Печенкина Татьяна Орестовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Русский Камешкир Пензенской области
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе Тема: «Разносклоняемые имена существительные».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Авторы УМК: М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
Цели урока: познакомиться с группой разносклоняемых существительных, учиться их изменять, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствование навыков правильного написания падежных окончаний существительных; формирование умения мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
Деятельностная цель: развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
Образовательная цель: создать устойчивое представление о разносклоняемых именах существительных; научить склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный материал.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Планируемые результаты:
Личностные: договариваться и приходить к общему решению
Предметные: знать, какие слова называются разносклоняемыми, уметь отличать их и изменять по падежам, обосновывая выбор гласной в окончании
Метапредметные: работа со схемами, развитие мотивации к аналитической деятельности.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| Оргмомент
| Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте попробуем настроиться на общение друг с другом. Постарайтесь повторить ритм моих хлопков. Вначале слушаете, затем все вместе хлопаете. Начали.
- Молодцы! Не разъединяйте ладоней! Послушайте одну историю о мудреце.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Все в твоих руках...”
-У нас в ладошках сейчас тоже спрятана бабочка, она яркая, разноцветная. Её зовут «Успех урока». И от нас с вами зависит, то ли мы её выпустим на волю и посмотрим, как красив её полёт, либо соединим ладошки и раздавим дивную бабочку. Каждый решает для себя. Мне приятно общаться с вами, я хочу, чтобы на уроке вам было интересно и приятно работать, я выпускаю свою бабочку. А теперь примите решение вы. Итак, мы с вами решили работать. Пора приниматься за дело. Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».
| Подготовка класса к работе.
| Настрой на позитивное начало урока(Л)
| 2. Мотивация
| Включение в деловой ритм.
Работа с эпиграфом к уроку. (слайд1)
ЭПИГРАФ «От доброго семени – добрый всход».
- Как понимаете эту пословицу? Запишите в тетрадь.
- Надеюсь, от нашей плодотворной работы тоже будет добрый всход.
| Отвечают на вопрос учителя. Объясняют пословицу.
| Умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли (К)
| 3.Актуализация знаний
(разминка)
| Даёт задание на повторение пройденного материала.
Создание проблемной ситуации.
- На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по миру Морфологии и заглянули в страну Существительное. Мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сегодня мы продолжим путешествие по этой стране.
(слайд 2)
- Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Перед вами лежат оценочные листы, в которых вы будете ставить баллы за свою работу на протяжении всего урока.
Поиграем в игру «Да или нет» (слайд 3) – по цепочке
1)Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что?
2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
3) Падеж – это непостоянный признак существительного.
4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.
5) Слово «помощь» - существительное 3 скл.
6) Имена существительные являются одушевленными и неодушевленными.
7) Слово «дорога» - существительное 1 спряжения.
-Оцените себя.
-Чтобы продолжить наш путь, необходимо подытожить работу на этом этапе и составить модель существительного (один ученик на доске, остальные – самостоятельно). Замечания.
-Не забываем оценивать себя.
- Ребята, важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. Поэтому следующее задание связано именно с этим правилом. Вам даны имена существительные.
Папа, ночь, знамя, поле
Ваша задача – просклонять их. У доски работают по очереди… (4 человека)
-Определите у них склонение.
| Готовятся к работе.
Отвечают на вопросы , ставя + или – на каждый вопрос.
Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.
Работают в тетрадях.
Проводят выборочную работу.
По «цепочке» отвечают на вопросы.
Самостоятельно создают модель существительного.
Склоняют имена существительные, выясняют, что у одного слова не могут определить склонение.
| Выборочная работа (П)
Логические действия (П)
Самоопределение (Л)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
| 4.Формирование новых знаний
| Ставит задачу, определить тему урока после выполнения задания в парах.
Даёт инструкцию.
Просит записать тему урока.
Создаёт ситуацию успеха.
(Чтение теоретического материала, сопоставление его с личными «открытиями»)
- Почему у слова «знамя» не можем определить склонение?
- Верно. У него в разных падежах окончания разных склонений. Поэтому оно и будет называться разносклоняемое.
- В этом слове, ребята, есть еще один секрет. Чтобы его раскрыть, надо слово разобрать по составу. Сравните структуру слова в им.п. и р. п. Чем различаются? Как вы назвали бы этот процесс? (нулевой суффикс, беглый суффикс).
- Итак, тема нашего урока? (Разносклоняемые имена существительные)- 4 слайд
- Перед вами необычная картинка. (5 слайд) Она отражает тему нашего урока. Найдите все разносклоняемые имена существительные, какие видите на рисунке. (Работа в парах).
- Проверьте себя по учебнику. (стр.136) Оцените работу
- Значение каких слов вам не понятно? Обратимся к словарю.
- 1 ряд ищет значение слова бремя
2 ряд – стремя, 3 ряд – темя.
Результат работы – слайд 6 (значение слов)
|
Записывают тему урока.
- Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(узнать, какие имена существительные являются разносклоняемыми)
- А чему мы должны научиться?
(видеть разносклоняемые имена существительные, уметь отличать их от существительных 1,2,3 склонений).
Работают в парах. Проверяют свою работу по учебнику.
Работают с толковыми словарями.
Зачитатывают значение слов.
Бремя – 1. тяжелая ноша. 2 перен. Нечто тяжкое, трудное
Стремя - железная дущка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника
Темя – верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями
| Извлечение необходимой информации из текста (П)
Работа в паре (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л)
| 5. Первичное закрепление и проговаривание вслух
| Чтобы вам легче и веселее было запомнить эти слова, я предлагаю прочесть стихотворение. Но вот досада, некоторые слова не пропечатались. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу. (слайд 7) (работа в группах)
В стародавнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевать седло и … -
Необразованное было это … .
Трудно им было жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает …,
Над тем как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
Проверка. Чтение хором. (слайд 8)
- Поставьте себе оценку за работу в группе
| Работа в группах
| Игровой момент (К)
Контроль (Р)
Классификация (П) Работа в группах (К)
| 6. Физкультминутка
| Организовывает физкультминутку
- Давайте отдохнем, а потом с новыми силами продолжим работу
| Выполняют физкультминутку
|
Саморегуляция физического и психического состояния (Р)
| 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Даёт задание для самостоятельной работы с образцом выполнения.
Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж
(Не) знать имен… (на-мя),
к булатному стремен… (на – мя),
пр…выкнуть к бремен… (на – мя),
к…рмить по времен…(на – мя),
приглядеться к пламен… (на – мя),
в проросшем семен…(на – мя),
герб на знамен…(на – мя),
представление о времен…(на – мя),
освободил ногу из стремен…(на – мя),
ударить по темен…(на – мя),
о древнем племен… (на – мя)
Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.
Проверьте (слайд 9 с ответами). Оцените себя
| 3. Работают самостоятельно в тетрадях.
Проверяют, делают вывод.
|
Самоопределение (Л)
Выполнение действий по алгоритму (П)
Коррекция (Р)
| 8. Включение в систему знаний и повторение
| ТЕСТ (СЛАЙД 10)
1.К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
| Выполняют тест. Оценивают свой результат. Обсуждают выбор в парах.
| Постановка и формулирование проблемы (П)
Самостоятельная работа (К)
Работа в парах.
| 9.Домашнее задание
| Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
Сочинить сказку, используя разносклоняемые слова
Найти пословицы, в которых использованы разносклоняемые слова
Откройте тайну шифра
БВВЗИПППССТ
(слайд 13)
Советует поработать со словарем Даля, в котором большое количество пословиц.
| Записывают задание в дневник.
| Дифференцированные задания (П., Л)
| 10. Рефлексия
| Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы.
- Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведем итог.
- С каким настроением вы уходите с урока?
-Интересно ли было изучать новый материал?
- Что нового узнали?
-Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?
-Какое задание показалось сложным, простым, интересным?
- Посчитайте, сколько баллов вы набрали, поставьте себе оценку за урок. (слайд 14 с летающими бабочками).
| Составляют внутреннюю речь.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу.
Заполняют оценочный лист (таблица).
| Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
|
|