Литературно-музыкальная композиция


lit.na5bal.ru > Литература > Документы
Литературно-музыкальная композиция

как эффективная форма эстетического воспитания
Учителя русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №55 г. Рязани

Никитова Марина Ивановна,

Бровкова Елена Александровна

Оптимальный путь эстетического воспитания в синтезе литературы и музыки.

В.В.Воронин
На рубеже 20 и 21 веков разрушительные тенденции в обществе опасно усилились. Распадаются государства, редкостью становятся благополучные, прочные семьи, люди престают стремиться к контактам между собой, предпочитая проводить время у телевизора или компьютера. Последствия этих обстоятельств гибельны для человечества: войны, искалеченные судьбы, увлечение наркотиками, бездуховность, утрата культурных ценностей.

Одна из причин возникших проблем связана с обилием информации, получаемой современными школьниками. Уровень интеллекта детей по этой причине растет очень быстро, опережая духовность. А разум, не опирающийся на высокие чувства, легко может стать разрушительной силой. Поэтому учителям гуманитарных дисциплин необходимо обращать серьёзное внимание на более полное использование резервов эстетического воспитания. Именно в этом мы, учителя русского языка и литературы школы №55, видим возможность изменения ситуации в лучшую сторону.

У Ж. Верна есть повесть «Зеленый луч». Речь в ней идет о последнем луче солнца, который надо суметь «поймать». Он обладает фантастической силой. С его помощью можно узнать о чувствах интересующего тебя человека. Свойствами «зеленого луча» в реальном мире, как нам кажется, обладает художественная литература. Читая ее, человек познает чувства разных людей, а через них – и свои собственные. Известно, что истинное изучение литературы невозможно без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественным произведением. Познавательная функция литературы неотделима от эстетической. Поэтому одной из удачных форм развития художественно - эстетических способностей учащихся нашей школы стала литературно-музыкальная композиция. Чем же нас привлекает такая форма работы?

Основная установка в сопряжении музыкального и литературного материала - принцип общности эмоциональной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия. Художественное слово несет определенный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же, как предельно аффективный язык, углубляет содержание словесного образа, способствуя большей выразительности его психологического решения. Вот какие возможности имеет литературно-музыкальная композиция.

Эта форма работы помогает нам

-развивать творческие способности учащихся;

-активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

-воспитывать толерантность, уважительное отношение друг к другу, умение общаться в коллективе, культуру общения;

-создавать условия для гармоничного развития личности.


Подготовка к литературно-музыкальной композиции требует много времени и сил. Собственно, это есть проектная деятельность: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, скомпоновать отобранный материал так, чтобы он не распадался на части. Ведь одно дело - получить готовый текст, добросовестно выучить и воспроизвести его, и совсем другое – соучаствовать в творчестве: искать материал, отбирать самое ценное, приобщаясь таким образом к внутреннему миру поэта.

При подготовке композиции обычно формируется 4 группы: 1. авторы; 2. режиссеры; 3. оформители; 4. исполнители: музыканты, чтецы и танцоры.

Конечно, деление по группам условное. Даже если ученические попытки скомпоновать материал не совсем удачны и приходится корректировать их, то предварительная работа, атмосфера поиска, увлечённость, желание приобщить к своим находкам других обеспечивает успех литературно-музыкальной композиции. Подобная работа способствует развитию режиссёрских навыков учащихся, даёт им возможность побыть в роли организатора творческого процесса, развивает художественно-образное мышление, фантазию, воображение, умение общаться, выступать на публике.

Литературно-музыкальная композиция «Есенин – Родины душа» направлена на популяризацию творчества нашего знаменитого рязанского поэта. В ней участвовали дети разного возраста. Исполнителями стали и неоднократные победители городских конкурсов чтецов и конкурсов вокалистов, а также новички.

Основой текста послужила работа Скуратова Артема, ученика нашей школы, победителя городского конкурса школьных сочинений «Загадки и тайны волшебной есенинской строки».



В композиции звучат отрывки из стихотворений С.Есенина о природе, о родине, о судьбе и песни на слова поэт. А также отрывки из стихотворения других поэтов.



Первый показ состоялся в конце сентября, когда в нашей школе праздновали День рождения Есенина. Композиция была представлена и детям младшего, и среднего, и старшего возраста. Успех мероприятия был настолько велик, что не побывавшие на нем учителя попросили в качестве подарка ко Дню учителя повторить его для всего коллектива педагогов. Потом мы принимали участие в городских Есенинских чтениях и стали победителями.

Результаты воспитательного воздействия такого рода деятельности и на непосредственных участников невозможно зафиксировать точно и сразу. Но, наблюдая за участниками проектной группы эмпирически, в разных ситуациях, можно прийти к следующим выводам:

1.учащиеся стали внимательнее друг к другу и к окружающим людям;

2.у них появилось чувство ответственности за порученное дело;

3.они более комфортно чувствуют себя в коллективе;

4. умеют продуктивно занять себя в свободное время.

После нескольких выступлений мы попросили зрителей поделиться впечатлениями от увиденного. Вот несколько отзывов.

Выготский Л.С. писал: «Творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Литературно-музыкальная композиция iconОбмен впечатлениями. Вопросы: 1 ведущий
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

Литературно-музыкальная композиция icon«Мальчишки, мальчишки, вы помните званье свое…» Атаманская Мария Александровна
Форма работы: литературно-музыкальная композиция с использованием современных технологий

Литературно-музыкальная композиция iconЛитературно-музыкальная композиция для детей 11-17лет
Коу во «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Литературно-музыкальная композиция iconЛитературно-музыкальная композиция
Белорусская земля… Священная земля, политая кровью предков, она и сегодня хранит память о тех, кто с оружием в руках отстоял свободу...

Литературно-музыкальная композиция iconУчитель русского языка и литературы Комарова Людмила Николаевна,...
Литературно – музыкальная композиция «Поэт в России больше, чем поэт», посвященная творчеству поэтов периода «оттепели» Е. Евтушенко,...

Литературно-музыкальная композиция iconГероя Советского Союза А. М. Ерошина литературно-музыкальная композиция «детская книга войны»
«Детская книга войны» и презентации «АиФ. ру «Детская книга войны». Целевая аудитория – учащиеся 5-11 классов. При подготовке мероприятия...

Литературно-музыкальная композиция iconМетодическая разработка занятия по теме: «Литература периода Великой...
Великой Отечественной войны; расширить знания о героической истории нашего народа; привить нравственно-эстетические качества, чувство...

Литературно-музыкальная композиция iconЛитературно-музыкальная композиция «Вечный подвиг», посвященная 70...
Образовательные: Знакомить детей с прошлым своей страны, формируя представление об истории вов, используя различные виды деятельности....

Литературно-музыкальная композиция iconПрезентация с фотографиями северян, сражавшихся на фронте, эпизодов...
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая творчеству поэтов и писателей Севера о Великой Отечественной войне, «Мы и сегодня живы...

Литературно-музыкальная композиция icon«Музыкальная психология»
Место выполнения работы: Иркутская область, город Тулун, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную