Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества www.educontest.net Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сказка – ключ в мир образов, красок и звуков» подготовительной к школе группе подготовила: Чупахина Светлана Ивановна музыкальный руководитель первой категории МБДОУ №38 «Золотой улей» г. Бугульмы Республики Татарстан 2014г. Цель: Вызвать интерес к музыкальному занятию с помощью ярких музыкальных впечатлений, на основе «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина и музыки Римского-Корсакова к одноимённой опере. Задачи:
Интегрируемые образовательные области:
Форма проведения: Развлечение Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для аппликаций короны и богатырские пояса, а так же для изготовления орешков - пластилин. Заучивание детьми небольших отрывков и отдельных фрагментов: "Белка", "Тридцать три богатыря" и "Царевна-лебедь". Обучение детей на музыкальных инструментах, танцевальным движениям, а так же хоровое и индивидуальное исполнение. Звучит вступление к передаче «В гостях у сказки», входят дети. Исполнение песни «Приходите в гости к нам» Муз. рук: Ребята, что напоминает вам эта музыка? Каков её характер? Дети: Характер сказочный, волшебный, музыка напоминает о сказке. Муз. рук: Правильно! Именно эта песня когда-то звучала в передаче «В гостях у сказки». Вот и тема нашего занятия тоже сказочная. А какими же словами начинаются сказки? Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… Слайд № 1 Муз. рук: Совершенно верно. Наше занятие посвящено очень интересной сказке, догадайтесь, начало какой сказки сейчас прозвучит? Слайд № 2 «Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. Кабы я была царица, – Говорит одна девица Я б на весь крещеный мир, Приготовила бы пир». «Кабы я была царица, – Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала бы полотна». «Кабы я была царица, – Третья молвила сестрица, – Я б для батюшки-царя Родила б богатыря». Дети: Эти строчки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Солтане» Слайд № 3 портрет А.С.Пушкина Муз.рук: Правильно! Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества А.С. Пушкина находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». Муз.рук: Кого называют композитором? Дети: Человек, который сочиняет и записывает музыку. Слайд № 4 портрет Н.А.Римского-Корсакова Муз.рук: А что такое опера? Дети: Это постановка на сцене театра, где артисты-герои рассказывают содержание сказки пением и танцем. Муз.рук: В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал А.С. Пушкин. Н.А. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одним из самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда», а происходят все эти чудеса в славном и светлом городе Леденце, в том самом, что…. Остров на море лежит, Град на острове стоит, С теремами и садами, С златоглавыми церквами, Муз. рук: Опишите, каким вы представляете город, в стихах А.С.Пушкина Дети: Волшебный, блестящий, величественный. Муз. рук: Я предлагаю отправиться в этот город на корабле. Согласны? А поможет нам в этом путешествии музыка. Ребята, подумайте, кто же будет исполнять симфоническую картину? Дети: Симфонический оркестр. Дети рассаживаются на импровизированный корабль Звучит музыка «Океан-море» Слайд № 5-6-7 показ иллюстрации океана Муз. рук: Все действие «Сказки о царе Салтане» развертывается у моря или в море. Римский-Корсаков, сам бывший моряк, влюбленный в море в его звучания и краски. Слушая музыку Океан-море, представляешь себе и размашистое движение громадных волн (тяжелые колыхания струнных инструментов), и порывистое завывание ветра и сверкающие блестки звезд. В конце мелодия затихает, океан-море успокаивается. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Послушайте, как музыка изображает плывущий кораблик, выстрел пушки отметим хлопком в ладоши. Звучит музыка «Кораблик» Слайд № 8-9-10 Какое первое чудо мы встретим на этом острове? Ребёнок: Ель растет перед дворцом А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет А орешки не простые Все скорлупки золотые Ядра - чистый изумруд Слуги белку стерегут. Белочка при всех Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, В кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли в огороде. Звучит музыка «Белка» Слайд № 11-12-13-14 Муз. рук: Что можно сказать об этой музыке? Дети: Весёлая, задорная, звонкая, лёгкая, танцевальная. Муз. рук: Давайте, для белочки слепим угощение, может быть, она появится? Проводится лепка "Орешки". В это время из своего домика выходит белка. Белка: Ой, сколько орешков! Да какие все красивые! Я вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они играть на музыкальных инструментах? Исполнение рус. нар. мелодии «Во саду ли в огороде» (звучание на муз. инструментах по К.Орфу) ![]() Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем царстве-государстве бывают празднества? А как вы веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете? Муз. рук: А вот какие! Девочка: Эх, раз, ещё раз! Мы поклонимся сейчас. Начинаем перепляс, постараемся для вас! Исполнение русский народного танца «Калинка» ![]() ![]() Белка: Мне очень понравилась ваша пляска, такая веселая, задорная. А игры народные вы знаете? Игра «Гори, гори, гори ясно» Белка: Хорошо веселиться с вами красны, но мне пора в свой домик, до свидания, друзья! (уходит) Муз рук: Какое второе чудо мы встретим на этом острове? Ребёнок: Там еще другое диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя Тридцать три богатыря. Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны как на подбор – С ними дядька Черномор… Муз. рук: Ребята, а кто такие богатыри? Какими мы представляем их, читая эти строки? Дети: Смелые, сильные, мужественные люди, они охраняют землю от нападения врагов. Муз. рук: Мальчики, наверное, мечтают стать настоящими богатырями. Сейчас представьте себе, что вы богатыри, и как в сказке вы выходите из моря, а передать этот образ вам поможет музыка. Звучит музыка «Тридцать три богатыря» Слайд № 15-16-17-18 (Мальчики под музыку маршируют, проводят “шуточные бои”, русскую народную игру “Перетяни канат”) ![]() ![]() Муз. рук: Тема богатырей нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Что можно сказать об этой музыке? Дети: Сильный, могучий, несокрушимый, грозный, торжественный марш. Муз рук: Какое третье чудо мы встретим на этом острове? Ребёнок: За морем царевна есть Что не можно глаз отвесь Днем свет божий затмевает Ночью землю освещает Месяц под косой блестит А во лбу звезда горит А сама-то величава Выступает, будто пава. А как речь-то говорит Словно реченька журчит Молвить можно справедливо Это диво, так уж диво! Муз. рук: Правильно! Последнее чудо в этой сказке лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну. Сначала композитор показывает нам образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Лебедь еще не превратилась в Царевну, ее первое появление совершается в облике величественной, царственной птицы. Звучит фрагмент музыки «Царевна-Лебедь» Слайд № 19-20-21 Что можно сказать об этой музыке? Дети: Музыка нежная, волшебная, красивая, спокойная, таинственная Муз. рук: Но вот Лебедь по волшебству превращается в Царевну — и ее музыка наполняется человеческой теплой задушевностью. Здесь изображается восторг и восхищение героев царевича Гвидона и его матушки. Звучит продолжение музыки «Царевна-Лебедь» Слайд № 22-23 (Заходит Царевна Лебедь). ![]() ![]() Царевна-Лебедь: В моей сказке всё возможно: здесь то тихо, то тревожно, То таинственно, то важно, то волшебно, то отважно. Птицы, дети и цветы дружат с Феей Красоты Здравствуйте, ребята! Очень рада с вами познакомиться. Хочется узнать как вы живете, как веселитесь, какие наряды носите? А вы знаете, в нашей сказке, красны девицы и добры молодцы, украшения делают своими руками. Девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы сможете сделать их? Муз. рук: Давайте, ребята, попробуем с вами украсить кокошники - это будут делать девочки, а мальчики будут украшать богатырские пояса. Мальчик: Пусть не будет в доме скуки, мы умельцы на все руки. А ну, народ, скорей вставай к нам на русский разгуляй. Слайд № 24 Выполнение аппликаций "Короны, богатырские пояса". (Девочки наклеивают узор из цветной бумаги на заготовки в виде шапочек - корон, мальчики украшают пояса из бумаги. По окончании работы надевают на себя сделанные украшения.) «Дефиле в народном стиле» Царевна Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на Руси, красны девицы хороводы водили, да песни русские народные распевали. Муз. рук: Мы тоже знаем песни русские, и сейчас мы тебе исполним. Слайд №25 Хоровод р.н.п. «На горе-то калина, под горою малина» ![]() ![]() Игра «Плетень» Царевна Лебедь: Молодцы ребята! Хорошо с вами, но мне пора возвращаться в свою сказку (уходит) Муз. рук: Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и интересные. Нам пора возвращаться. (Дети возвращаются на импровизированном корабле) Думаю, вам понравилась это путешествие. Мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина, познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней и увидеть иллюстрации-картины героев этой сказки. Надо сказать, что музыка творит свою собственную красоту, как творит ее поэзия или живопись. А в целом всё это – Волшебная сила искусства! Ведь прослушав сказку словом и музыкой, вам захотелось создать свой собственный образ героев сказки в своих рисунках, которые находятся на нашем вернисаже детского сада. Спасибо за внимание и до новых интересных встреч! Звучит музыка оперы «Сказка о царе Салтане», дети рассматривают рисунки на вернисаже. ![]() ![]() |
![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «О, спорт, ты мир!» | ![]() | Проект с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Волшебница вода» 19 |
![]() | Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе | ![]() | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» |
![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительно к школе группе с учетом гендерных особенностей детей 14 | ![]() | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад №221» |
![]() | Тип занятия: интегрированное интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд» | ![]() | Цель: развитие социально-коммуникативных основ личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе |
![]() | Дьенеша по форме, цвету, толщине, развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков, закреплять знания об арифметических... | ![]() | В результате непосредственной организованной и самостоятельной деятельности дети окунутся в мир животных, а также в мир истории и... |