Рабочая программа по литературе основное общее образование


страница1/7
lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33

города Таганрога Ростовской области


«Утверджаю»

Директор МОБУ лицея № 33

Приказ от 01.09.2014 № 620

___________ Т.Г.Еретенко

(подпись руководителя)

МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе

основное общее образование, 8б класс
Количество часов: 70

Учитель: Романова Оксана Владимировна

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и программы курса литературы для учащихся 5-11-х классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2012г.) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе

-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2004г.

В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.

Рассматривается позиция автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

1.2Цель программы - способствование духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Принципы построения: данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

1.3Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.

Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.

Программа рассчитана на 70 часов: 35 учебных недели по 2 часа.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Наглядность, ТСО

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты произведений.
1.4 Ученик должен знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).

Ученик должен уметь:

  • Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • Определять авторскую позицию писателя;

  • Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.


Предметные результаты:

— адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— обогащение способов организации материала пересказов;

— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы исторической тематики.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.
II.Общая характеристика учебного предмета

2.1Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

§  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

2.2Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

2.3Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Методы обучения:

·        ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

·        ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

·        ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

·        ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

III. Место учебного предмета учебном плане

3.1Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

На ступени начального общего образования "Литературное чтение" преподается с 1 по 4 класс. В БУПе на этот учебный предмет отводится 2 ч в неделю. В основной и средней (полной) школе "Литература" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 класс) и в старших классах любого профиля. БУП позволяет изучать курс литературы в основной школе на углублённом уровне и выбирать базовый или профильный уровень изучения предмета в 10-11 классах.

3.2В Базисном учебном плане, утвержденном в 1998 г., учебные часы выделялись совокупно на изучение иностранного языка и литературы. Таким образом, не устанавливалось минимальное число учебных часов на предмет. Позитивной особенностью нового БУПа является выделение предмета "Литература" отдельной строкой.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература":

385 часов на этапе основного общего образования: в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе - 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень): в X - XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю).

БУП позволяет увеличивать количество часов на изучение курса литературы при составлении региональных учебных планов и учебных планов образовательного учреждения. В соответствии с БУПом "часы, отведенные на компонент образовательного учреждения можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента". Таким образом, на освоение программы 9-го класса может быть выделено не 3, а 4 ч в нед., на изучение курса литературы базового уровня может быть выделено не 3, а 4-5 ч в нед., также может быть увеличено учебное время на освоение курса на профильном уровне с 5 до 6-8 ч в нед.
  1   2   3   4   5   6   7

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconРабочая программа по татарскому языку Основное общее образование
Рабочая программа по татарскому языку и литературе для 6 класса разработана на основе: Программы по татарскому языку и литературе...

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconРабочая программа по литературе Основное общее образование, 9 класс
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconРабочая программа по учебному предмету «Крымскотатарский язык и литература»...
Рабочая программа по крымскотатарскому языку разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного...

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconРабочая программа по истории Основное общее образование
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования...

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconЛитература (основное общее образование)
Министерства образования Российской Федерации от 05. 04. 2004 г. №1089, с учётом примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconУчебники 2013-2014 учебный год Основное общее образование
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под ред Шмелёва А. Д

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconРабочая программа по технологии уровень образования (класс): основное общее образование
Используемый умк: Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Ю. В. Крупская, О....

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
России, требований к результатам освоения ооп ООО и программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего...

Рабочая программа по литературе основное общее образование iconУчебной дисциплины
Для очного обучения студентов, имеющих основное общее образование, по программе базовой подготовки


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную