Программа дисциплины утверждаю


страница1/4
lit.na5bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

современного русского языка

Института филологии,

массовой информации и психологии

Л. Н. Храмцова ____________

«___» ____________ 20__г.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК ИНОСТРАННОМУ


Направление подготовки:

032700.68 Филология
Магистерская программа:

Русский язык как иностранный

Степень выпускника:

Магистр

Форма обучения:

Заочная

Новосибирск 2012

СОСТАВИТЕЛЬ – Новосёлова Ольга Аркадьевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры современного русского языка ________________

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры современного русского языка

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

СОГЛАСОВАНО
Директор ________________________ Е. Ю. Булыгина

Начальник УМАиД _______________ Ю.В. Северина


Директор библиотеки ______________ Л.Н. Есина


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью освоения дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» является подготовка магистрантов к решению следующих задач профессиональной деятельности:

а) формирование научно-методической базы, создающей возможность в будущей деятельности выступать в качестве преподавателя русского языка как иностранного (далее – РКИ)

б) выработка навыков самостоятельной работы с научно-методической литературой по РКИ, а также обеспечение формирования профессионально-методических компетенций у будущих преподавателей РКИ.

В курсе решается задача подготовки магистрантов к обучению русскому языку инофонов. Студенты ориентированы на овладение понятийно-терминологическим аппаратом, необходимым им в процессе практической деятельности, а также в самостоятельной научно-методической работе.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» (М2.В.ОД.2) является обязательной дисциплиной профессионального цикла вариативной части учебного плана магистерской программы «Русский язык как иностранный» по направлению 032700.68 Филология.

Дисциплина изучается на 1- 2 курсах.

Актуальность учебной дисциплины «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного» обусловлена тем, что при ее изучении формируется профессионально-методическая база будущих преподавателей РКИ. Данный учебный курс тесно связан по специализации с такими дисциплинами, как «Методика обучения видам речевой деятельности» и «Лингводидактическое описание русского языка как иностранного». В совокупности они системно развивают способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ПК-6), выступающую в качестве ведущей при профессиональной подготовке преподавателей РКИ. Комплекс вышеназванных курсов способствует также формированию у будущих преподавателей навыков подготовки учебно-методических материалов, обеспечивающих учебный процесс (ПК-10).

Данная учебная дисциплина занимает важное место в профессиональной подготовке магистранта. Во-первых, при её изучении происходит знакомство с основными моделями построения процесса обучения РКИ, развиваются: навыки планирования образовательного процесса (ПК-17), а также, как и в учебном курсе «Методика обучения видам речевой деятельности», формируются необходимые навыки и умения для подготовки учебных занятий и внеклассных мероприятий по РКИ (ПК-9).

Во-вторых, освоение данной учебной дисциплины необходимо для реализации профессиональных компетенций будущего преподавателя. Центральной задачей данного курса выступает владение методической базой, а также практическими навыками и умениями организации и проведения эффективных учебных занятий по РКИ (ПК-20).

Преподавание дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» по специализации тесно связано с такими учебными курсами, как «Теория и практика лингводидактического тестирования», «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному», «Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному», «Обучение русскому языку как средству делового общения», «Педагогическое общение», «Психолингвистические аспекты изучения языка».

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль осуществляется в форме анализа учебно-методических материалов учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному, подготовки выступлений на занятии по особенностям методики обучения русскому языку как иностранному (неродному).

Промежуточная аттестация осуществляется сначала в форме зачета, который проводится в виде презентации конспектов уроков различной тематики и их анализа, а затем в форме экзамена, который проходит по билетам, включающим вопрос для устного ответа и практическое задание.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-17, ПК-20 (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности

Знать: основные теоретические положения и понятия методики преподавания РКИ как науки и как технологии.

Уметь: анализировать цели учебного занятия и внеклассного мероприятия, отобранный материал в соответствии с целями занятия, особенностями обучаемого контингента, ведущий вид речевой деятельности, представленные в разработанном уроке.

Владеть: приемами совершенствования представленного в уроке учебника содержания, выбранных типов упражнений и других видов учебной деятельности в соответствии с конкретной целью обучения.

ПК-9 – владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионально образования

Знать: основные теоретические положения и понятия методики преподавания РКИ как науки и как технологии.

Уметь: определять цели учебного занятия и внеклассного мероприятия, отбирать материал в соответствии с целями занятия, особенностями обучаемого контингента, определять ведущий вид речевой деятельности.

Владеть: приемами создания мотивации у учащихся – инофонов, навыками выбора оптимальной структуры занятия (внеклассного мероприятия) для конкретной цели и содержания.

ПК-10 – владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам

Знать: основную научно-методическую и учебную литературу по обучению РКИ; основные особенности системы русского языка с целью выявления отличий от системы родного языка учащегося

Уметь: анализировать языковой материал с точки зрения возможных трудностей для обучаемого контингента иностранных учащихся и находить пути преодоления этих трудностей

Владеть: навыками подготовки учебно-методических материалов по русскому языку как иностранному

ПК-17 – знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии

Знать: закономерности построения процесса обучения, основные модели построения процесса обучения РКИ: основные особенности системы русского языка с целью выявления ее отличий от системы родного языка учащегося и последующего учета их в практике преподавания

Уметь: учитывать при проектировании структуры и содержания учебного процесса особенности системы изучаемого и родного языков, методические, психологические, социокультурные и языковые трудности овладения неродным языком

Владеть: навыками планирования образовательного процесса

ПК-20– владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций

Знать: ведущие дидактические принципы обучения РКИ, основные психологические принципы обучения РКИ, лингвистические и методические принципы обучения РКИ

Уметь: учитывать при организации и проведении учебного занятия обстоятельства обучения: уровень подготовленности учащихся, их психологические особенности, цели обучения

Владеть: навыками обучения средствам общения на русском языке как иностранном, обучения устному и письменному общению на русском языке как иностранном
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную