И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном


lit.na5bal.ru > Литература > План урока
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Разработка открытого урока по русскому языку

4 класс

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ»

Провела:

учитель начальных классов:

Тарабаркина Н.Е.

2015 г.

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

Задачи:

  • Повторить, какова роль имени существительного в речи, постоянные и непостоянные признаки имен существительных, какими членами предложения являются имена существительные, разбор имени существительного как части речи.

  • Развивать умение выделять главное, речь учащихся, познавательный интерес.

  • Воспитывать патриотические чувства любви к родному краю, культуре .

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Форма проведения урока: урок открытых мыслей.

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

Дидактические средства: магнитофон, картинки реки, леса, животных; фотография “Осень в лесу”, толковый словарь, схема, “Части речи”; таблички: имя существительное, одушевленное, неодушевленное, кто?, что?, род, число, постоянные признаки, непостоянные признаки, опорные схемы, “огоньки” салюта, алгоритм разбора имени существительного как части речи.

Методическая литература:

1. Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: “ Баласс”, 2002.
2. Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В, Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса (1–4). Под научной редакцией академика А. А Леонтьева. – М.: “Баласс”, 2002.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.; 1997.

План урока

1. Оргмомент. Чтение стихотворения С. Вишневского (музыкальное оформление).
2. Минутка чистописания.
3. Языковая разминка.
4. Введение в раздел. Проверка домашнего задания.
5. Сообщение темы и цели урока.
6. Повторяем то, что знаем:

1. Роль имен существительных в речи.
2. Признаки имен существительных.
3. Физкультминутка.
4. Какими членами предложения являются имена существительные как части речи.

7. Упражнение в разборе имен сущ. как части речи. 
8. Гимнастика для глаз.
9. Работа над развитием устной речи: рассказ по картинкам.
10. Итог урока. Самооценка. Комментирование оценок учителем.

ХОД УРОКА

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Языковая разминка.

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

1. – Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим.

– Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник.)

– В каком слове есть другая орфограмма-буква? (Егерь.)

– Значение какого слова непонятно? (Егерь.)

– Обратимся к толковому словарю.

1) Егерь – охотник-профессионал (устар.)

2) Егерь-охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.

Индивидуальная работа у доски. 1 ученик разбирает по составу слова:водомерка, тростник. Остальные работают с учителем.
2. – Обозначьте все орфограммы.

3. – Разберите по составу слово

4. – Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

5. – Что объединяет эти слова? (Это имена существительные.)
c:\documents and settings\admin\рабочий стол\121212.jpg
II. Формулирование проблемы.

– Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).

– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

Используется мотивирующий приём.

– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

Существительное

– Какой буквы не хватает? (ь.) Какова её роль в этом слове?

– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)

– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения.

– Давайте составим план урока.
4. Введение в раздел. Проверка домашнего задания

– Откройте учебник на с. 65 и прочитайте название нового большого раздела. (Слово.)

– Проверим домашнее задание.

– С помощью схемы-подсказки, вспомните, на какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные.)

– Какие вы знаете самостоятельные части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.)

– Служебные? (Союзы и предлоги.)

– Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)

– Слова – главный работник в языке, с их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния и т. д. Без слов мы бы не могли сформулировать мысли. В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

5. Сообщение темы и цели урока.

– Слова, какой части речи мы чаще всего употребляем? (Имени существительного.)

– Проверьте свои предложения, составив слово из первых букв языковой разминки. (Существ.)

– Дайте полное название этой части речи (Имя существительное.) На доску вывешивается табличка, на которой написано: “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”

– Сегодня на уроке мы вспомнили о постоянных и непостоянных признаках имен существительных.

6. Повторяем то, что знаем.

1) Роль имен существительных в речи.

Упр. 102, с. 65.

– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”.

– Где происходят события? (У самого леса.)

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\14141414.jpg

– Какие части речи преобладают в этом тексте? (Имена сущ., их – 19 , слов других частей речи – 34.)

– Какую роль они играют? (Обозначают предметы, явления, состояния и т.д.)

Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.

2) Признаки имен существительных.

Упр. 103, с. 65 выполняют на доске 2 ученика по заданию:

– Выписать в два столбика по 3 одушевленных и 3 неодушевленных имени существительного в начальной форме. Указать род, число каждого существительного.

Остальные учащиеся работают в тетради.

одуш. (кто?)

Охотник – м. р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч.
Внучок – м.р., ед.ч.

неодуш. (что?)

избушка – ж. р., ед.ч.
лес – м.р., ед. ч
свет – м.р., ед. ч.

– Для тех, кто работал быстро, объем работы увеличивается.

Проверка.

– Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.)

Вывод фиксируется с помощью табличек на доске:

постоянные признаки

одуш.
неодуш.
род

непостоянные признаки

число

3) Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

4) Какими членами предложения являются имена существительные?

– Отгадайте загадки:

Л_сной богатыр_ т_скает гру_ т_желее себя. (Муравей.)

Посреди п_ляны л_ж_т красный колобок. (Лиса.)

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\13131313.jpg

– Назовите слова к опорным схемам; объясните правописание:

  • безударная гласная в корне (лесной, таскает, тяжелее, поляны, лежит);

  • парная согласная на конце слова (груз);

  • мягкий знак – показатель мягкости (богатырь);

  • гласная после шипящих (лежит).

– Спишите текст загадки по вариантам.

У доски будут работать двое.

– Найдите имена существительные, надпишите существительные.

– Подчеркните грамматические основы.

– Сделайте вывод.

– Какими членами предложения являются имена существительные?

Вывод. Имена существительные могут быть и главными и второстепенными членами.

7. Упражнение в разборе имен существительных как части речи.

Упр. 105, с. 66.

– Прочитайте текст про себя.

Гимнастика для глаз. Широко открыть, поморгать, посмотреть вдаль.

– В какое время года охотился В. Бианки со своим сыном? (Осенью.)

– Почему охотиться было трудно? (Ответы детей.)

– Поставьте, где нужно, c:\documents and settings\admin\рабочий стол\15151515.jpgзапятые.

– Прочитайте предложения, в которых вы поставили запятые.

Объясните постановку запятых в этих предложениях. (1-е с однородными членами, последнее – сложное предложение из двух частей.)

Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота, охотиться.

– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите части речи.

Охота (сущ.), охотиться (гл.), охотник (сущ.), охотно (нар.),охотный (прил.).

– Сделайте вывод.

Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

Выполните разбор имен существительных, обозначенных цифрой 3, как часть речи по алгоритму.

– Слова будем записывать сокращенно.

  • 1-е слово у доски

  • 2-е слово с комментированием.

  • 3-е слово самостоятельно. (Взаимопроверка.)

8. Домашнее задание: упр. 106, с 66– 67.

9. Работа над развитием устной речи.

– Составьте рассказ о нашем крае по картинкам, употребив как можно больше имен существительных.

(Заслушивается рассказ.)

10. Итог.

– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)

– Что еще узнали об имени существительном? (Ответы детей)

Самооценка.

– Оцените свою работу на уроке. Возьмите столько “огоньков”, сколько вы заработали. Положите на парту. “Вспыхивают” огоньки праздничного салюта. Учитель комментирует оценки. Самые активные ребята прикрепляют “огоньки” к доске.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconУрок в 8 классе по теме: «Вводные слова, предложения и вставные конструкции»
Эпиграф урока: То, что мы знаем, ограниченно, а то, что мы не знаем, бесконечно

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconУрока: Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя существительное»
Краткое описание: урок с презентацией позволяет в увлекательной форме обобщить знания по теме "Имя существительное " в 4 классе

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconТема: Лексика говора семейских Селенгинского района села Ягодное
Знаем ли мы русский язык? Конечно же, да, ведь мы говорим на нем с детства. И конечно, нет. Многие согласятся со мной, что мы не...

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconЧто мы знаем о пчеле?
Эти вопросы я решила ответить в моей исследовательской работе.( Цели,задачи, гипотеза)

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном icon«Нужно очень много знать, чтобы понять, как мало мы знаем»
Было время, когда казалось, что об этом элементе известно все, что необходимо, хотя в действительности знали очень немного. А большего...

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном icon1001 избранный советский политический анекдот
Лектор говорит, что коммунизм уже на горизонте. Ему вопрос: а что такое горизонт?

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconИспользование психологических методик на логопедических занятиях
А мы знаем, что для эффективности занятий очень важен положительный эмоциональный настрой и заинтересованность ребенка. Чтобы добиться...

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconУрок литературы 10 класс Тема: Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина синтез его творчества
Стих это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздавался...

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconПроект на тему «Кислотность одно из свойств организма»
Мы даже не знаем, как реагирует наш организм на употребление различной пищи, что пища имеет разную pH среду. В учебниках биологии...

И мя существительное, что мы уже знаем об имени существительном iconИмени Героя Советского Союза Ф. Т. Жарова города Шатуры
Люди уже давно поняли и по заслугам оценили свойства плодов, листьев, цветов и коры кустарника из семейства розоцветных. К сожалению,...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную