Методическая разработка "Путешествие по литературным местам Брянщины"


lit.na5bal.ru > Литература > Методическая разработка
Автор: Пыталева Елена Вячеславна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Речицкая СОШ» Брянской области Почепского района

Описание материала: Методическая разработка "Путешествие по литературным местам Брянщины"

Номинация: Организация досуга и внеклассной деятельности по предмету учащихсы 9 класса.

Цель работы: Расширить и углубить знания по литературе, пробудить интерес к чтению, любовь к поэзии родного края.

Задачи 

обучающие:

- углубление, обобщение и систематизация знаний;

- проверка общего уровня эрудиции;

развивающие:

- развитие творческого мышления, памяти, внимания.

- углубление  интереса к предмету;

- развитие  творческих способностей учащихся, активизация желания работать  самостоятельно;

воспитательные:

- воспитание ответственности, коллективизма, формирование умения  принимать  решение;

- воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Оформление: на доске  - эпиграф к мероприятию «Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников»     И. В. Гете

Актуальность:

К 9 классу интенсивность чтения у школьников снижается. Социологи связывают это с обострением личностных проблем и проблем с родителями. К тому же с возрастом у школьников формируется отношение к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно.  По результатам тестирования  PISA  2014 года отечественные школьники получили 41-е место из 65. Успешная сдача ЕГЭ по литературе, конечно же,  предполагает углубленное  внимательное чтение. Важно прививать учащимся любовь к литературе. Это способствует пониманию и внимательному изучению предмета.

Ход мероприятия

Учитель: - Сегодня на нашем занятии мы проведем отчёт проделанной работы по литературе. Цель– выяснение индивидуальных интересов к предметам у девятиклассников. И сегодня мы познакомим гостей с нашей программой, обобщим проделанную нами работу за первую четверть. Приступим.

1 ученик: - Обратим внимание на доску. Гёте писал: (читает надпись эпиграфа) «Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников».

И. В. Гёте

- А изучение литературы родного края особенно помогает осознать свою причастность к прошлому, настоящему и будущему нашей Родины. И поэтому тема нашего курса « Путешествие по литературным местам Брянщины».

Цель курса – приобщение к культуре разных исторических эпох, начиная с глубокой древности до наших дней; развитие интереса к истории родного края; знакомство с основными жанрами литературы различных исторических эпох. Данный курс практикоориентированный. В ходе занятий мы получаем практические навыки исследовательской работы с текстом, навыки создания текстов разных стилей и жанров, развиваем свои творческие способности.

В нашей программе использованы меж предметные связи: история, литература, русский язык, ИЗО, музыка.

Мы с удовольствием достигаем поставленные цели, т.к. каждый урок – это путешествие. Путешествие в мир литературы.

Обратите внимание на карту – маршрут. На ней обозначены крупнейшие родовые усадьбы писателей и поэтов Брянщины. Красный значок – то место, которое мы уже посетили, зелёный – ещё предстоит посетить. Сейчас мы сделаем небольшой обзор наших путешествий и покажем результаты наших творческих поисков.

2 ученик: - Отправляемся в путь. Первой нашей экскурсией было путешествие в древний город Трубчевск, на родину древнего летописца – Бояна. В этом городе много достопримечательностей, но нам понравился парк, в котором воздвигнут памятник Бояну. Жители города считают, что в имени Бояна скрывается глубокий смысл неизвестного, но есть версия, что древнерусский певец Боян мог быть Ян Вышатич, старый воин, прекрасный рассказчик. Ян Вышатич часто посещал Киево-Печорскую обитель: многое в «Повести временных лет» написано с его слов. Ян Вышатич согласно толкованию А. Шахматова, выходец известного рода, отец его – воевода при Ярославе Мудром, дед – сын Остромира, посадника Новгородского. Больше полутора веков Вышаты играли видную политическую роль и даже породнились с князьями.

Каждый год в древнем Трубчевске проходит праздник народного творчества «На земле Бояна». Замечательная традиция в основе которой память о глубинных истоках нашей культуры, о нерасторжимой связи времён, набирает силу, обретает новые грани. О цели праздника убедительно сказал С. А. Черенков: «Наша задача – не дать умереть народному творчеству – светлому источнику, питающему нашу культуру, поддерживающему в людях высокую духовность». Этому способствовали и «город мастеров», разворачивающийся каждый год в парке города, и выставка самодеятельных художников в здании местной школы, и многочисленные выступления.

3 ученик:- Следующим маршрутом было село Красный Рог. Оно находится в 25 км от Почепа – одного из древнейших городов Брянщины. Усадьба А. К. Толстого располагается в 500 метрах от села, за влажной луговиной, поросшей лозняком, вербами и березами. Могуче раскинувшись, вздымается двухсотлетний парк, словно огромный замок. Он состоит из 12 га. Есть предположение, что в его создании принимал участие Фишер фон Вальтгельм – основатель Ботанического сада в Петербурге. Толстой берег парк, любил его. Когда любимую липу возле большой цветочной клумбы разбило грозой, он отковал в кузницу обруч и вместе с дворовыми стянул расколотое дерево. Липа после этого жила еще 100 лет, пока гроза вторично не поразила ее. Деревья и кустарники расположены таким образом, что цветная гамма их листвы, особенно осенью, делала парк нарядным, праздничным.

( Чтение стихотворения: «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…» А. К. Толстой)

Под сенью парка особенно тихо, будто здесь остановилось время и застыло сегодняшним днём и прошлым столетием, а может быть, - смешались времена. Природа родного края внушила поэту такие восторженные стихи как « Край ты мой» и мн. др. (Чтение стихотворения «Край ты мой…»)

Из всех строений в усадьбе наибольшую ценность в архитектурном отношении представляет охотничий замок – значительное по размерам и довольно высокое здание. Комнаты и зал замка имеют богатую обстановку, ценные украшения, начиная со статуэток и кончая мраморными изваяниями итальянского происхождения. Гордостью владельцев была картинная галерея и библиотека. Здесь всё живет – и дышит им, все напоминает о нем: и кресла его, и письменный стол, за которым он писал свои произведения, и черный рояль. Здесь еще не стерлись его следы, отзвуки его голоса, кажется, что он еще вчера проходил по этим комнатам.

Алексея Николаевича Толстого нет в живых. Но сохранится на века память о нем, его великое наследие. Мы счастливы, что на нашей Брянщине есть такой уголок, как Красный Рог, с его лесами, полями, этими свежими лугами, домиком – музеем, дорогими сердцу русского человека.

2 ученик: - В ряду брянцев, жизнью и творчеством своими прославивших отчий край, почетное место занимает Ф. И. Тютчев – классик русской поэзии прошлого века…

23 ноября по старому стилю – 5 декабря по новому 1803 г. родился Ф. Тютчев в с.Овстуг, расположенном у реки Десны, сорока верстами выше г. Брянска. В своей личной судьбе, в своем частном бытии Федор Иванович Тютчев – бесконечно сложный многогранный человек, такой же, как и его судьба. Она как бы соткана из противоречий и разногласий. Но что бы ни случилось, именно в Овстуге он находил утешение, поддержку, силы для творческого взлета. И это правда! Усадьба – это большой парк, который утопает в растительности. Имеется так же и пруд, в центр которого, к белоснежной беседке, ведёт деревянный мостик. Главная постройка имения – господский каменный дом, обрамленный белыми, громадными колоннами. Во всем витает дух того времени, хотя тютчевская усадьба после смерти хозяина была предана забвению и обречена на постепенное разрушение, ее все же смогли восстановить и создать первоначальный вид. Находясь в огромных залах, чувствуешь себя гостем на званом приеме. Мебель в доме, несколько музыкальных инструментов, предметы обихода создают торжественную атмосферу старины. Тютчев говорил здесь, может быть сидя в этом кресле или гуляя по аллеям парка. И невольно, как будто издалека, слышишь знакомые строки… ( чтение стихотворения «Унылая пора»)

В таком доме, в окружении родственников, друзей невозможно быть одиноким. Обратим внимание на герб семьи Тютчевых. Генеалогическое древо семьи было немаленьким, но жизненные обстоятельства иногда суровы – нет потомка Тютчева, унаследовавшего фамилию рода.

18 июня 1873 года Тютчев умер. Он оставил нам поистине бессмертное богатство – свои произведения. Художники и музыканты до сих пор черпают его в своем искусстве. Примером служат известные музыкальные произведения, освещающие так же и лирику любовную. Лирику сердца и души.

Экскурсовод музея сказала нам в завершение: «О Тютчеве можно говорить бесконечно». Это так… Мы, как завороженные, вышли из ворот усадьбы. Уезжать не хотелось. Долго фотографировались, чтобы потом, через годы, посмотрев на фото – ощутить вновь чувство пережитого восторга.

Учитель: - Мы прослушали творческий отчет о работе, проведенной нами по элективному курсу на тему « Путешествие по литературным местам Брянщины». Во время путешествия мы больше узнали о наших поэтах – земляках, собрали необходимый материал, чтобы оформить его в специальных папках, которые находятся на этих столах. В них каждый из вас отражал впечатления о проведенной экскурсии, о поэтах, запечатлел увиденное на фотографиях. Обо всем мы рассказывали в журналистской деятельности, как юные корреспонденты. А сейчас проверим ваши знания по творчеству поэтов – земляков в ходе литературной викторины.

  1. -Назовите три произведения, которые по вашему мнению принесли известность А. К. Толстому. ( исторический роман «Князь Серебряный», сочинение Козьмы Пруткова, роман «Средь шумного бала…»)

  2. -Кому поэт посвятил стихотворение «Средь шумного бала» (С. А. Миллер)

  3. -Кто автор и откуда эти строки?

Двор мне, княже, твой не днево!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус! (Былина «Илья Муромец»)

  1. -Назовите первую строчку стихотворения и его автора



Я по полю еду на добром коне.

(С ружьем за плечами, один, при луне) Толстой.

  1. -Продолжите:

Коль любить, так без рассудку…

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так с горяча,

Коль рубнуть, так уж с плеча.

6 . -Сколько лет прожил Тютчев за границей? (22 года, 20 лет из них в Мюнхене).

7. -Какую роль сыграла Е. Денисьева в судьбе Тютчева? (это была его настоящая любовь, которая вдохновляла его творчество)

8. - Как называется цикл стихотворений, написанных в это время? (Денисьевский).

9. - По опоясывающей рифмовке определите автора, название стихотворения.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерёв

Багряных листьев томный легкий шелест

(Тютчев «осенний вечер»)

10. Кого называет игорь Святославич Буй туром Всеволодом « Слове о полку Игореве»?)

( Курского и Трубчевского князя – Всеволода Святославича – своего брата).

- Спасибо, ребята. На этом наше путешествие не заканчивается и следующей нашей экскурсией будет поездка на родину П. Проскурина в г. Севск.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconПлан урока: Путешествие по местам литературной славы. Составление...
Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации№1 «По местам литературной славы», слайды мультимедийной презентации №2 «История...

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка урока-викторины по дисциплине «История» на...
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка квест игры для 5 класса «Путешествие в страну знаний»
Цель: повышение познавательной активности учащихся через интеграцию учебных предметов

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка по теме: «Технология внедрения творческого...
Данная методическая разработка основана на опыте педагогической деятельности учителя начальных классов Пилюгиной Натальи Анатольевны....

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка по теме: «Перспективный план работы в первой...
Игра-путешествие «Стоянка для машин» (в контексте знакомства с игровыми центрами группы)

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка и требования предъявляемые к ней
Методическая разработка – описание форм, средств, методов, образовательных технологий педагогической деятельности

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка открытого занятия
Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса спо специальностей технического, социально-экономического и естественнонаучного...

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка по проведению открытого урока по теме «Трудовой...
Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям, организующим занятия студентов в системе среднего профессионального...

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема : «Моя профессия технолог»
Методическая разработка предназначена для преподавателей среднего профессионального образования, и может использоваться при подготовке...

Методическая разработка \"Путешествие по литературным местам Брянщины\" iconМетодическая разработка родительского собрания-игры викторины на тему: «Путешествие в природу»
Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную