![]() ![]() ![]() Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) Управление по делам образования Администрации города Челябинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 10 г. Челябинска (МБОУ гимназия № 10) Россия, 454080, г.Челябинск, ул. Елькина, д. 10, телефон: 263-56-04 ![]() Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование Домашнее задание исследовательского характера как средство становления познавательной самостоятельности старших школьников (на примере анализа хронотопа рассказа А.П.Чехова «Невеста») автор: Герасименко Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №10 г.Челябинска Челябинск, 2015 Изучение теории литературы в школе является далеко не решённой и насущной проблемой. Многие педагоги задают себе вопрос: «Нужны ли ученикам, и без того не желающим читать, знания о хореях и ямбах, об архитектонике и художественной форме? Не попусту ли время тратится?» Думаем, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Конечно, теоретические аспекты изучения литературного произведения не должны заслонять собою восприятия ребёнком изображаемых в произведении событий и переживания за судьбы понравившихся героев. Но нам представляется неверным и подход, полностью исключающий анализ произведения с точки зрения формы и её связи с содержанием. Мы не склонны считать, что задача школьного учителя – сделать каждого ребёнка литературоведом, но уверены, что цель уроков литературы – вырастить вдумчивого читателя. Приучая детей к поверхностному восприятию произведения и довольствуясь такой оценкой книги и героя, как «плохой – хороший», «нравится – не нравится», мы заведомо отдаляем учеников от того глубинного смысла, который хранит в своих недрах литература. Многие литературоведческие категории школьнику осмыслить нелегко. К таковым прежде всего относятся понятия «традиция» и «новаторство», «автор» и «лирический герой», «художественный метод» и «хронотоп». Для подтверждения правомерности их введения в школьный курс изучения литературы сошлёмся на слова Г.А.Гуковского, который писал: «Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победой…И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден, об этом говорит и наш умный язык»1. На наш взгляд, одним из самых логичных способов сделать трудный путь изучения литературы творческим и приносящим радость может стать приобщение учеников к исследовательской работе: ведь людям «бесконечно важно всё то, что из круга предписанных действий ведёт в область самостоятельных поисков и открытий».2 Конечно, открытия школьников вряд ли станут новой страницей в литературоведении, но, научившись самостоятельно мыслить, дети смогут с уверенностью листать страницы собственной жизни и получать от этого удовольствие. Не стоит, однако, думать, что все учащиеся подготовлены к той исследовательской работе, которую им может предложить учитель. Недаром М.Г.Качурин подчёркивает, что «…учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников»3. На наш взгляд, необходимыми условиями становления ученика-исследователя является постепенное введение в учебный процесс заданий исследовательского характера и отработка навыков анализа, синтеза, аналогии, дедукции и индукции на материале художественной литературы. К сожалению, время, выделяемое программой на изучение литературы в школе, ограничивает учителя и в количестве предлагаемых для исследования проблем, и в масштабе заданий. Хорошей возможностью устранить поверхностный подход к искусству слова, не меняя временных рамок действующей программы, является внедрение домашних заданий исследовательского характера. Приведём примерные варианты исследовательских домашних заданий, связанных с одной из важных и сложных для учащихся проблем, проблемой хронотопа художественного произведения, и рассмотрим её на примере рассказа А.П.Чехова «Невеста». На первом этапе исследовательской работы необходимо дать задание (одному ученику или нескольким) найти определение термина «хронотоп» и, изучив предложенную литературу, выявить основные моменты в осмыслении проблемы соотношения времени и пространства художественного произведения литературоведами. Задание целесообразно предложить учащимся не перед изучением планируемой темы и даже не перед изучением творчества А.П.Чехова, а в связи с небольшим произведением другого автора (в качестве опорной точки можно выбрать рассказы И.С.Тургенева или Л.Н.Толстого). Ученик, выполнивший под руководством учителя задание, обязательно должен выступить с сообщением перед одноклассниками. Задача учителя – расставить акценты в изучаемой проблеме и показать на примере одного из рассказов (например, «После бала» Л.Н.Толстого), как хронотоп обнаруживается в тексте и какова его функция в реализации идейно-художественного замысла писателя. Учитель, на наш взгляд, должен обратить внимание учащихся на следующие моменты в рассмотрении проблемы хронотопа художественного произведения: 1.Лессинг в своей работе «Лаокоон» определил литературу как «временной вид искусства»4, объясняя это тем, что, в первую очередь, она воспроизводит действия, а предметы и явления в её изображении следуют друг за другом. Конечно, это не означает, что художник должен детально описывать течение времени, прослеживать жизнь героев в мельчайших подробностях. Читательскому восприятию может быть представлен один или несколько дней из жизни героя, но события и явления будут всё равно располагаться последовательно, как это свойственно временному потоку. 2.Хотя в освоении пространства литература и уступает живописи, но пространство в художественном произведении, безусловно, присутствует и неразрывно связано со временем. По мнению М.М.Бахтина, приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысляется и измеряется временем, в этом и заключается особенность художественного хронотопа. 3.Итак, хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений; категории времени и пространства в художественном произведении неразрывно связаны, и время, исходя из законов диалектики, понимается как «психологическое определение пространства». Хронотоп обусловливает жанр произведения и образ человека в литературе. 4.Анализируя рассказ «После бала», учитель должен ввести в оборот такие понятия, как «биографическое время», «психологическое время»; показать, что пространство во многом определено мыслями, чувствами, поступками героев. Так может быть организован подготовительный этап к исследовательской работе учащихся, связанной с проблемой временных и пространственных отношений в произведениях А.П.Чехова. Нам представляется, что благодатной почвой для анализа хронотопа может стать рассказ «Невеста». Выбор произведения обусловлен стремлением показать, как содержание художественного произведения неразрывно связано с его формой и как идея автора определяет особенности времени и пространства в произведении художественной литературы. Домашние задания по данной проблеме могут быть как групповыми, так и индивидуальными, но с непременным обобщением на уровне всего коллектива. Количество учащихся, выполняющих один вариант исследовательского задания, не ограничено и может меняться в зависимости от численности класса. На наш взгляд, оптимальной для такого урока будет установка: «Задание – каждому по силам и способностям». Результатом исследования может стать заполнение таблицы «Время и пространство в рассказе А.П.Чехова «Невеста». Для повышения качества выполнения задания целесообразно разделить учащихся на шесть групп (число групп определено количеством глав рассказа). Школьникам с низким уровнем познавательной активности можно предложить заполнить таблицу, в которой учителем сделана образцовая запись. Сильным ученикам достаточно дать чёткие указания по составлению. Можно предложить ребятам делать «памятки», которые будут содержать их собственные размышления по поводу соотношения времени и пространства на заданном промежутке текста. Эти примечания станут опорной точкой для работы в классе. В качестве примера мы предлагаем часть таблицы, которая, предположительно, будет выглядеть так:
Работа в классе может быть организована следующим образом: 1.Сначала каждая группа сообщает свои предположения по поводу пространства рассказа «Невеста». При помощи учителя ребята должны прийти к выводу, что, невзирая на значимость категории пространства и на её непременную связь со временем, она в этом произведении не главная. 2. Вторым этапом работы может быть составление сводной таблицы «Типы времени в рассказе А.П.Чехова «Невеста». Опираясь на домашнее исследование, ученики должны найти в произведении приметы четырёх типов времени и при помощи учителя прийти выводам, что в рассказе есть «природное время»: а) время года: весна – лето – осень – зима («Прошла осень, за ней прошла зима. В мае после экзаменов она…поехала домой», «Он был всё такой же, как и прошлым летом…» и т.д.); б) время суток: утро – день – вечер – ночь («…на другой день утром…», «Приехала Надя в полдень», «перед вечером приходил Андрей Андреич…», «А мысли были всё те же, что и в прошлую ночь …» и т.д.); в) время, измеряемое часами и минутами: «Было уже часов десять вечера» – «Надя вышла в сад на минутку» - « …когда пробило двенадцать» – два часа ночи и т.д. Смена «природного времени» влечёт к изменению пространства (природы), но это изменение внутри циклов, которые между собой очень похожи (утро бывает пасмурным, бывает ясным, но оно остаётся утром). Также в рассказе есть «время биографическое», которое измеряется прошлым, настоящим и будущим героев: «Перед глазами Нади предстало всё её прошлое…», «Он десять лет назад кончил университет…», «Ей, Наде, было уже двадцать три года…», «…разворачивалось громадное, широкое будущее…» и т.д. Ещё одним важным типом времени, характерным для этого произведения, является «психологическое время», которое существует только в восприятии людей и зависит от их внутреннего состояния: «Часы идут медленно. …всё ещё тянется утро», «Время шло быстро…», «Время летело…». Не лишён рассказ и «событийного времени», но это чуть ли не пародия на него: ведь «события» в доме Шуминых – всенощная, обед, ужин и т.д. Наличие событийного времени («…после обеда…», «после ужина…», «…только что кончилась всенощная…») ярко подчёркивает отсутствие событийного ряда в жизни героев. 3. Мы считаем, что необходимо обратить внимание школьников на тот факт, что характеристика героя во многом определяется его отношением ко времени. Для Нины Ивановны, бабушки, Андрея Андреича, отца Андрея прошлое, настоящее и будущее равны; их время статично, и объяснение этому – в отсутствии деятельности. Нине Ивановне жизнь представлялась «постоянным обменом веществ»; Андрей Андреич в своём безделье видел знамение времени. Отец Андрей произносил бессмысленные фразы на старославянском языке: «Отеческого дара расточив богатство, с бессмысленными скоты пасохся окаянный…». Речь героя и его жизнь – в давно прошедшем времени. Саша обличает провинциальное общество, но сам, по большому счёту, ничем не отличается от его представителей: «Надя слышала это и в прошлом году…и знала, что иначе Саша рассуждать не может». Жизнь Александра Тимофеича не отличалась динамикой, он был не в силах изменить себя, но подталкивал к переменам других: «…всё сбиваю её, уговариваю… Хочу, чтобы жизнь свою перевернула». Время Нади в доме бабушки тоже статично. Дни текут однообразно, но с шестнадцати лет девушке претит это однообразие. Выход она видит только в замужестве, о котором мечтала день и ночь вплоть до своих двадцати трёх лет. Но в преддверии свадьбы даже ночи для неё становятся такими же томительными и длинными, как дни. Героиня понимает, что замужество – это выход в «жизнь без перемены, без конца!» Отличие Нади от других героев рассказа в том, что она страстно желает преодолеть статичность времени. 4. Необходимо заострить внимание школьников на том, что преодоление статичности времени связано в этом рассказе с преодолением пространства комнаты Нади на втором этаже, всего дома Шуминых, новой квартиры на Московской улице, провинциального города и даже Москвы. Показательно, что Надя просила Сашу взять её с собой. Он же сказал: «Проводите меня до Москвы, а там вы одни поедете в Петербург». Москва всегда считалась городом, прочно связанным с традициями, статичным, а название молодой столицы России сопрягалось с ориентацией на Европу, с переменами, динамикой. Таким образом, в рассказе время тесно связано с пространством: статичное время провинции и Москвы и динамичное время природы («..где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась своя весенняя жизнь…,недоступная пониманию слабого…человека») и Петербурга. Эти типы времени и пространства намеренно противопоставляются автором, и только Наде, героине последнего чеховского рассказа, удаётся преодолеть статичное пространство, изменить своё ощущение времени и добиться счастья. Итак, время и пространство в рассказе А.П.Чехова «Невеста» тесно взаимосвязаны и являются очень важными характеристиками героев и их поступков. Пространство предстаёт как перемещение во времени: прошлое – провинциальный городок; настоящее – попытка вырваться из него; будущее – Петербург. В произведении можно выделить четыре типа времени: природное, психологическое, биографическое и событийное. Категория времени в рассказе выражает идею автора и приобретает ценностный оттенок: прошлое, статичное от безделья, – «плохо»; будущее, определяемое учёбой, деятельностью и свободой, – «хорошо». Таким образом, мы подводим учащихся к пониманию правомерности слов Лессинга о том, что в художественной литературе категория времени доминирует и определяет пространство. Итоговым моментом урока должен стать вывод: хронотоп художественного произведения – категория, которая поддаётся лишь мысленному расчленению, но, становясь на позицию исследователя, всегда можно выявить, как идея автора влияет на распределение ролей между пространством и временем. К этому выводу могут привести старшеклассников исследовательские задания по рассказу А.П.Чехова «Невеста». Итак, следует подчеркнуть, что проблема изучения хронотопа художественного произведения в школе является одной из наиболее сложных и «нелюбимых» учителями. Оптимальным решением этой проблемы мы считаем применение исследовательского метода в изучении литературы. Причём приоритетом, на наш взгляд, обладают домашние исследования учащихся, которые одним ученикам помогают сделать самостоятельные выводы по поставленной проблеме, а другим создают прочную базу для эффективной работы в классе. Школьное исследование, бесспорно, поможет ребятам увидеть, как живут эти далёкие от жизни и непонятные большинству литературоведческие категории, как они обретают смысл и как выражают идеи мастеров художественного слова. Примечание 1Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. – М.; Л., 1966. – С. 262 – 263. 2Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – С.12. 3Там же. С.3. 4Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе. – М., 1945. |
![]() | Номинация конкурса: проектная и творческая деятельность учащихся. Подраздел «Краеведение» | ![]() | Название работы: «Конспект урока в 9 классе «Традиции и новаторство комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» |
![]() | Цель занятия: познакомить с техникой моделирования из бумаги. Изготовить модели птиц | ![]() | Мбоу «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» |
![]() | Проектная работа «Умножение – это умное сложение, или как легко выучить таблицу Пифагора» | ![]() | Название работы: Урок истории в 9 классе «Социальная структура Российского общества в начале 20 века» |
![]() | Место выполнения работы: мдоу детский сад общеразвивающего вида №126 г. Комсомольск- на- амуре | ![]() | Название работы: Урок развития речи по русскому языку в 6 классе "Имя прилагательное. Грачи прилетели" |
![]() | Название работы: Литературно-художественное образование дошкольников – путь формирования современного культурного человека. (план... | ![]() | Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) |