Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе


страница1/2
lit.na5bal.ru > Литература > Документы
  1   2
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2012/2013 учебный год

  1. класс




  1. Соотнесите виды сказок с названиями сказок:

  2. Волшебные а) «Лиса и дрозд»

  3. О животных б) «Перышко Финиста-Ясна Сокола»

  4. Бытовые в) «Ванюшка и царевна»

Максимальное количество баллов - 3


  1. Подберите постоянные эпитеты к словам из сказок:

Дороженька

Девица

Молодец

Море

Тучи

Леса

Травы

Луга

Максимальное количество баллов – 4


  1. Как называется эта композиционная часть сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У царя было три сына…

Максимальное количество баллов – 1


  1. Напишите 3 сказочные концовки.

Максимальное количество баллов – 3


  1. Отгадайте следующие загадки и ответьте, что вам помогло отгадать загадку: а) действие, совершаемое отгадываемым предметом; б) олицетворение?

  1. Не портной, а всю жизнь с иголочками ходит.

  2. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.

  3. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.

  4. Не зверь, не птица, летит – кричит, сядет – молчит, кто его убьет, свою кровь прольет.

  5. Висит сито, не руками свито.

  6. Кто над нами вверх ногами ходит – не страшится, упасть не боится?

Максимальное количество баллов – 6

6. Заполните пробелы.

А.С. Пушкин




Черномор




«Пропавшая грамота»

Дед

И.С.Тургенев

«Муму»




В.А.Жуковский




Царь Матвей

Максимальное количество баллов – 4
7. Запишите полное имя, отчество следующих писателей и поэтов: Пушкин, Некрасов, Тургенев, Толстой, Есенин.

Максимальное количество баллов – 5
8. Что такое фольклор? Как это слово переводится на русский с английского языка? Перечислите известные вам жанры фольклора.
Максимальное количество баллов – 4

9. Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему.

Терпенье и труд все перетрут.

Лес сечь – не жалеть плеч.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

На чужом хребте легко заработать.

Люди жать, а мы на солнышке лежать.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Максимальное количество баллов – 2
10. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки «Трус и таракана примет за великана»

Максимальное количество баллов – 5

Ключи

к заданиям по литературе

2012/2013 учебный год

5 класс


  1. 1. Б 2. А 3. В

  2. Столбовая (прямоезжая), красная, добрый, синее, (чистое), черные, дремучие, шелковые, зеленые

  3. Зачин

  4. «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»;

«Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»; «И стали они жить-поживать да добра наживать»…

  1. 1) ежик, 2) березы , 3) лиса – б);

4) комар, 5) гнездо, 6) муха – а).

  1. «Руслан и Людмила», Н.В.Гоголь. Герасим, «Спящая царевна»

  2. Александр Сергеевич, Николай Алексеевич, Иван Сергеевич, Лев Николаевич, Сергей Александрович

  3. Термин «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это устное народное творчество. Жанры: сказки, былины, песни, пословицы…

  4. О труде, уменье, лени, безделье.


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2012/2013 учебный год

  1. класс

  1. Как называются процитированные части басен И. А. Крылова? Из каких басен они взяты? Какова их роль в произведении?

А) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело, только мука.

В) У сильного всегда бессильный виноват.

Г) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

Д) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

Максимальное количество баллов – 7

  1. Что такое мифы и зачем люди создавали их?

Максимальное количество баллов – 2

  1. Проведите параллели между богами древнегреческой и славянской мифологии.

Гелиос Лада

Афродита Даждьбог

Посейдон Ярила

Деметра Морской царь

Зевс Перун

Максимальное количество баллов – 2,5

  1. Вы уже знакомы с былинами. Что такое былина? Чем былина отличается от сказки и мифа?

Максимальное количество баллов – 2

  1. Расположите по порядку элементы композиции:

Эпилог

Экспозиция

Развязка

Кульминация

Завязка

Развитие действия

Максимальное количество баллов – 3

  1. Перу какого писателя принадлежат произведения в каждой цепочке? Дополните цепочки.

  1. «Снежная королева», «Соловей» …

  2. «Белый пудель», «Изумруд» …

  3. «Серебряное копытце», «Горный мастер» …

Максимальное количество баллов – 3

  1. Найдите в данном стихотворении эпитеты и выпишите их:

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…

Максимальное количество баллов – 4,5

  1. Определите размер и вид рифмовки в данном тексте:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…
Максимальное количество баллов – 2

  1. Назовите произведение и писателя по следующим отрывкам:

  1. «Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут».

  2. «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчика давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты ».

Максимальное количество баллов – 2

10. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки «Трус и таракана примет за великана»

Максимальное количество баллов – 5


Ключи

к заданиям по литературе

2012/2013 учебный год

6 класс

  1. Эта композиционная часть басни называется МОРАЛЬЮ, располагается чаще всего в начале или конце басни и содержит нравоучительный смысл. «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Квартет».

  2. Мифы – сказания, рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.

  3. Ответ: Гелиос – Даждьбог, Афродита – Лада, Посейдон – Морской царь, Деметра – Ярила, Зевс – Перун

  4. Ответ: Былина – это особый жанр русского фольклора, рассказывающий о богатырях, народных героях. В былине, в отличие от сказок и мифов, сочетаются реальные события с вымыслом. Ведь былина от слова быль, то есть то, что было в прошлом.

  5. 1) экспозиция 2) завязка 3) развитие действий 4)кульминация 5) развязка 6) эпилог

  6. 1)Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». 2) А.И.Куприн «Чудесный доктор». 3) П.П.Бажов «Хозяйка Медной горы»




  1. Желтеющая нива, свежий лес, малиновая слива, сладостная тень, зеленый листок, душистая роса, румяный вечер, час златой, ландыш серебристый




  1. Ямб. Перекрестная.



  1. Ответ: «Васюткино озеро» В.П.Астафьева, «Чудесный доктор» А.И.Куприна



Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. 2012-2013 уч.год. 7 класс.

I. Знание текстов художественных произведений.

  1. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!..

- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу,

поколочу!

1.2 - А где же ключик?

- Здесь и ключ перед вашими очами.

- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.

1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

- На плотине-то?..

- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

- Ну, что такое случилось? Сказывай…

- А вот что случилось.

  1. По последним словам строк определите стихотворения и автора. (Максимальное количество баллов – 4 баллов)

2.1 кроет
крутя
завоет,
дитя.


2.2 одинокий
голубом.
в стране далекой
?
в стране родной?

2.3 одиноко
сосна.

сыпучим
она.


2.4 завесила
одному

и весело
не пойму.

II. Историко-литературные задания.

1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»

1.3 Лермонтов «Бородино»

2. Определите о ком из писателей идет речь: (Максимальное количество баллов – 2 балла)

1.1 Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, воспев в стихотворении события Отечественной войны 1812 года, любил всё таинственное и романтическое, о чём писал в своих сказках и балладах.

1.2 Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

III. Знание теории литературы.

  1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов)

1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

1.2 Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим землям ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.

1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.

1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

  1. Какие двусложные размеры стиха вы знаете? На каждый размер приведите по два примера стихотворных строчек. (Максимальное количество баллов – 3 баллов)

  2. Определите литературные приёмы (тропы) в строках А.С.Пушкина из поэмы «Полтава» (Максимальное количество баллов – 4 балла)

Горит восток зарёю новой; дым багровый; как пахарь битва отдыхает; бросая груды тел на груду

I.V. Творческое задание.

Напишите стихотворение, используя следующие рифмы. (Максимальное количество баллов – 5 баллов)

душа – не спеша

кострами – знамя

порой – чередой

пустыни – латыни.

7 класс. Ответы

I. Знание текстов художественных произведений.

1. (Максимальное количество баллов – 3 балла, по 0,5)

1.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

1.2 Н.С. Лесков. «Левша»

1.3 И.С. Тургенев. «Бежин луг»

2. (Максимальное количество баллов – 4 баллов, по 0,5)

2.1 А.С.Пушкин «Зимний вечер»

2.2 М.Ю. Лермонтов «Парус»

2.3 М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

2.4 А.А. Фет « Ель рукавом мне тропинку завесила»

II. Историко-литературные задания.

1. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

1.1 Смерть князя Олега от коня своего

1.2 Эпоха правления Ивана Грозного

1.3 Бородинское сражение 1812 года

2. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

1.1 В.А.Жуковский

1.2 М.В.Ломоносов

III. Знание теории литературы.

1. (Максимальное количество баллов – 5 баллов)

1.1 Былина

1.2 Поучение

1.3 Басня

1.4 Пословица

1.5 Загадка

2. Ямб, хорей (Максимальное количество баллов – 3 балла, по 0,5)

3. (Максимальное количество баллов – 4 балла)

Горит восток зарёю новой - метафора; дым багровый- эпитет; как пахарь битва отдыхает - сравнение; бросая груды тел на грудугипербола.

IV. (Максимальное количество баллов – 5 балла)

Итого: 29 баллов.

Задания для школьного тура олимпиады по литературе

8 класс

Часть1. Прочитайте басню И.А.Крылова и выполните приведенные ниже задания.

Осел и соловей

Осел увидел соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

Тут соловей являть своё искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немного поучился»

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул- и полетел за тридевять полей.

_______________

Избави бог, и нас от этаких судей.

Задания

1.Определите размер, которым написана басня.

2.Укажите, какой художественный прием лежит в основе сюжета басни. Дайте определение этого приема.

3.Охарактеризуйте тему в данной басне.

4. Прокомментируйте пафос (основной эмоциональный тон) басни.

5.Укажите, к какому роду литературы относится басня, и обоснуйте свой ответ.

6.Охарактеризуйте композицию басни, выделив в ее содержании основные части.

7. Объясните, как лексика помогает автору охарактеризовать героев басни.

Часть2. Творческая работа.

Напишите небольшой рассказ (70-100 слов), иллюстрирующий мораль басни И.А.Крылова «Осел и Соловей»

Ответы к заданиям по литературе (8 класс)

Часть 1.

1.Разностопный ямб (1 балл)

2.Аллегория-изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ. Например, самоуверенность и ограниченность человека Крылов показывает, рисуя образ Осла в басне «Осел и Соловей» (правильное указание приема и его определение-4 балла, если указан только прием или только дано определение-2 балла; максимум-4б.)

3.В басне идет речь о самоуверенном, ограниченном человеке, который берется судить о том, в чем он не компетентен (правильное понимание темы и корректная словесная ее формулировка- 4 балла; в случае правильного ответа, но некорректной словесной формулировки-2 балла; максимум-4б.)

4.Сатирический пафос (1 балл)

5.Эпос. Художественные произведения данного рода литературы представляют собой повествование, в котором изображаются события, внешние по отношению к автору; в них выстроены сюжет и система персонажей(литературных героев) (правильный ответ и его аргументация- 6 баллов; или ответ, или аргументация-3 балла;максимум-6б.)

6.Экспозиция: встреча Осла и Соловья

Завязка действия: обращение Осла с просьбой спеть

Развитие действия: описание пения Соловья, реакция окружающих на его пение

Кульминация: оценка Ослом пения Соловья

Развязка действия: «побег» Соловья

Мораль: элемент композиции, характерный для басни.

(за правильное указание каждой части- 0,5 балла; максимальное-3 балла)

7.В речи Осла доминирует разговорная лексика (дружище, послушай-ка, мастерище, сказывают, навострился, изрядно). На фоне поэтического описания пения Соловья и того, как оно воспринималось окружающими , речь Осла предстает как сниженная. Речь формирует его негативную оценку. Рассказ о пении Соловья возвышает образ певца благодаря использованию книжной , поэтической лексики и перифраз( любимец и певец Авроры, птичек хоры, являть искусство, томный, свирелью, Соловей, ветерки, внимая)

(правильный ответ с корректными иллюстрациями из текста басни-6 баллов. За неверно подобранные иллюстрации минус 0,5 балла за каждую ошибку;максимум-6б.)

Часть2.

Творческая работа конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, реализованный в жанре рассказа. В основе рассказа- конкретная жизненная ситуация, к которой применима мораль басни Крылова «Осел и Соловей».При соблюдении этих требований- 10 баллов, при наличии большого количества ошибок снимается до 7 баллов. При описании ситуации, к которой не применима мораль басни Крылова «Осел и Соловей», ставится 0 баллов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

9 класс.

Общее время выполнения работы- 90 минут

Задание состоит из 5 пунктов. Максимальная суммарная оценка 50 баллов. Из них 10 баллов могут быть получены за задание 1,которое включает в себя знание текстов художественных произведений и их авторов,11 - за задание 2(знание теории литературы),15-за задание 3,предполагающее анализ поэтического текста,11 - за задание 4(культурная компетенция),3 -за задание 5(историко-литературные знания).

1.Знание текста.

Определите авторов и название произведений.(1 балл- за правильно указанного автора,1 балл- за правильно указанное название; всего 10 баллов)

1.До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили…Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукой.
2.По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал ,не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и ,в знак сожаления и утешения, улыбалась мне
3.Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,
Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится где-нибудь
4.Итак ,лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З.,на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми- и со мною грешным,- сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту.
5. И как его, палил меня

Огонь безжалостного дня.

Напрасно прятал я в траву

Мою усталую главу:

Иссохший лист ее венцом

Терновым над моим челом

Свивался, и в лицо огнем

Сама земля дышала мне
2.Знание теории литературы.

2.1Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да»(если утверждение верно) или «нет»(если утверждение неверно).(За каждый верный ответ -1 балл;всего8 баллов)

А)Былина- это древнее сказание о реальных исторических событиях.

Б)Для басни характерна аллегория.

В) Характерным художественным приемом былины является антитеза.

Г) Элегией называют любое лирическое стихотворение о любви.

Д) Трехсложные размеры называют так, потому что они более сложны для чтения, чем двусложные.

Е) Трагедия-это вид драматического искусства.

Ж) Комедия-это вид драматического искусства

З) Завязка, кульминация ,развязка-это элементы сюжета.
2.2.Определите жанр произведений древнерусской литературы. (За каждый верный ответ -1 балл; всего 3 балла)

1. «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

2. «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

3. Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

3.Анализ текста (Всего 15 баллов)

М.Лермонтов

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает.
Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу…

Из груди просится.
И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

1836
4.Культурная компетенция.

С какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.(Всего 11 баллов)


  1. В.А.Жуковский. 1. Тарханы.

  2. А.С.Пушкин. 2. Спасское – Лутовиново.

  3. Н.А.Некрасов. 3. Ясная Поляна.

  4. А.А.Блок. 4. Таганрог.

  5. Н.В.Гоголь. 5. Константиново.

  6. М.Е.Салтыков- Щедрин. 6. Белев.

  7. М.Ю.Лермонтов. 7. Михайловское.

  8. И.С.Тургенев. 8. Грешнево.

  9. Л.Н.Толстой. 9. Шахматово.

  10. А.П.Чехов. 10. Васильевка.

  11. С.А.Есенин. 11. Спас – Угол.


5. Историко-литературные знания.

Эти строки А.С. Пушкина посвящены трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов)(Всего 3 балла)

А .Сатирик и поэт любовный,

Наш Аристипп и Асмодей

Писатель нежный, тонкий, острый.
Б.Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской

Он в Риме был бы Брут,в Афинах Периклес,

А здесь он офицер гусарский.
В.Тебе певцу ,тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном ,в огне

Скакать на бешеном коне…

Варианты ответов:

Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Ответы на олимпиадные задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

9 класс.

1.Знание текста.(1 балл-за правильно указанного автора,1 балл-за правильно указанное название;всего 10 баллов).

1.А.Куприн «Куст сирени»

2.Л.Толстой «После бала».

3.А.Твардовский «Василий Теркин».

4.И.Тургенев «Ася»

5.М.Лермонтов «Мцыри».

2.Знание теории литературы.

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да»(если утверждение верно) или «нет»(если утверждение неверно).(За каждый верный ответ -1 балл;всего8 баллов)

А- нет Б- да В- да Г- нет Д- нет Е- да Ж –да З- да.

Определите жанр произведений древнерусской литературы. (За каждый верный ответ -1 балл; всего 3 балла) 1. Летопись 2. Поучение 3. Житие

3.Анализ текста(всего 15 баллов)

Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен:

– Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

– Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то:

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.
4.Культурная компетенция.

С какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.(Всего 11 баллов)

  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconОтчёт о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...
С 19 сентября по 24 октября в мбоу оош №19 г. Кирова был проведён школьный этап всероссийской олимпиады школьников по 14 предметам,...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические требования по проведению муниципального этапа Всероссийской...
...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconТребования по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Требования к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе на территории Ханты-Мансийского автономного...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconОсновными целями Олимпиады по литературе
К проведению, организации, уровню заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconФормы отчётности по школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconОтчет о проведении в 2017/2018 учебном году школьного этапа всероссийской...
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconМетодические требования по проведению муниципального этапа Всероссийской...
Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников ), а также были внесены Изменения в Порядок проведения всероссийской олимпиадышкольников,...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconИтоги проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Иоанна Кронштадтского принимали участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 9-ти предметам: география, английский...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconОбщая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Требования к проведению, организации, разработке и уровню заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе iconПротокол оценивания работ школьного этапа Всероссийской олимпиады...
Всероссийской олимпиады школьников в мбоу «Малышевская сош» Максатихинского района, Тверской области по литературе в 6 классе


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную