|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоюгинская средняя общеобразовательная школа 636714 село Новоюгино Каргасокский район Томская область Ул. Центральная № 74 телефон (253) 37-1-40 – директор / факс (253) 37-1-40 E-mail: novougino@yandex.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы Протокол №___ __________________ ________________ От «__»___ ___г. «__»________ _____г. «__»_______ ____г. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 9 класс, базовый уровень Разработана Лобановой С.И., учителем русского языка и литературы п. Новоюгино 2014 г. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на учащихся 9 классов. Содержание курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык» на основе программы МО РФ по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический и календарно-тематический планы с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; перечень учебно-методического обеспечения и список литературы. Целями и задачами изучения русского языка являются: - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; - овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности род нот языка; - совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Общая характеристика курса. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Изучение каждою раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц. Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия. Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными вилами лингвистических словарей. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работ над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы. Материал курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 классе. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Место предмета в базисном учебном плане. По учебному плану на изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов (2 учебных часа в неделю). В программу МО РФ М.Т. Баранова, Т.А Ладыженской, Н.М. Шанского изменения не вносились. Учебно-методический комплект «Русский язык. 9 класс» состоит из учебника «Русский язык. 9 класс» (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова). Требования к уровню подготовки обучающихся. Ученик должен: знать и понимать:
уметь: аудирование:
чтение:
говорение:
письмо:
текст:
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
МОРФОЛОГИЯ:
ОРФОГРАФИЯ:
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
Содержание курса Международное значение русского языка. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ. Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Самодиктант. Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение. Творческая работа. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ . Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Орфография. Состав слова и словообразование. Орфография. Морфология. Повторение темы «Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Контрольное сочинение на лингвистическую тему. Учебно-тематический план. Русский язык. 9 класс.
|
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на учащихся 8 классов. Содержание курса разработано с учетом Государственного... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на учащихся 7 классов. Содержание курса разработано с учетом Государственного... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... |
![]() | Министерством образования и науки Российской Федерации в 2005 году (автор-составитель ГольцоваН. Г) и учебника «Русский язык. 10-11... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» |
![]() | Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном... | ![]() | Чоу сош «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им св пр. Иоанна Кронштадтского» |
![]() | Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений... | ![]() | Чоу сош «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им св пр. Иоанна Кронштадтского» |