Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика»


страница1/4
lit.na5bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы
по МДК. 01.02

Русский язык с методикой преподавания

(раздел «Фонетика»)
по специальности

050146 Преподавание в начальных классах

2014 г.


Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»



Протокол № 10 от 17.06.2014 г.




Составитель:

Шилова Наталья Вальтеровна,

преподаватель колледжа, высшая квалификационная категория

Рецензент:

Леонтьева Елена Николаевна,

преподаватель колледжа, высшая квалификационная категория

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания (раздел «Фонетика»), для выполнения заданий самостоятельной работы.

Методические рекомендации включают в себя пояснительную записку, задания для обучающихся, комментарии к ним, список литературы.

Все задания составлены с учетом отработки необходимых умений по разделу «Фонетика».



Пояснительная записка

Усвоение языка начинается с усвоения его звуковой системы – фонетики. Фонетика взаимосвязана с теорией письма – графикой, исследующей систему отношений между звуками речи и буквами алфавита, а также начертание букв. Особенно велика роль фонетики в освоении младшими школьниками орфографии и орфоэпии. В начальных классах программный материал по названным разделам дисциплины «Русский язык» включает широкий круг понятий и явлений фонетики, графики и орфографии. У детей формируются умения вычленять отдельные звуки из слов, последовательно называть все звуки, составляющие слово, различать звуки и названия букв, понимать смыслоразличительную функцию фонем и словообразующую роль гласных звуков и т.д. Практическим путем ученики начальных классов знакомятся с фонетическими законами в области гласных и согласных звуков, узнают принципы русской орфографии и графики. Уровень теоретических знаний учащихся постоянно возрастает…

Общепризнанным считается тот факт, что фонетические знания и умения являются предпосылкой всех четырех видов деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Поэтому будущему учителю начальных классов важно изучить теоретические основы этих вопросов и приобрести необходимые практические умения.

Методические рекомендации призваны помочь обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по разделу «Фонетика». Обилие вопросов и заданий помогут глубже осмыслить и понять изучаемый материал.

В результате изучения раздела «Фонетика» обучающиеся должны знать и уметь:

ФОНЕТИКА (1)

Должны знать:

З.1.1

Гласные и согласные звуки русского языка. Качества звуков.

З.1.2

Слог, виды слогов. Слоги-слияния. Звуки вне слияния.

З.1.3

Ударение. Особенности русского ударения.

З.1.4

Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.

З.1.5

Основные фонетические процессы.

З.1.6

Правила расчета редукции.

З.1.7

Буквы. Алфавит. Графика.

З.1.8

Схему фонетического разбора слов.

З.1.9

Знаки транскрипции.

Должны уметь:

У.1.1

Различать гласные и согласные звуки, характеризовать их

У.1.2

Делить слова на слоги, характеризовать их. Выделять слияния, звуки вне слияния.

У.1.3

Расставлять ударения в словах.

У.1.4

Определять сильные и слабые позиции звуков.

У.1.5

Определять основные фонетические процессы в словах

У.1.6

Определять виды редукции. Рассчитывать степени редукции.

У.1.7

Пользоваться алфавитом РЯ. Отличать буквы от звуков.

У.1.8

Выполнять фонетический разбор слов.

У.1.9

Транскрибировать слова (текст), используя знаки транскрипции.


В ходе выполнения самостоятельной работы у обучающихся закрепляются указанные знания и отрабатываются обозначенные умения

(знаниям и умениям присвоены определенные коды: н/р, У.1.1 – 1-я цифра обозначает 1-ый раздел (Фонетика), 2-я цифра – порядковый номер умения в данном разделе).

Рекомендации по выполнению:

Все задания выполняется письменно в тетради для самостоятельных работ. Время выполнения каждого задания – 1 час.
Планирование самостоятельной работы по МДК (раздел «Фонетика») – 10 ч.


п/п


Умение


Количе-ство часов на СР


Вид СР


Контроль СР


1

Различать гласные и согласные звуки, характеризовать их.


1


Развитие
практических
умений,
выполнение
указанных
заданий.


Тестовые задания. Задания практическо-го характера.

Контрольная работа по разделу.


2

Делить слова на слоги, характеризовать их. Выделять слияния, звуки вне слияния.


1

3

Расставлять ударения в словах.


1

4

Определять сильные и слабые позиции звуков.


1

5

Определять основные фонетические процессы в словах


1

6

Определять виды редукции. Рассчитывать степени редукции.


1

7


Пользоваться алфавитом РЯ. Отличать буквы от звуков.


1

8


Выполнять фонетический разбор слов.


1







9


Транскрибировать слова (текст), используя знаки транскрипции


1

Подготовка к контрольной работе.

1







10









Содержание самостоятельной работы

по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания

(Раздел «Фонетика»)
Задание 1.

З.1.1

Гласные и согласные звуки русского языка. Качества звуков.

У.1.1

Различать гласные и согласные звуки, характеризовать их.



  1. В каком слове (словах) количество гласных и согласных звуков совпадает? Докажите.

  1. ателье 2) юбилей 3) несёшь 4) статуя

  1. Определите, сколько раз встречается звук [ ш ] в предложении.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Охарактеризуйте названный звук.

  1. В каком слове все согласные звуки твердые? Докажите.

  1. качка 2) пашешь 3) мощный 4) конная

4. В каком слове все согласные звуки звонкие? Докажите.

1) южный 2) мороз 3) вглубь 4) вдруг

5. В каком слове произносится гласный [ о ] ? Охарактеризуйте указанный звук.

1) воробей 2) дьякон 3) пойти 4) нёс

6. В каком слове все согласные звуки мягкие? Докажите.

1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь

7. В каком слове есть только один мягкий согласный звук?

1) ёжик 2) шесть 3) тушь 4) пончик

8. В каком слове произносится звук [ г ] ?

1) сапог 2) когти 3) свежего 4) глина

9. Определите звуковой состав следующих слов: кино, тишина, сосны, тучи.

Охарактеризуйте звуки 1-го слова.

10. Какие слова получатся из данных, если звонкие согласные в них заменить глухими? Разбить, груба, дубить, обрызгать.

11. Сколько раз в приведённых строках из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина встречается звук [ j ]? Докажите, выполнив транскрипцию необходимых слов (см. стр.22 Основные правила и знаки фонетической трансрипции).

Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в темной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

Теоретическое сопровождение задания.

Звук – наименьшая единица языка; это то, что мы слышим и произносим.

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, состоящие только из голоса. При образовании гласного звука воздушная струя проходит свободно, не встречая на своем пути преград. В РЯ 6 гласных звуков, которые выделяются под ударением [ и, э. а, о, у, ы ].

Различают ударные и безударные гласные звуки.

Гласные звуки характеризуются по 3-м основным признакам: 1) по участию активных органов речи – губ - различают лабиализованные (губные) [о,у] и нелабиализованные (негубные) [и, э, а, ы] ; 2) по месту образования (движение языка в полости рта вперёд – назад): переднего ряда [э, и]; среднего ряда [ы, а]; заднего ряда [у, о] (при образовании этих звуков активизируется соответственно передняя, средняя или задняя часть языка; 3) по способу образования (движение языка в полости рта по вертикали: вверх – вниз): верхнего подъема [ и, ы, у]; среднего подъема [э, о]; нижнего подъема

[а].

Сетку противопоставления русских гласных принято представлять или в виде классификационной таблицы (или в виде треугольника Щербы):


Место образования
Способ образ-я

Переднего ряда

Среднего ряда

Заднего ряда

Верхнего подъёма

и

ы

у

Среднего подъёма

э




о

Нижнего (нулевого) подъёма




а



  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» icon«Соликамский педагогический колледж имени А. П. Раменского» Методические...
Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих пм 03

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» icon«соликамский педагогический колледж имени А. П. Раменского»
Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк 04. 01. Теоретические и методические...

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих учебную дисциплину Риторика, для выполнения...

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине огсэ. 07
Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих учебную дисциплину огсэ. 07 Практикум по...

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по курсу...
Методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Риск-менеджмент» ивыполняющих, согласно учебному плану,...

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по курсу...
Методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Риск-менеджмент» ивыполняющих, согласно учебному плану,...

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по профессиональному...
Методические рекомендации предназначены для организации выполнения курсовой работы по мдк 03. 01 «Организация работы и управление...

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconКомпозиционный анализ картины Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа
Г. Н. Ложкин, преподаватель высшей квалификационной категории мбоудод «Детская художественная школа» г. Соликамска

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconМетодические указания к выполнению контрольных заданий Факультет...
Методические указания предназначены для студентов направления «Электроэнергетика и электротехника», профиля «Электроснабжение» заочной...

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, изучающих мдк. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания раздел «Фонетика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную