

По воспоминаниям мастера музыкальных инструментов П.Е. Стерлигова, в 1903 году к нему пришли моряки с балтийского крейсера «Баян» и попросили сделать гармонику, такую же мощную и сильную, как их русский крейсер. Стерлигов выполнил этот заказ, сделав трехрядную хроматическую гармонику и матросы назвали её «баяном» по имени крейсера. В том же году Стерлигов изготовил еще один подобный инструмент для известного в то время исполнителя на гармонике Орланского – Титаренко. Инструмент также был назван «баяном» в честь легендарного русского певца. С тех пор и до настоящего времени это название сохранилось за русской гармоникой.

Современные инструменты выпускаются баянными фабриками трех разновидностей: готовые, выборные, готово – выборные.

Готовым баян называется у которого 3 , 4, 5, 6 ряд даёт готовый аккорд.

Выборным называется баян, у которого в левой руке готовых аккордов нет, а клавиатура левой руки устроена как правая. Для получения аккорда в левой руке нужно нажать несколько кнопок – набрать или выбрать аккорд, что и определило название баяна.

Впервые такой инструмент был сконструирован Стерлиговым еще в 1904 году. Но он был неудобен (особенности левой клавиатуры). Поэтому в 1918 году появился выборный баян с расположением звуков на левой клавиатуре, как у наших современных баянов: низкие звуки – внизу клавиатуры, высокие вверху.

Готово – выборный (комбинированный) баян совмещает в себе готовый и выборный. У него две системы в левой руке: одна выборная – построена по принципу хроматической правой клавиатуры. Другая – готовая. Такой баян был изобретен также Стерлиговым в 1928 году.

Значительно позже – в 1937 году, четыре подобных инструмента с новой системой механики были изготовлены талантливым красноярским мастером М.О. Голубевым для квартета баянистов имени М.М. Ипполитова – Иванова.

Немалую роль в деле популяризации этих инструментов сыграли прекрасные сибирские мастера Скобелин и Кропочев из Новосибирска, семья Опариных из Агинска, Михайлов и Голубев из Красноярска.

Современные концертные готово – выборные баяны известных московских мастеров Колгина, Фиганова, Малыгина и других мастеров делаются четырехголосными с различными оркестровыми тембрами (регистрами). Они весьма совершенны по конструкции, обладают красивой сильной звучностью, призваны удовлетворять самые высокие требования исполнителей и слушателей.
А теперь об аккордеоне.
Аккордеон – усовершенствованная гармоника. Это сравнительно молодой инструмент.

Мы говорили о гармониках.

Впервые в России стали строиться в «разлив» саратовские гармоники (где II ряд голосов строится чуть выше основного), что впоследствии стало применяться во всех аккордеонах. А вот Елецкая рояльная гармоника является прямым прототипом современного аккордеона. Она была сконструирована в Ельце Орловской губернии в конце 80-х годов 19 века местными мастерами. Она является хроматической, клавиши её на правой стороне расположены в два ряда по принципу клавиатуры фортепьяно.

Несколько ранее - в начале 70-х годов, Белобородов в Туле конструирует впервые хроматические гармоники с клавиатурой как у фортепьяно.

В 1886 году организован оркестр, состоящий из различных гармоник.

За рубежом таких гармоник в то время еще не было и представители иностранных фирм неоднократно предлагали Белобородову продать имевшийся у него патент на инструменты, однако он патент не продал, закрепив, таким образом, бесспорное первенство русских мастеров в производстве хроматических гармоник с клавиатурой, похожей на фортепьянную.

Совершенствуется устройство и объем механики левой руки.

В 20-х годах появляются регистры – переключатели, улучшается внешняя отделка инструмента.

В 1935 году Ленинградская фабрика «Красный партизан» приступила к серийному производству аккордеонов.
§2. Из истории домры балалайки.

Балалайка.

2 декабря 1886 года в музыкальной жизни Петербурга произошло, казалось бы, не столь уже значительное событие: в зале Благородного собрания, где обычно звучала классическая музыка, выступил мало кому известный молодой любитель игры на балалайке Василий Васильевич Андреев.

Когда артист появился на эстраде, неся в руках этот «мужской» инструмент, по залу побежал насмешливый шепот. Но стоило только Андрееву заиграть, как воцарилась тишина: слушатели были поражены красивым звучанием инструмента и виртуозным исполнением. Выступление Андреева завершилось овациями и возгласами «бис». Так русская балалайка вышла на концертную эстраду. Но этому предшествовала богатая история инструмента.

Балалайка распространилась, видимо, в XVII веке, заменив домру, которая упорно подверглась гонениям властей и духовенства, будучи инструментом скоморохов, высмеивавших власть имущих. В отличие от домры с её круглым корпусом, балалайка была треугольной, но число струн – 2,3 и способ игры – бряцание пальцами правой руки по струнам – остались прежними. В XVII и XVIII веках балалайка стала самым популярным в народе инструментом. Под её сопровождение пелись песни, затевались танцы. Народ вкладывал в изготовление любимого инструмента всю свою фантазию и изобретательность, создавая балалайки разных размеров. Затем, в первой половине XIX века балалайка была несколько оттеснена гармоникой. Но в восьмидесятых годах она переживает свое новое рождение.

В.В. Андреев, молодой помещик, большой любитель музыки и театра, однажды услышал игру на балалайке деревенского музыканта. Она так ему понравилась, что он решил, во что бы то ни стало научиться играть на ней. Прошло некоторое время, и В.В. Андреев не только овладел игрой на этом инструменте, но стал подлинным виртуозом. Более того, он усовершенствовал балалайку, увеличив её корпус, число струн. Выступления Андреева явились сенсацией. У него оказались последователи, и через несколько лет в Петербурге было уже 20000 играющих на балалайке. Вокруг Андреева образовался кружок любителей балалайки, из числа которых он составил первый балалаечный ансамбль, с успехом выступавший в России и за границей. А в 1896 году Андреев создал Великорусский оркестр, где балалайкам различного размера и регистрам принадлежит главная роль.

Домра.

Жило в старину на Руси веселое и непоседливое племя скоморохов. Это были музыканты, певцы, шутники, акробаты. Группами бродили они из села в село, из города в город, и всюду, где бы они не появлялись, звучала музыка, песни, начинались забавные представления. Но скоморохи не только веселили народ. В своих песнях и шутках, порой довольно ядовитых, они высмеивали бояр, князей, духовенство, и власти начали на них гонения. Выступления скоморохов запрещались, объявлялись «греховными», и сами они ссылались. Вместе со скоморохами запрету подвергались и инструменты, на которых они играли, в том числе и домра. Как выглядела домра, сейчас уже никто не знает, так как от тех далеких времен (XVI-XVII века) не сохранилось ни одного экземпляра и даже изображения. Но вот в 1896 году основатель оркестра русских народных инструментов В.В. Андреев обнаружил в Вятской губернии странную балалайку с круглым корпусом и тремя металлическими струнами. Исследовав её, он пришел к выводу, что эта круглая балалайка – прямая наследница древней скоморошной домры. Андреев усовершенствовал инструмент и создал целое семейство домр – маленьких и больших – от пикколо до контрабаса, включив их в свой оркестр.
II Глава. Исполнительство от истоков до современности.
В последней четверти 19 века гармоника появляется на эстрадных подмостках. Петр Жуков – гармонист выступал как солист. Невский выступал и за границей. В 80-х годах зародившаяся ансамблевая игра нашла последователей в 90-х. оркестр Белобородова Н.И. 1986 год, появился ансамбль Василия Варшавского, оркестр Хегстрема (1903).

Талантливый петербургский мастер Петр Стерлигов внес свою лепту в реконструкцию гармоники, ставшей в последствии баяном. В 1939 году в Москве проводился Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах, где приняли участие сестры Белецкие, не только первые баянистки, удостоенные звания лауреатов, но одни из первых женщин – баянисток в нашей стране.

Замечательный композитор и исполнитель Николай Ризоль предложил сестрам создать квартет, – который просуществовал 40 лет – получив мировое признание. Очень много гастролировали по стране и за рубежом.

Уральское трио баянистов И. Шепельский, А. Хижняк, Н. Худяков – заслуженные артисты РСФСР.

Киевский дуэт баянисток Т. Мурзина и А. Гоценко – лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады. Этот перечень имен можно продолжать до бесконечности.

В наше время баян и народные инструменты заняли достаточное место на концертных площадках . Наша баянная школа исполнительства признана одной из лучших. О чем говорят международные конкурсы, где наши молодые исполнители становились лауреатами I,II,III премий и Гран При!!

А для широких народных масс проводятся такие мероприятия, как, «Играй гармонь», а по Тюменской области «На завалинке!» Где музыкантам на русских народных инструментах под силу исполнение самых различных произведений – от простых, безхитростных попевок и танцев до сложных оригинальных музыкальных сочинений.

Заключение.

Хочу сказать, что древние обряды, игры, праздники всегда сопровождала музыка. Она помогала людям объединиться в общем настроении , чувстве.

Народные песни и танцы они родились из характера народа. Русские девичьи хороводы неторопливые, лиричны по характеру, дают нам возможность узнать историю наших предков. И мы сохраняя традиции нашего народа встречали Весну , провожаем Зиму , празднуем масленицу , потому что без нашего прошлого нет настоящего .

И нам учащимся народного отделения нужно изучить, исследовать народную музыку – музыку наших предков. Она могущественна, она заставляет нас волноваться, печалиться, радоваться.

В течение месяца мы проводили исследования среди учащихся нашего отделения, которое нам позволило сделать выводы: Что не все учащиеся осведомлены в области истории своих инструментов. И в связи с этим возникло предложение проводить классные часы с такой тематикой на всех отделениях. Я считаю, что знание об истории возникновения и развития инструментов может помочь юным музыкантам с большим интересом относится к занятиям по специальности и позитивной мотивации к обучению.

Список используемой литературы

1. Ризоль. Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. – М., 1986 .

2. Михеева Л. , Арансвский М. Поговорим о музыке. – Л., 1968.

3. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских

народных инструментов. – М., 1987.

4. Мирек А. …И звучит гармоника.- М., 1979.

5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1985.

6.Акимов Ю. Баян и баянисты выпуск 4 – М., 1978.

7.Мирек А. Справочник по гармоникам. – М., 1968.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconТема: «Лучики для солнышка». Русская народная закличка "Солнышко ведрышко"
...

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconИсследовательская работа тема: «Бесконечная, вечная музыка…»
Введение 3

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconИсследовательская работа Тема «Бородино русская Илиада»
Отечественная война 1812 г. — одно из самых выдающихся событий в истории нашей Родины

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconИсследовательская работа тема: «Влияние музыки В. А. Моцарта на человека»
Музыка – это вид искусства. Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Основными элементами и выразительными...

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» icon«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1
«Феномен народной художественной культуры в контексте сохранения и развития института семьи»

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconКурсовая работа по методикам до дубогрызова Г. Н
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего...

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-фестиваль
«Работа над крупной формой в аспекте комплексного развития пианистических навыков и образного мышления учащихся»

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconКонспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская...
Автор: Царегородцева Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей категории

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconРусская народная сказка «Самое дорогое»
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”, углубить и расширить знания о видах народных сказок

Исследовательская работа Тема: «Русская народная музыка в аспекте развития творческих качеств юного музыканта» iconИсследовательская работа Тема: «Графический дизайн»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную