Формата части «С» егэ?


lit.na5bal.ru > Литература > Вопрос
КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

ФОРМАТА ЧАСТИ «С» ЕГЭ?

Существует немало пособий, созданных для того, чтобы помочь учителю и ученику в успешном выполнении этой самой главной и самой трудной части единого государственного экзамена по русскому языку.

Автор этих строк не претендует на «открытие Америки» в данном вопросе и не стремится показаться оригинальным. Наше единственное желание – изложить свое решение проблемы и доказать, что работа части «С» ЕГЭ по русскому языку вовсе не является трудной.

Суть проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что хотя многочисленные пособия, написанные по данной проблеме, безусловно, хороши, но на их освоение, во-первых, требуется немало времени; во-вторых, все они рассчитаны, прежде всего, на учителя: каким бы адаптированным языком ни были написаны они, ни один учащийся, по большому счету, не станет их изучать, а стало быть, вся надежда на учителя, который разъяснит, сократит, адаптирует и выдаст на гора. Так или иначе, у учащихся все равно остается множество вопросов, которые сводятся к одному: как? Требуется какая-то максимально упрощенная (да, да, упрощенная), максимально короткая и максимально понятная схема неких алгоритмов, действий, которыми учащийся будет руководствоваться как шпаргалкой. Речь не идет о, так сказать, «натаскивании» или дрессировке – ни в коем случае, - а только о том, как научить быстро, в течение небольшого периода времени, и эффективно, причем всех.

Учащийся должен четко и ясно, как дважды два, представлять себе, что писать, как писать и в какой последовательности. Таким образом, работа, которая вызывает у многих страх, престанет быть даже сложной.

Автор этих строк предлагает ряд рекомендаций, которые станут самой обыкновенной, самой понятной инструкцией по выполнению данного задания – написания сочинения формата части «С» ЕГЭ по русскому языку.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

Прежде всего, надо ознакомить учащихся с критериями оценки сочинения, причем самым подробнейшим образом. Объяснить, в чем суть каждого критерия, сколько баллов за что ставится, по какой причине можно потерять баллы. Уже в десятом классе учащиеся должны всё это ясно себе представлять.

Надо добиться того, чтобы учащийся строго соблюдал композицию сочинения, в противном случае, если композиция будет произвольной, учащийся (так обычно и бывает) допустит немало логических ошибок, то есть потеряет все баллы по К5. Более того, учащийся должен понимать, что критерии оценивания сочинения и его композиция находятся в абсолютном соответствии. Эксперту должно быть всё абсолютно понятно: данная микротема – проблема, следующая микротема – комментарий, другая – авторская позиции и так далее.

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • Вступление (желательно).

  • Формулировка проблемы, поставленной в тексте.

  • Комментарий проблемы.

  • Авторская позиция по сформулированной проблеме.

  • Согласен или не согласен с автором. Формулировка собственного мнения по данной проблеме.

  • Аргумент (иллюстрация проблемы) на основании читательского опыта.

  • Аргумент (иллюстрация проблемы) на основе жизненных наблюдений.

  • Заключение (желательно).

Примечание.

Каждая микротема начинается с абзаца, следовательно, должно быть 6 (это минимальное количество) или 8 (это максимальное количество) абзацев. Правильное распределение текста на абзацы оценивается по критерию 5 (К5).

Попытаемся ответить теперь на два главных вопроса, заявленных в начале этой статьи: что писать и как писать?

ПРОБЛЕМА

Важно донести до учащихся мысль о том, что вся успешность сочинения зависит от того, смогут ли они правильно сформулировать проблему.

Проблема может быть сформулирована в разной форме: в форме вопроса (что желательно и удобно) или в форме сложноподчиненного предложения (что менее удобно и порождает, как правило, множество логических, речевых и грамматических ошибок).

Пример. Кого же можно считать настоящим человеком, человеком с большой буквы? (Проблема, сформулированная в виде вопроса.) Если проблема сформулирована в виде вопроса или ряда вопросов, то необходимо, чтобы следующей была фраза типа: «Именно такую проблему рассматривает автор» («над этой проблемой рассуждает автор» и пр.).

Проблема, рассматриваемая автором, состоит в том, что общество до сих пор еще не нашло ответа: каким же должен быть настоящий человек, кто он, какой он. (Проблема сформулирована в виде сложноподчиненного предложения.)

Примечание. Если проблема сформулирована неправильно, ставится 0 баллов сразу по четырем первым критериям (К1 – К4).

Как же добиться, чтобы учащийся всегда попадал в цель?

Алгоритм первый.

Нужно определить и четко сформулировать основную мысль текста, она же и есть авторская позиция. А потом подумать, какой можно было бы задать вопрос, чтобы ответом на него была та самая основная мысль.

В течение многих лет и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и на уроках истории, и на уроках обществознания при прочтении того или иного текста мы задаем учащимся один и тот же вопрос: какова основная мысль текста. При этом учим: не путать тему и основную мысль. Тема – это о чем написан текст: о природе, о погоде, о родине, о дружбе, о любви и пр. Основная мысль – это тезис (а тема тезисом не является), самое главное, взлелеянное в сознании автора, выстраданное, прочувствованное, - то, ради чего написан данный текст, то есть вывод, к которому автор приходит в результате размышлений, изложенных в тексте.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА = АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ = ОТВЕТ НА ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ АВТОРОМ

ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ АВТОРОМ = ПРОБЛЕМА

Эти тождества должны закрепиться в сознании учащихся как собственное имя!

Такой путь выявления проблемы можно назвать «методом от обратного».

Схема действий.

  • Тема текста.

  • О каких фактах сообщается?

  • К какому выводу приходит автор – это и есть основная мысль (она же авторская позиция).

  • Сформулировать к основной мысли, к выводу вопрос – это и есть проблема.

Алгоритм второй.

Можно попытаться сразу по прочтении текста сформулировать проблему, задав самому себе вопрос: что же больше всего беспокоит автора – это и будет проблемой. Однако, чтобы обезопасить себя от ошибки в определении проблемы, надо подумать, а есть ли в тексте четкий и ясный ответ (в каких предложениях?) на вопрос, который я выдвигаю в качестве проблемы? Если понимаешь, что ответа на сформулированный вопрос в тексте нет (вроде бы нет, то есть возникают сомнения по этому поводу), скорее всего, проблема сформулирована неверно. Вот поэтому надо настаивать, чтобы учащиеся формулировали проблему в виде вопроса, тогда и легче будет найти на него ответ, если он есть.

Схема действий.

  • Сформулировать проблему в виде вопроса или сложноподчиненного предложения.

  • Ответ на этот вопрос есть в тексте? В каких предложениях он заключен? (А ответ и является авторской позицией.)

КОММЕНТАРИЙ

По сути дела, комментарий – это оценка действий автора, его мнения. Однако можно предложить несколько вариантов комментария.

Первый вариант (самый надежный, потому в нем непременно прозвучит так называемая ссылка на автора, которая обеспечивает за комментарий 2 балла из 2 возможных.)

Содержание комментария должно быть ответом на два вопроса:

  • Почему автор считает поднимаемую проблему важной и обращается к ней?

  • Что делает автор, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме? Автор, может быть, цитирует кого-нибудь, ссылается на авторитеты, возмущается или восхищается чем-то, досадует по поводу чего-нибудь…

Второй вариант.

Можно охарактеризовать проблему с разных сторон:

  • по характеру: нравственная, социальная, философская, психологическая, иная;

  • по масштабу: личная, семейная, национальная, общечеловеческая;

  • по актуальности и важности: наболевшая, острая, злободневная, первостепенная, животрепещущая…

Однако нельзя ограничиться тем, что просто определить характер проблемы, ее масштаб и актуальность, необходимо объяснить, доказать утверждаемое: почему же проблема именно такая. И не забыть о ссылке на автора: почему же он обращается к этой, скажем, актуальной нравственной и отчасти философской проблеме?

Третий вариант - синтез первого и второго (для особо одаренных). В таком случае, вероятно, следует разбить комментарий на два абзаца.

Если вопросов нет, то перейдем к следующей композиционной части сочинения.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Как и было сказано выше, авторская позиция – это ответ автора на его же собственный вопрос, авторская позиция – это также и основная мысль текста, тот вывод, к которому автор пришел в результате размышлений, изложенных в тексте.

Как изложить авторскую позицию? Есть два варианта, а можно и совместить оба. Сначала изложить авторскую позицию своими словами, а потом процитировать одну, две фразы, в которых авторская позиция сосредоточена. Если грамотность учащегося хромает и кавычки – его заклятые враги, то можно ограничиться указанием номеров тех предложений, в которых отражена авторская позиция.

ФОРМУЛИРОВКА СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Обязательно должна быть фраза типа: «Я согласен с автором», «С автором нельзя не согласиться», «Автор, конечно, прав» и т.д.

Следует убедить учащихся, что не соглашаться с автором не стоит – не глупые вообще-то люди пишут все эти тексты. В противном случае, надо суметь доказать, что автор не прав, а главное - подобрать такие примеры из литературы и из жизни, которые опровергают авторскую позицию. Учащемуся, даже очень умному, такая задача вряд ли по силам.

Собственное мнение должно повторять авторское мнение, только иными словами или развивать авторскую мысль. Много говорить не надо – достаточно нескольких предложений.

АРГУМЕНТАЦИЯ

Следует помнить, что 1 литературный аргумент и 2 аргумента на основе жизненных наблюдений «весят» одинаково, так что в приоритете, конечно, аргумент литературный.

Литературный аргумент – это фактически картинка, иллюстрация поставленной проблемы и авторской позиции по отношению к ней. В каком, каких произведениях художественной, научно-популярной литературы – любой - рассматривается такая проблема, в образе какого, каких героев она отражена. Но недостаточно просто назвать произведение, автора и героя - надо рассмотреть, проанализировать эпизод или ряд эпизодов, в которых данная проблема отражена.

Так называемый жизненный аргумент. Учащиеся понимают это несколько упрощенно. Не обязательно называть конкретный факт: Вася ударил Ваню – вот ведь как бывает… Нет, больше ценится обобщенный аргумент. Мы наблюдаем жизнь, в голову приходят определенные мысли, мы делаем какие-то выводы. Вот эти выводы и следует изложить в качестве так называемого «жизненного аргумента».

Важно: и литературный, и жизненный аргументы следует подвести к микровыводу типа: «Вот об этом и говорит автор», «Именно такую ситуацию и рассматривает автор», «Вот о таком человеке и говорит автор, размышляя над поставленной проблемой» и т.д.

ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эти композиционные части сочинения не особенно важны, но все-таки… У сочинения должна быть законченность.

По сути дела, вступлением является сама формулировка проблемы. Но можно в самом начале сочинения порассуждать о том, какие вообще бывают проблемы: вечные и преходящие, решаемые и неразрешимые, философские, социальные, нравственные, социальные и прочие. И перейти к проблеме, сказав, что одну из таких проблем и рассматривает автор.

О теме текста в сочинении лучше не говорить, потому что у эксперта может возникнуть вредная мысль о том, что учащийся не понимает разницы между проблемой и темой, что повлечет за собой «присвоение» фактической ошибки.

Что же касается заключения, то оно может представлять собой несколько фраз о том, насколько данная проблема злободневна, решаема. Можно связать ее с другой, смежной проблемой.

КЛИШЕ

Чтобы работа над сочинением продвигалась успешнее, учитель должен сочинить для учащихся множество клише (нужнее всего они для «переходов» от одной композиционной части сочинения к другой) – в этом нет ничего плохого. Не надо путать клише и штамп. Штамп - это просто удачная фраза, которую кто-то когда-то сочинил, но теперь ее истрепали и заездили до такой степени, что она стала более чем банальной и расхожей, то есть штампом.

Некоторые клише мы можем предложить вниманию аудитории.

ВСТУПЛЕНИЕ

На протяжении всего существования (во все времена) человечество мучилось над решением множества проблем: социальных, нравственных, философских. Если некоторые социальные проблемы, возможно, решаемы, то большинство нравственных, философских вопросов относятся, наверное, к категории вечных, то есть неразрешимых, окончательный ответ на которые вряд ли будет когда-нибудь найден.

К ФОРМУЛИРОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

… Об одной из таких проблем рассуждает автор. К одной из таких проблем обращается автор. Одна из таких проблем тревожит (волнует) автора. К одной из таких проблем автор стремится привлечь наше внимание. Одну из таких проблем автор считает наиболее актуальной и наболевшей, важной, значимой, поэтому и рассказывает о… (эту историю, обращает наше внимание на подобные факты).

КОММЕНТАРИЙ (со ссылкой на автора)

Проблема, над которой задумывается (размышляет) автор, мне кажется, социального характера. Очень велико влияние социума на то, как сложится жизнь человека, будет ли он счастлив, добьется ли успеха, каким будет его мировоззрение, какую память о себе, наконец, оставит он потомкам.

На мой взгляд, эта проблема (этот вопрос) нравственного характера. Ведь нравственность – это именно то, что определяет мотивы наших поступков, отношения между людьми, в какой-то мере закладывает основу жизненного благополучия или, наоборот, неблагополучия, формирует мировоззрение, жизненные принципы. Очень важно ясно и четко понимать, что нравственно, а что безнравственно . Я полагаю, безнравственный человек никогда, скажем, не будет счастлив, никогда в его жизни не будет гармонии. И плохо будет людям, которые волей судьбы окажутся рядом с ним. Нравственные вопросы всегда злободневны, автор в этом убежден, поэтому и предлагает нашему вниманию эту поучительную историю (обращает наше внимание на подобные факты).

На мой взгляд (по моему мнению, по-моему, как мне кажется, думаю), эта проблема философская (отчасти философская, в какой-то мере философская, во многом философская). Различные философские вопросы заботили умы с незапамятных времен, и процесс этот бесконечен. По каким законам устроена жизнь? В чем состоит высшая мудрость, абсолютная истина? Как ее достичь? Что такое добро, зло, счастье, любовь, красота, гармония?.. Человечество не оставляет попыток когда-нибудь найти ответы на эти и другие вопросы. Автора они тоже волнуют и представляются не менее важными, чем те или иные социальные проблемы.

КОММЕНТАРИЙ (ссылка на автора)

Да, эта проблема, безусловно, важна. За рутиной быта люди часто забывают о главном, что составляет суть жизни: о счастье, о дружбе, о красоте природы, о смысле жизни, наконец. А писатели, поэты, публицисты заставляют нас хотя бы на миг остановить этот безумный бег по жизненному пути и подумать о вечном, о главном. Один из них И.И. Иванов, который размышляет о важной проблеме (о важном вопросе) и предлагаем нам задуматься над ней ( над ним).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема, над которой размышляет автор, безусловно, актуальна. Но решение ее, конечно, зависит от многих факторов. Удастся ли найти ответ ? Однозначно сказать нельзя. Однако задуматься над ней необходимо – это значило бы приблизиться к ее решению.

АРГУМЕНТАЦИЯ (клише-переход к литературному примеру)

Многие писатели и поэты задумывались над этой проблемой. Эта проблема всегда (часто) была предметом размышления многих писателей, поэтов, публицистов. Так (например), в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» она (проблема) нашла свое отражение в образе Пьера Безухова. Вот, например, Пьер Безухов – один из главных героев эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Самым лучшим и эффективным способом в обучении учащихся написанию сочинения формата части «С» ЕГЭ является сочинение, написанное самим учителем. На таком идеальном примере можно в деталях рассмотреть «ткань» работы: где и какая композиционная часть работы, с чего начинается абзац, какое развитие получает мысль, чем заканчивается, что с чем сцепляется, каков переход от одной мысли и микротемы к другой…

Так разве это трудно – сочинение формата части «С» ЕГЭ? Ничуть!

Костина М.А.,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1171

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Формата части «С» егэ? iconЕгэ в 2015 году: что ждет выпускников
Для участников егэ вводятся профильный экзамен по математике и устная часть экзамена по иностранным языкам. Чтобы получить допуск...

Формата части «С» егэ? iconУтвержден
Информирование участников егэ и их родителей (законных представителей) по вопросам ознакомления с полученными ими результатами егэ...

Формата части «С» егэ? iconУтвержден
Информирование участников егэ и их родителей (законных представителей) по вопросам ознакомления с полученными ими результатами егэ...

Формата части «С» егэ? iconЭлективного курса
Цель проверки: проверить состояние преподавания предметов, уровень подготовки учителей и обучающихся к егэ по итогам проведения пробных...

Формата части «С» егэ? iconПрограмма составлена доцентом Лариной И. Б. 2013 год пояснительная...
Егэ по информатике», «Хранение информации в компьютере. Файловая система», «Основы алгоритмизации в задачах егэ по информатике»,...

Формата части «С» егэ? iconПрограмма составлена доцентом Лариной И. Б. 2013 год пояснительная...
Егэ по информатике», «Хранение информации в компьютере. Файловая система», «Основы алгоритмизации в задачах егэ по информатике»,...

Формата части «С» егэ? iconКак лучше подготовить к егэ по информатике
Егэ. Меня, как учителя информатики, такая форма аттестации давно привлекает, не только своей постоянной новизной в содержании, но...

Формата части «С» егэ? iconСравнительный анализ требований фгт и фгос до информационно-аналитическая карта
Ооп до образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения структуры ооп до в том числе соотношения...

Формата части «С» егэ? iconСайты для подготовки к огэ и егэ по математике
Здесь публикуется много материалов о егэ и тестовых технологиях в образовании в целом, в том числе есть демо-версии егэ с 2004 г....

Формата части «С» егэ? icon2. Глава I. История создания егэ стр. 5-7
Целью работы является: Рассмотрение значимости проблемы применения егэ для системы оценки знаний учащихся


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную