Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков»


lit.na5bal.ru > Литература > Конспект
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества www.educontest.net

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

«Сказка – ключ в мир образов, красок и звуков»

подготовительной к школе группе


подготовила:

Чупахина Светлана Ивановна

музыкальный руководитель

первой категории

МБДОУ №38 «Золотой улей»

г. Бугульмы Республики Татарстан

2014г.

Цель: Вызвать интерес к музыкальному занятию с помощью ярких

музыкальных впечатлений, на основе «Сказки о царе Салтане»

А.С. Пушкина и музыки Римского-Корсакова к одноимённой опере.
Задачи:


  • научить слушать музыку, понимать её настроение, рисовать её в своём воображении;

  • развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;

  • развивать творческие способности, творческую инициативу и самостоятельность детей;

  • на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;

  • продолжать формировать интерес к искусству музыкальному, как классическому, так и народному.

  • обогащать духовный мир детей.


Интегрируемые образовательные области:

  • Коммуникация

  • Социализация

  • Чтение художественной литературы

  • Художественное творчество

  • Музыка


Форма проведения: Развлечение
Предварительная работа:

Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для аппликаций короны и богатырские пояса, а так же для изготовления орешков - пластилин. Заучивание детьми небольших отрывков и отдельных фрагментов: "Белка", "Тридцать три богатыря" и "Царевна-лебедь".

Обучение детей на музыкальных инструментах, танцевальным движениям, а так же хоровое и индивидуальное исполнение.


Звучит вступление к передаче «В гостях у сказки», входят дети.
Исполнение песни «Приходите в гости к нам»
Муз. рук: Ребята, что напоминает вам эта музыка? Каков её характер?
Дети: Характер сказочный, волшебный, музыка напоминает о сказке.
Муз. рук: Правильно! Именно эта песня когда-то звучала в передаче

«В гостях у сказки». Вот и тема нашего занятия тоже сказочная.

А какими же словами начинаются сказки?

Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…

Слайд № 1

Муз. рук: Совершенно верно. Наше занятие посвящено очень интересной

сказке, догадайтесь, начало какой сказки сейчас прозвучит?

Слайд № 2

«Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, –

Говорит одна девица

Я б на весь крещеный мир,

Приготовила бы пир».

«Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря».

Дети: Эти строчки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Солтане»

Слайд № 3 портрет А.С.Пушкина

Муз.рук: Правильно! Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества А.С. Пушкина находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».
Муз.рук: Кого называют композитором?

Дети: Человек, который сочиняет и записывает музыку.

Слайд № 4 портрет Н.А.Римского-Корсакова

Муз.рук: А что такое опера?

Дети: Это постановка на сцене театра, где артисты-герои рассказывают

содержание сказки пением и танцем.

Муз.рук: В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал

А.С. Пушкин. Н.А. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одним из самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда», а происходят все эти чудеса в славном и светлом городе Леденце, в том самом, что…. Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С теремами и садами,

С златоглавыми церквами,

Муз. рук: Опишите, каким вы представляете город, в стихах А.С.Пушкина
Дети: Волшебный, блестящий, величественный.

Муз. рук: Я предлагаю отправиться в этот город на корабле. Согласны?

А поможет нам в этом путешествии музыка. Ребята, подумайте, кто же будет исполнять симфоническую картину?
Дети: Симфонический оркестр.

Дети рассаживаются на импровизированный корабль

Звучит музыка «Океан-море»

Слайд № 5-6-7 показ иллюстрации океана

Муз. рук: Все действие «Сказки о царе Салтане» развертывается у моря или в море. Римский-Корсаков, сам бывший моряк, влюбленный в море в его звучания и краски. Слушая музыку Океан-море, представляешь себе и размашистое движение громадных волн (тяжелые колыхания струнных инструментов), и порывистое завывание ветра и сверкающие блестки звезд.

В конце мелодия затихает, океан-море успокаивается.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Послушайте, как музыка изображает плывущий кораблик, выстрел пушки

отметим хлопком в ладоши.

Звучит музыка «Кораблик» Слайд № 8-9-10
Какое первое чудо мы встретим на этом острове?

Ребёнок: Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра - чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

Белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

В кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли в огороде.
Звучит музыка «Белка» Слайд № 11-12-13-14

Муз. рук: Что можно сказать об этой музыке?
Дети: Весёлая, задорная, звонкая, лёгкая, танцевальная.
Муз. рук: Давайте, для белочки слепим угощение,

может быть, она появится?

Проводится лепка "Орешки".
В это время из своего домика выходит белка.

Белка: Ой, сколько орешков! Да какие все красивые! Я вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они играть на музыкальных инструментах?

Исполнение рус. нар. мелодии «Во саду ли в огороде»

(звучание на муз. инструментах по К.Орфу)

23 февраля 035
Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем царстве-государстве бывают празднества? А как вы веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете?

Муз. рук: А вот какие!

Девочка: Эх, раз, ещё раз! Мы поклонимся сейчас.

Начинаем перепляс, постараемся для вас!

Исполнение русский народного танца

«Калинка»
23 февраля 041
23 февраля 038


Белка: Мне очень понравилась ваша пляска, такая веселая, задорная.

А игры народные вы знаете?

Игра «Гори, гори, гори ясно»

Белка: Хорошо веселиться с вами красны,

но мне пора в свой домик, до свидания, друзья! (уходит)
Муз рук: Какое второе чудо мы встретим на этом острове?

Ребёнок: Там еще другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны как на подбор –

С ними дядька Черномор…
Муз. рук: Ребята, а кто такие богатыри?

Какими мы представляем их, читая эти строки?

Дети: Смелые, сильные, мужественные люди,

они охраняют землю от нападения врагов.

Муз. рук: Мальчики, наверное, мечтают стать настоящими богатырями. Сейчас представьте себе, что вы богатыри, и как в сказке вы выходите из моря, а передать этот образ вам поможет музыка.

Звучит музыка «Тридцать три богатыря» Слайд № 15-16-17-18

(Мальчики под музыку маршируют, проводят “шуточные бои”, русскую народную игру “Перетяни канат”)

23 февраля 047 23 февраля 049

Муз. рук: Тема богатырей нарастает постепенно. В ней слышится и рокот

разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра.

Что можно сказать об этой музыке?
Дети: Сильный, могучий, несокрушимый, грозный, торжественный марш.
Муз рук: Какое третье чудо мы встретим на этом острове?
Ребёнок: За морем царевна есть

Что не можно глаз отвесь

Днем свет божий затмевает

Ночью землю освещает

Месяц под косой блестит

А во лбу звезда горит

А сама-то величава

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит

Словно реченька журчит

Молвить можно справедливо

Это диво, так уж диво!

Муз. рук: Правильно! Последнее чудо в этой сказке лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну. Сначала композитор показывает нам

образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Лебедь еще не превратилась в Царевну, ее первое появление совершается в облике величественной, царственной птицы.

Звучит фрагмент музыки «Царевна-Лебедь» Слайд № 19-20-21

Что можно сказать об этой музыке?
Дети: Музыка нежная, волшебная, красивая, спокойная, таинственная
Муз. рук: Но вот Лебедь по волшебству превращается в Царевну — и ее музыка наполняется человеческой теплой задушевностью.

Здесь изображается восторг и восхищение героев царевича Гвидона и его матушки.

Звучит продолжение музыки «Царевна-Лебедь» Слайд № 22-23

(Заходит Царевна Лебедь).

23 февраля 058 23 февраля 059

Царевна-Лебедь: В моей сказке всё возможно: здесь то тихо, то тревожно,

То таинственно, то важно, то волшебно, то отважно.

Птицы, дети и цветы дружат с Феей Красоты

Здравствуйте, ребята! Очень рада с вами познакомиться.

Хочется узнать как вы живете, как веселитесь, какие наряды носите?

А вы знаете, в нашей сказке, красны девицы и добры молодцы, украшения делают своими руками. Девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы сможете сделать их?
Муз. рук: Давайте, ребята, попробуем с вами украсить кокошники - это будут делать девочки, а мальчики будут украшать богатырские пояса.
Мальчик: Пусть не будет в доме скуки, мы умельцы на все руки.

А ну, народ, скорей вставай к нам на русский разгуляй.

Слайд № 24

Выполнение аппликаций "Короны, богатырские пояса".

(Девочки наклеивают узор из цветной бумаги на заготовки в виде шапочек - корон, мальчики украшают пояса из бумаги.

По окончании работы надевают на себя сделанные украшения.)

«Дефиле в народном стиле»
Царевна Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на Руси, красны девицы

хороводы водили, да песни русские народные распевали.
Муз. рук: Мы тоже знаем песни русские, и сейчас мы тебе исполним.

Слайд №25

Хоровод р.н.п. «На горе-то калина, под горою малина»

23 февраля 069 23 февраля 074

Игра «Плетень»
Царевна Лебедь: Молодцы ребята!

Хорошо с вами, но мне пора возвращаться в свою сказку (уходит)

Муз. рук: Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами,

все они разные, но все яркие и интересные. Нам пора возвращаться.

(Дети возвращаются на импровизированном корабле)

Думаю, вам понравилась это путешествие. Мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина, познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней и увидеть иллюстрации-картины героев этой сказки.

Надо сказать, что музыка творит свою собственную красоту, как творит ее поэзия или живопись. А в целом всё это – Волшебная сила искусства!

Ведь прослушав сказку словом и музыкой, вам захотелось создать свой собственный образ героев сказки в своих рисунках, которые находятся на нашем вернисаже детского сада.

Спасибо за внимание и до новых интересных встреч!

Звучит музыка оперы «Сказка о царе Салтане»,

дети рассматривают рисунки на вернисаже.


23 февраля 08423 февраля 083

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности в старшей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «О, спорт, ты мир!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Музыка»
Проект с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Волшебница вода» 19

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconВсероссийский фестифаль педагогического тволрчества
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconА. А. Щеглова «Работа с календарем природы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительно к школе группе с учетом гендерных особенностей детей 14

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «12 апреля День Космонавтики»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад №221»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности в старшей...
Тип занятия: интегрированное интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности...
Цель: развитие социально-коммуникативных основ личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности в старшей...
Дьенеша по форме, цвету, толщине, развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков, закреплять знания об арифметических...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка ключ в мир образов, красок и звуков» iconОтветят на вопросы: Кто такие драконы? Как они появились на Земле?
В результате непосредственной организованной и самостоятельной деятельности дети окунутся в мир животных, а также в мир истории и...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную