Первой кв категории


lit.na5bal.ru > Литература > Документы
МБОУ СОШ №1

С любовью к Достоевскому…


учитель русского языка и литературы Шевцова О. В.
первой кв. категории


г. Ессентуки

2013 год

Оглавление:


1. Чего мы не знаем о Ф.М. Достоевском?………………………………………...

2. Мировоззрение Ф.М. Достоевского ……………………………………………...

3. Санкт – Петербург. Из XXI века – в век XIX. ………………………...............

4. Образ солнца в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»………………………………………………………………………………………….

5. Заключение……………………………………………………………………………………..

6. Список реферируемой литературы……………………………………………….




Чего мы не знаем о Ф.М. Достоевском?
Сегодня Достоевский – один из наиболее изучаемых и изученных писателей.

Ежегодно во всем мире выходят десятки монографий, сотни статей (а то и тысячи,

если прибавить к ним интервью), радио- и телепередачи, театральные постановки

и многое другое. Его произведения читают и изучают сотни тысяч студентов многих

университетов мира.

В изучении Достоевского нет недостатка энтузиазма исследователей, но

внимательный взгляд заметит, что почти все (или многие) толпятся на одной

поляне – занимаются разного рода интерпретациями произведений классика,

оперируют одними фактами, цитатами, аргументами, пребывают в одном кругу тем

и проблем. Очевиден недостаток оригинальных исследований.

Актуальна проблема достоверности информации: не все архивные документы истинны, вымышленные факты есть даже в мемуарах, в том числе и в личных воспоминаниях близких писателю людей.

В жизни Достоевского есть периоды, о которых мы мало что знаем: его детство

в Москве, летние каникулы в Даровом, учеба в пансионах и в Инженерном

училище, пребывание на каторге и солдатской службе, путешествия по России и Европе.

Кому адресованы солдатские письма Достоевского от имени сослуживцев по 7-му отдельному Семипалатинскому батальону? Вряд ли они сохранились – а вдруг? Где письма Достоевского А. П. Сусловой, некоторые письма Н. А. Некрасову

и многим другим? Где оригиналы некоторых известных писем (С. Д. Яновскому,

С. Е. Лурье и др.)? Пока они исчезли без следа.

Наше незнание огромно. Отвечая на вопрос, чего мы не знаем о Достоевском, легче сказать, что мы о Достоевском знаем, впрочем, мы плохо знаем и то, что известно.

Нужно сидеть в архивах и библиотеках, искать и изучать документы. Нужны усилия, чтобы раздвинуть горизонты нашего знания жизни Достоевского, его творчества.


Мировоззрение Ф.М. Достоевского.

Б.Л. Смирнов о Ф.М. Достоевском
"...Достоевский прав, утверждая,
что с чего бы ни началась встреча двух русских,
в конечном счёте она сведётся на тему о Боге.
Даже наш “атеизм” и философски, и психологически
есть своего рода религия. ..."
В моем духовном становлении Достоевский сыграл очень важную роль. После каторги до конца своих дней он был глубоко верующим человеком – православным христианином, – и в то же время, судя по его произведениям, для него вопрос о бытии Бога оставался открытым. Основная фабула всех его романов вращается вокруг дилеммы – есть Бог или нет. От этого выбора зависит шкала нравственных ценностей, предлагаемая человеку. Именно поэтому человек говорит: «Если Бога нет, то все позволено» – то есть тогда нет абсолютной шкалы ценностей, все ценности относительны. И сила Достоевского, на мой взгляд, состоит в том, что он всем своим творчеством показал, что только вера в Бога является гарантом нравственного переживания каждого человека и всего человечества. Достоевский писал о том горниле сомнений, через которое его осанна прошла. У меня никогда не было сомнений в бытии Божием, в промысле Божием, в том, что Бог присутствует в мире и заботится о каждом человеке. Но в то же время каждый православный христианин в жизни всегда испытывает скорби, искушения, разочарования, сталкивается с людьми, которые находятся не на должной нравственной высоте, и, конечно, здесь необходим очень твердый внутренний стержень. Искушения не должны поколебать в человеке самое важное – его веру. Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы духовно - нравственного характера, и многие страдают оттого, что не имеют на них ответов. Достоевский, на мой взгляд, – единственный писатель в мире, который не только ставит эти вопросы, но и дает на них ответ, причем, что для нас особенно ценно, дает ответ с точки зрения Православия. Достоевский – проповедник Истины. Он показывает, что человек – хоть и падший грешник – если любит Бога, то может через покаяние преобразить свою жизнь. Люди недоумевают, почему Достоевский подробно описывает разврат, лукавство, разного рода падения. Но совершенно ясно, что он сам не любит это. Он указывает человеку путь. Он открытым текстом говорит: только подойди к Богу, и у тебя все решится. Еще митрополит Антоний Храповицкий считал, что Достоевский способен тронуть чувства и сознание людей из всех слоев русского общества, что русский народ через Достоевского придет к вере.
«…Я сложил в себе символ веры…
верить, что нет ничего прекраснее, глубже,
симпатичнее, разумнее, мужественнее,
и совершеннее Христа, и не только нет,
но с ревнивою любовью говорю себе,
что и не может быть. Мало того, если б кто
мне доказал, что Христос вне истины,
и действительно было бы, что истина вне
Христа, то мне лучше хотелось бы
оставаться со Христом, нежели с истиной»

Ф.М. Достоевский.

Санкт – Петербург. Из XXI века – в век XIX.
Литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он являлся столицей на протяжении и Золотого, и Серебряного века русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей и художников. Отношение к нему всегда было разным – в нем видели то «окно в Европу», то «проклятие России» – мертвый город, который построен на костях живых людей, который возник из болота и обречен кануть туда же. Три века русской литературы подарили нам разные портреты Петербурга. Но я хотела бы остановиться на его образе в своём впечатлении и в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Я всегда хотела побывать в Санкт-Петербурге, северной столице России. Я хотела увидеть великолепный Петергоф, посетить Казанский собор и прогуляться по Невскому проспекту. Петербург оказался для меня контрастным: блестящим и мрачным одновременно. Это столица европейского государства, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека». Это «полнощных стран краса и диво» с его башнями, дворцами, садами – и в то же время это город окраин, ветхих домов, чердаков, «пожитков бледной нищеты», но для меня Санкт – Петербург – это сказка! Может потому, что я приехала туда летом во время чудесных белых ночей, возможно потому что я наслаждалась мистическим чувством, охватывающим этот особенный город, которое сопровождает всюду: начиная с загадочного, призрачного утра, дневных прогулок и заканчивая теплыми ночными вечерами вдоль Невы и прилегающих каналов, где процветает ночная жизнь. Такое ощущение, будто в этом городе живут особенные люди: будь то художники или полные энергии молодые люди, занимающиеся своими обыденными делами – все это оставило приятные и трепетные воспоминания о моём путешествии.

Если Северная столица, созданная моим воображением, блестяща и мрачна одновременно, то Петербург Достоевского только мрачен. В своих произведениях писатель изображает его как «столицу страданий», где над людьми совершается нравственное и физическое насилие. Когда Достоевский писал «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам. Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу». Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни – ситуации, характеры, драмы, - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. Петербург Достоевского – это, прежде всего, город, связанный с трагическими судьбами героев. Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворы – колодцы, убогие тёмные комнаты, чёрные лестницы, облитые помоями – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Достоевского «Преступление и наказание». Внутренняя драма героев романа весьма своеобразным приёмом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Городской пейзаж – пейзаж психологический, он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Исследователи творчества Достоевского не раз обращали внимание на символику имён, чисел и цвета в романе писателя. Через весь роман проходит определённая гамма цветов и запахов: раздражающий, угнетающий жёлтый цвет, в который окрашено всё, начиная от стен и кончая человеческими лицами, даже вода в стакане имеет желтоватый оттенок;

вонь, несущаяся из подвалов и распивочных. Погода также становится средством воссоздания гнетущей атмосферы. Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе. В душных, тёмных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие «кровь по совести».

Петербург в романе – город одиночества. Нигде нет теплоты, человеческого общения, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице главный герой. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке. Достоевский считал, что большой город имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад. Запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Это неживая материя, которая

подавляет, порабощает человека, задыхающегося в этих комнатах, бесчувственных громадах. В фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя против господствующего зла. Достоевский признается в записной тетради 1881 г.: «Народ. Там всё. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от народа в чухонском болоте.

Люблю тебя, Петра творенье.

Виноват, не люблю его».


Образ солнца в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».

Своеобразным ключом к толкованию произведения служит образ солнца. Начало «Преступления и наказания» фиксирует конкретное время года и время суток – вечер, июль. В «Преступлении и наказании» солнце служит своеобразным выражением внутреннего состояния героя. Судить о этом состоянии и мировосприятии героя романа позволяет периодичность возникновения образа солнца. У Достоевского значение заката довольно определенно. Красное закатное солнце выполняет в «Преступлении и наказании» функцию предупреждения катастрофы, предостерегая героя от возможной трагедии: «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, <…> была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. “И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..”…» После совершения Раскольниковым преступления закатное солнце исчезает со страниц романа. На его месте появляется яркое, дневное, жгучее июльское солнце, обнажающее своим светом содеянное героем («В эту минуту луч солнца осветил его левый сапог: на носке, который выглядывал из сапога, как будто показались знаки», раздражающее и без того болезненное состояние Раскольникова и постоянно напоминающее, что он один на один со своим мучением, со своей болью,

а все вокруг продолжает жить обычной, привычной жизнью. А когда Раскольников

вновь решается на отчаянный шаг – донести на себя, признаться во всем, повиниться – вновь возникает образ красного закатного солнца. Теперь закат означает необходимость как можно скорее завершить один этап жизни, преодолев его, с тем чтобы с новым солнцем начать новую жизнь. Именно поэтому Раскольников так торопится с признанием: «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. <…> какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице. <…> Он знал одно: “что все это надо кончить сегодня же, в один раз, сейчас же; что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить”» Соня в этот момент словно предчувствует намерение Раскольникова. Достоевский передает ее состояние упоминанием о закате: «Солнце между тем уже закатывалось. Она грустно стояла пред окном…»

Постепенное изменение мировосприятия героя зафиксировано у Достоевского

тем, что Раскольников начинает обращать внимание на то, что кто-то может любоваться лесом, холодным ключом, солнцем: «Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца…» О том, что своеобразное перерождение героя все-таки произошло, подтверждают и многочисленные описания в конце романа явлений природы: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни…» А затем возникает образ-символ солнца – теперь уже не закатного и не того, что обнажает содеянное, а утреннего: «День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки…» Солнце-глоток воздуха – это надежда.


Читайте Достоевского, любите Достоевского, - если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его.

И. Анненский

Список реферируемой литературы.



  1. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», издательство

«Художественная литература», Ленинград, 1974.

  1. Биобиблиографический словарь «Русские писатели» (1 часть),

издательство «Просвещение», Москва, 1990.

  1. Большой учебный справочник «Русские писатели XIX век»,

издательство «Дрофа», 2000.

  1. Есин А.Б. «Психологизм русской классической литературы»,

издательство «Просвещение», Москва, 1988.

  1. Якушин Н.И. «Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве»,

издательство «Русское слово», Москва, 2000.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Первой кв категории iconМетодические рекомендации по организации обучения родителей (законных представителей)
Авторы-составители: Ижецкая М. Е., специалист высшей категории, Нагребецкая С. Г., специалист первой категории, методисты криппо

Первой кв категории iconГбоу спо «Туймазинский педагогический колледж» Программно-методическая разработка
...

Первой кв категории iconПрезентация
Автор: воспитатель первой квалификационной категории Куренкова Екатерина Александровна

Первой кв категории iconПути устранения заикания у дошкольников
Румянцева Ольга Николаевна, воспитатель первой категории гбдоу д /с №5 калининского района г Санкт-Петербурга

Первой кв категории iconРабочая программа «Карусель» Авторы: воспитатель первой квалификационной...
Направленность. Рабочая программа «Карусель» направлена на развитие эмоциональной сферы детей, творческих способностей и приобщение...

Первой кв категории iconКонспект итоговой образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила: Филатова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории

Первой кв категории iconМодель проекта «Одаренный ребенок»
...

Первой кв категории iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Информационные технологии...
Составитель: Обухова Н. А. преподаватель первой категории гбоу спо со «Богдановичский политехникум»

Первой кв категории iconРабочая программа элективного курса по предмету «Литература»
Составитель – Касинова Айсылу Бахетовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Первой кв категории iconПрограмма внеурочной деятельности в рамках реализации фгос ООО социального направления
Нардед Светлана Михайловна, учитель технологии первой квалификационной категории


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную