Методическая разработка урока русского языка в 10 классе


lit.na5bal.ru > Литература > Методическая разработка
Всероссийский фестиваль педагогического творчества

( 2014-2015 учебный год)

Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе.

«Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах»

Автор: Амиргамзаева Айман Рамазановна,

учитель русского языка и литературы.

Место выполнения работы:

МКОУ «Коробкинская СОШ»,

Сарпинского района,

Республики Калмыкия.

п. Коробкин, 2015г.

10 класс.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах.

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с особенностями сложных предложений в литературных текстах. Углубить знания учащихся, ориентируя их внимание на то как, своеобразные синтаксические формы используются авторами для эффективного создания творческих работ.

развивающие:

1.Развивать память, внимание, сравнение, речь.

2. Умение работать с текстами.

воспитательные:

.Воспитание духовно-нравственных ценностей..

Методы и приёмы:

Слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, выводы учащихся, составление синквейна.

Оборудование урока:

  1. Эпиграф

  2. Книга «Калмыцкие пословицы»

  3. Художественные тексты: афоризмы , сборник стихов К.Бальмонта. "Как сердцу высказать себя?" Стих «Где б я ни странствовал»

  4. Повесть В.Кривицкого «Военная косточка»



Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

Урок наш начинается,

Познания продолжаются,

О том, какою силою

Владеет наш народ.

Владеет афоризмами,

Пословицами сочными,

А сколько в них заложено?

Пуд соли –точно есть

Но речь пойдёт о смыслах и

Знаках препинания,

А главное …

О том,

Что сложноподчинённые

Строения предложений

Имеют силу мощную-

Мы убедимся в том.

Ребята, я не перестаю восхищаться силой русского слова. Оно многогранно, оно глубинно, оно ёмко. Стихотворение написано нашей ученицей Гаджиевой Лейлой, в этом стихотворении она постаралась использовать стиль Н.А.Некрасова. Это её первые робкие шаги в литературный мир, не будем строги.

Итак, ребята, у нас сегодня метапредметный урок русского языка и литературы или урок-практической словесности.

Обратимся к эпиграфу урока: Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Лев Толстой

Ребята, мы изучаем теорию сложного предложения не ради неё самой, а для определения практических целей, чтобы использовать полученные знания в своей речи. И в этом Толстой прав: необходимо не просто знать, а научиться качественно использовать нашу речь, не просто запомнить, а разобраться и понять функции различных предложений.

Задание 1. Запишите слова Л.Н.Толстого, обратите внимание : сложноподчинённое предложение ,где придаточная часть указывает на условие исполнения главной мысли. Таким образом, СПП не только несёт определённую информацию, но и передаёт, уточняет смысловые оттенки

II. Погружение в работу.

Итак, ребята, цель данного этапа работы: рассмотреть коммуникативные функции сложных предложений Эта синтаксическая форма довольно часто и эффективно используется для создания афоризмов.

  1. Вспомним, что такое афоризм

  2. Каждое ли изречение знаменитого человека считается изречением?

  3. Что характерно для крылатого выражения?

(Глубина и законченность мысли ,обобщённость,краткость,лаконичность)

Сверим наши мнения с определением ( открываем запись на оборотной стороне доски)

Действительно,и пословицы и поговорки –это народная мудрость.

4.Обратим внимание, как называется книга собраний калмыцких пословиц:

«Родники народной мудрости»

Дети читают калмыцкие пословицы :

1. «Ловчую птицу по клюву узнают».

2 «Позаботишься о животных-во рту масло будет»

3. «Без травы нет скота, без скота нет пищи».

4. «Птицу узнаешь по полёту, а человека по его речи»

4.1 Синтаксический анализ калмыцких пословиц.:

Вывод: Народ для создания пословиц использовал различные формы односоставных предложений.

5. Учитель зачитывает мини-сочинения учащихся

6. Рисунки учащихся « Отгадай пословицу»

Учитель: Суммируя всё сказанное, запишем: « Афоризмы? жемчужины человеческой мысли ? которые отлиты в краткую языковую форму»

Задание учащимся:

.Расставить знаки препинания: дать характеристику предложения

(Тире между подлежащим и сказуемым,союзное слово…)

Таким образом, сделаем вывод: Мудрые и меткие афоризмы поражают, восхищают силой и тонкостью ума.

Рассмотрим следующие афоризмы:

1. Другим прощай многое, себе-ничего. Публий Сир.

2. Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его.
Ветхий Завет. Сирах

Учитель поясняет смысл афоризмов.

III.Этап актуализации имеющихся знаний учащихся.

-Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами:

Высказывания учащихся:

- Мы будем разбирать афоризмы как предложения.

-рассмотрим афоризмы с синтаксической точки зрения

- наверное, строение сложных предложений играют смысловую роль

IV. Этап практической деятельности .

.

4.1.Учащиеся работают у доски:

  1. Другим прощай многое-себе ничего.

Задание: 1.Расставь знаки препинания

2.Найди грамматическую основу предложения

3.Определи тип предложения

4.Поставь вопрос и определи средства связи в предложении.

Выводы: 1.Это предложение бессоюзное, односоставное, обобщённо-личное

2.Обратим внимание- во второй части афоризма опущено сказуемое « не прощай», неполное предложение

3. В афоризмах используются различные типы сложных предложений : как ССП, СПП, так и БСП.

Рассматриваются придаточные, как простые предложения.

  1. Как отражается на смысле неполное предложение? (Вторая часть неполного предложения подчёркивает единство всего предложения, причём: первостепенны здесь не только структурно ,но и по смыслу здесь являются главные члены предложения, а придаточная часть лишь дополняет уже известную информацию).

2. Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его.
Ветхий Завет.


Задание1.Что вы знаете о Ветхом Завете? (высказывания учащихся)

- Определите тип предложения (Безличное,Отсутствует подлежащее)

- Почему используется такое предложение? (Обобщённость значения, близкая к пословице: форма совета, предостережения…)

-Роль придаточного : ясен ли совет без него? Нет ,там кроется причина.

Вывод: При создании высказывания играет роль синтаксическая форма и главной и придаточной части СПП.

Задание 2.

Союз ИБО в последнем предложении, какие союзы синонимичны? (так как, потому что). Что меняется при замене? Проведём

Стилистический эксперимент:

  • Держись совета сердца твоего, так как нет никого для тебя вернее его.

Уместен ли этот союз в данном стиле афоризма? Нет. Почему?

  • Если бы вы не знали первоначальный вариант данного выражения, какой союз бы вы употребили сами скорее всего ? Скорее всего союз потому что –привычный, употребительный именно в разговорной речи.

  • Та почему всё-таки употребляется непривычеый для нас союз ИБО? Значит есть в этот должный смысл? Да,это устаревшее слово-союз. Вносит оттенок архаичности :древнее-значит мудрое,прошедшее проверку веками ,имеющее право на то,что бы поучать на с из глубины веков. Ветхий Завет,без сомнения прав.

  • Вывод: для более тонкого, точного выражения мысли важна и такая деталь как союз .используемый в афоризмах.

Таким образом, мастера слова нередко обращаются к коммуникативным функциям сложных предложений.

4.2.Учитель: Рассмотрим ещё один вариант строения сложного предложения в повести В.Кривицкого «Военная косточка».

Вашему вниманию предложение: «Явитесь в штаб фронта-попросите машину».

Задание. С каким ударением надо читать это предложение и как это можно обосновать синтаксически?

Смысл этого предложения можно понять по-разному.1. Зависимо от постановки ударения.2. Во втором случае, как глаголы повелительного наклонения.3. В третьем случае -бессоюзное сложное предложение,с придаточной частью времени, а можно и условия. Подходят союзы и когда и если.

Вывод: Таким образом, мы имеем три варианта прочтения одного и того же предложения. Это говорит о многогранных возможностях сложных предложений русского языка.

    1. Учитель. А теперь, ребята, обратимся к поэтическому творчеству Константина Бальмонта .: "Как сердцу высказать себя?" Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья

Справка:

В 1912 году вышел сборник стихотворений русского поэта Константина Бальмонта "Зарево зорь", написанный под впечатлением от поездки поэта по Египту, "святой стране пирамид". Одно из стихотворений цикла "Потухшие вулканы" называется "Где б я ни странствовал:".

(Тексты стихотворения на каждой парте учащихся)

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ К. БАЛЬМОНТА "ГДЕ Б Я НИ СТРАНСТВОВАЛ:".

Цель: увидеть экспрессивную роль сложных предложений (самоконтроль).

Словарь: ЭКСПРЕССИЯ - передача чувств, волнения.

        "ГДЕ Б Я НИ СТРАНСТВОВАЛ:" 
Где б я ни странствовал, везде припоминаю 
Мои душистые леса.
Болота и поля, в полях - от края к краю - 
Родимых кашек полоса.
Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу 
Мои родные васильки.
И, в прошлое открыв таинственную дверцу,
Схожу я к берегу реки.
У старой мельницы привязанная лодка, - 
Я льну к прохладе серебра.
И так чарующе и так узывно-четко 
Душа поет: "Вернись. Пора".

Задание 1.Читаем стихотворение, а потом проводим наблюдения над языком.

-Чем интересно название стихотворения?

-О чем же это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его?

-В стихотворении два сложноподчиненных предложения с придаточными предложениями места.

  • Попробуем провести эксперимент: как стихотворение звучало бы без них?

: везде припоминаю 
Мои душистые леса.
: так нежно снятся сердцу 
Мои родные васильки.

Что изменилось? Без придаточных предложений места, главная мысль стихотворения не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно. Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное места вынесено в начало, что усиливает звучание главного предложения (попробуем поменять местами главное и придаточное - эмоциональное напряжение пропадает); усилительная частица НИ создает оттенок обобщения ГДЕ Б НИ: - значит, везде поэт вспоминает Родину, значит, нет такого места на земле, которое могло бы заставить его забыть о ней.

Итак, мы убедились, что сложноподчиненные предложения могут играть экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское "Я».

V. ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ.

Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.

ВОПРОСЫ:

  1. Какие особенности сложных предложения вы нашли литературных текстах?

  2. С какими возможностями сложных предложений мы встретились?

  3. Коммуникативные функции сложного предложения. К какому выводу вы пришли, говоря об этом?

  4. Как вы поняли, что такое экспрессивная роль сложных предложений?

VI. Синквейн

(вариант работы учащейся)

1.Сложное предложение

2.Многогранное, многозначное.

3.Раскрывает, добавляет, удивляет.

4.Сила и вкус слова.

5.Открытие.

Итоги урока.

Д/З : Анализ афористических предложений в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» ( на выбор несколько афоризмов)

Список литературы:

  1. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики. Спб., 2001;

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. Т.1: А-З. – М.: ТЕРРА, 1995, с.607;

  3. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Воронеж, 2001;

  4. Липгарт А.А. Основы лингвопоэтики. М.: Диалог – МГУ, 1999;

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Рус.яз., 1984, с.183;

  6. Поэтика текста: Терминологический словарь-справочник / авт. и сост. А.В. Султанова; под ред. Л.В.Шамрей. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004;

  7. Султанова А.В. Лингвопоэтический анализ художественного произведения (Теория вопроса) // Пушкинский альманах: сборник научно-методических материалов. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.

  8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. М., 2002.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconРазработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение...
Название работы: Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи»

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе, программа «Школа 2100»
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Харанорская сош№40, Забайкальский край, Борзинский р-он, п г т. Шерловая Гора

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс значимая часть слова»
Мбоу «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconМетодическая разработка урока английского языка в 7 классе «Ориентация в городе»
Название работы: методическая разработка урока английского языка в 7 классе «Ориентация в городе»

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconМетодическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме «моя школьная жизнь»

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconРазработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов...
Название работы: Разработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов и приставок»

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Печенкина Татьяна Орестовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Русский Камешкир Пензенской области

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconУрока: урок – семинар Цели урока
Методическая разработка урока-семинара по истории в 11 классе «Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе iconКонспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению...
Учитель русского языка и литературы моу богдашкинская средняя общеобразовательная школа мо «Цильнинский район» Ульяновской области...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную