Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке


lit.na5bal.ru > Литература > Урок
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Автор: Васильева Инна Цезаревна,

учитель русского языка и литературы

Учреждение: МБОУ гимназия №1

Населенный пункт: г Североморск Мурманской области

Диагностические цели. Ученики 5 класса смогут:

  1. выразительно прочитать фрагменты сказок;

  2. охарактеризовать персонажей и сопоставить главных героев разных сказок друг с другом;

  3. определить основные различия в сказках;

  4. предложить мотивированный ответ на вопрос о русской сказке.

Со мной в классе дружные и очень любознательные ребята. А в такой компании любые загадки отгадываются легче.

Вот первая из них: ПЯТНИЦА… и ВЕРЕТЕНО… ? Как эти слова могут быть связаны между собой?

Известно, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретёна. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Если я назову два имени, то и загадка исчезнет сама собой: ГРИММ, ЖУКОВСКИЙ

СТАДИЯ ВЫЗОВА ИНТЕРЕСА

(корзина идей)

И ВСЁ ЖЕ, КАКИЕ ДОГАДКИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ ПО ПОВОДУ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА? КАКОЙ ПРОГНОЗ? ЧЕМ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ? КАКУЮ ЗАГАДКУ РЕШАТЬ?

( Сравним сюжеты двух сказок с так называемым «бродячим» сюжетом, найдем сходства, различия, постараемся выяснить причины различий)



ТЕМА УРОКА

СЮЖЕТ О СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В НЕМЕЦКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКЕ И РУССКОЙ АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИ СМЫСЛА

РАБОТА В ГРУППАХ.

I. Дома вы составляли двухчастные дневники по сказке Гримм «Шиповничек» и сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна». Поделитесь своими мыслями с участниками вашей группы, выберите вместе самую интересную (необычную) запись и представьте классу


Цитата

Комментарий. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?


- Когда вы обсуждали свои дневники, встречали ли вы одинаковые цитаты и близкие комментарии для разных сказок?
- Почему такое оказалось возможным?

( В системах ценностей разных народов много общего)
II. Сегодня я хочу попросить вас помочь мне кое в чём разобраться. Меня мучает несколько вопросов. Одни ужасно «толстые», а другие хоть и «тонкие», но тоже требуют ответа. Без этих ответов мы с вами вряд ли сможем сравнивать сюжеты двух сказок (обработанной братьями Гримм фольклорной немецкой сказки и русской сказки, созданной В.А.Жуковским)

Счастливые родители обрели долгожданное дитя. Конечно, следует об этой радости рассказать всем. Следует позвать гостей, чтобы поделиться счастьем.

- О КАКОЙ СКАЗКЕ Я СЕЙЧАС ГОВОРЮ? (Это можно сказать про обе сказки)

- ЧТО ЖЕ, НАМ НЕ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ? СКАЗКИ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ?

(на экран выведена таблица, где даны только вопросы, в группах идет работа по поиску ответов в текстах сказок, потом обсуждение в классе предложенных ответов, а затем на экране появляется таблица с готовыми ответами-цитатами из сказок, можно обсуждать каждый вопрос отдельно и , используя анимацию, выводить ответы на экран)

ГРИММ

ЖУКОВСКИЙ

ПОЧЕМУ НЕ ПОЗВАЛИ ОДНУ ВОЛШЕБНИЦУ?

Не хватило посуды

Украли прибор (И ТОЛЬКО?!) хромоногая, старая, злая

СКОЛЬКО ДОЛЖНА СПАТЬ ЦАРЕВНА?

Век (100 лет)

300 лет

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СЦЕНЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ?

ОНА уколола палец веретеном

И вмиг ОНО укололо руку ей

В КАКОЙ СОН ПОГРУЗИЛОСЬ ВСЁ?

Глубокий

Мёртвый

ЧТО РАСТЁТ ВОКРУГ СПЯЩЕГО ЗАМКА?

Густая терновая заросль

Забор из терновника, дикий бор, неприступный, страшный

КАКОВА СУДЬБА ДРУГИХ КОРОЛЕВИЧЕЙ?

Погибали мучительной («жалкой») смертью

Назад НЕ пришёл НИКТО

КАКОВ ПЕРВЫЙ ПОРЫВ ЦАРЕВИЧА-СПАСИТЕЛЯ?

Хочу увидеть; подошёл, поглядел

Вспыхнул, стрелой помчался

КАК ВЫГЛЯДИТ СПЯЩАЯ ДЕВУШКА?

Была так прекрасна



Распылалася от сна; молод цвет её ланит; кудри чёрной полосой; грудь как свежий снег бела; воздушный, тонкий стан…


- КАК ЗАВЕРШАЮТСЯ СКАЗКИ?
- В КАКОЙ ИЗ СКАЗОК СОБЫТИЯ ВАМ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ ЯРКИМИ, С БОЛЬШИМИ ПОДРОБНОСТЯМИ?
Проследили сюжеты двух сказок. Ответили на разные вопросы.

- ПОСТАРАЙТЕСЬ ТЕПЕРЬ ВЫ ЗАДАТЬ САМЫЙ «ТОЛСТЫЙ» ВОПРОС (за помощью можно и нужно обратиться к теме урока)

- ГДЕ РУССКАЯ СКАЗКА? ПОЧЕМУ ТАК ДУМАЕТЕ? (ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ЗНАЕТЕ ИМЯ АВТОРА?)
РУССКИЙ КОЛОРИТ: - зло страшней и коварней;

- препятствия сложнее;

- герои эмоциональнее и красивее;

- чувства ярче;

- счастье общее;

- русские слова и обороты

Дух народа всегда отражается в словесном художественном произведении, устном или письменном.



СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Вы сегодня просто молодцы. Проделали большую работу.

- Как себя ощущаете? - Нравитесь себе? - В чём? - Пользу принесли? - Кому? - Какую?


Д\З: ПО ТАКИМ ЖЕ ВОПРОСАМ ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СКАЗКУ Ш.ПЕРРО «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» , А ПОТОМ ОБСУДИМ, КАК ПИСАТЕЛЮ ВИДИТСЯ БОРЬБА ДОБРА СО ЗЛОМ И ДОРОГА К СЧАСТЬЮ. И – ГЛАВНОЕ – ПОЧЕМУ ТАК.
Литература


  1. http://lit.akademia-moscow.ru/ Официальный сайт Издательского Дома «Академия» для учителей словесников

Электронное приложение к учебнику литературы для 5 класса п/р И.Н.Сухих

  1. http://literatura5.narod.ru/5suhih.html (К уроку литературы по УМК И.Н.Сухих

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «СЮЖЕТ О СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В НЕМЕЦКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКЕ И РУССКОЙ АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ» (ФГОС ООО второго поколения) Учебник И.Н.Сухих «Литература. 5 класс» Учитель Васильева И.Ц.



этапа





t

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные

Личностные

Метапредметные

I

1.

2.

Этап (стадия) вызова интереса

Эмоциональный настрой. Вовлечение в деятельность

Целеполагание





Побуждение к поиску ответа

Корректирует формулировки цели, сделанные обучающимися

Рассуждение – поиск ответа

Формулируют цели урока

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Коллективная вопросно-ответная

Аналитико-ассоциативное мышление

Индивидуальные ответы

II

3.

4.

5.

6.

Этап (стадия) реализации смысла

Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время стадии вызова.

Осмысление полученной информации (перечитывание части текста).

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Подведение итогов поисковой и аналитической работы




Организует опрос по результатам работы над двухчастными дневниками.

Предлагает таблицу «тонких» и «толстых» вопросов.

Контролирует работу групп.

Организует экспертизу выполненного задания.

Предлагает сводную таблицу

Сравнивают, анализируют материал двухчастных дневников.

Заполняют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов.

Предлагают свои примеры, анализируют, сравнивают с предложениями других групп.

Формулируют вывод на основе сводной таблицы.

Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Групповая

Коллективный мыслительный процесс

Индивидуально-групповая

III.

Этап (стадия) рефлекси




Организует самооценку обучающихся.

Выставляет оценки.

Самостоятельно оценивают свою работу, работу группы.

Анализируют собственные мыслительные операции и чувства

Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение устной и письменной речью

Индивидуальная

IV.

Домашнее задание






















Поделиться в соцсетях



Похожие:

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке iconИнтеграция разных видов деятельности дошкольников по роману сказке...
...

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке icon«Происхождение русской народной сказки «Снегурочка» из славянского мифа»
...

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке iconУрока (занятия)
Экспромт- спектакль по сказке А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане, о сыне его славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной...

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке iconИнтегрированная исследовательская работа по литературе и английскому...
«Гамлет» энциклопедия мудрости» (крылатые выражения на английском и русском языках)

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке iconТема : Шарль Перро «Кот в сапогах»
В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке icon«Борьба добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»
Автор: Дьякова Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы мбоу «Школа №12 г. Благовещенска»

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке icon«Образ Снегурочки в пьесе сказке Н. А. Островского «Снегурочка»
Место выполнения работы : мбоу «Красноярская сош №2», Астраханской области, Красноярского района, с. Красный Яр, ул. З. Ананьевой,51...

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке iconУрок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Цель: помочь обучающимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке iconКонспект внеклассного мероприятия Игра квест по сказке «Снежная Королева»
Государственное общеобразовательное учреждение республики коми «специальная (коррекционная) школа-интернат №7» Г. Воркуты

Сюжет о спящей красавице и его интерпретация в немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке iconКонспект непосредственно образовательной деятельности «Игра-драматизация...
«Детский сад №15 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную