Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык.


страница1/10
lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоназимовская средняя общеобразовательная школа №4»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО
______________/____________/

ФИО

«___»______________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР
___________ /Криницына О.В./

ФИО

«__»___________________20__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №4
____________/Мельникова С.В./

ФИО

«___»______________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Римашевской Светланы Фёдоровны

Ф.И.О.
учителя русского языка и литературы I квалификационной категории.

должность, кв.категория
русский язык

учебный предмет
____5____

класс

п. Новоназимово

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский». – М.:Просвещение, 2011 и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.(М.: Просвещение, 2010)

Кроме того, рабочая программа составлена в соответствии с такими нормативными документами, как:

  • ФГОС основного общего образования (базовый уровень) по русскому языку.

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  • Школьный учебный план МБОУ Новоназимовская СОШ №4


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

за курс 5 класса.

Учащиеся должны знать определёние основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

— понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

— выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

ЧТЕНИЕ:

— владеть техникой чтения;

— выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

— разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

— отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

— владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; -

— прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

— извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

— правильно расставлять логические ударения, паузы;

— выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; -

ГОВОРЕНИЕ:

—доказательно отвечать на вопросы учителя;

— подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

— создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

— выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

— подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

— создавать письменное высказывание разных типов речи; -

— составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

— определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

— делить текст на абзацы;

— писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

— пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

— выражать свое отношение к предмету речи; -

— находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

— подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

— использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

— исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

— выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

— различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

— использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; -

— находить в художественном тексте явления звукописи; -

— правильно произносить гласные, согласные звуки и. их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

— работать с орфоэпическим словарем;

ГРАФИКА:

— правильно произносить названия букв русского алфавита;

— свободно пользоваться алфавитом, работа со словарями;

— проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

МОРФЕМИКА: -

— выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

— подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

— учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

— пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

— объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

— объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

— пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

— распределять слова на тематические группы;

— употреблять слова в соответствии ё их лексическим значением;

— различать прямое и переносное значение слов;

— отличать омонимы от многозначных слов;

— подбирать синонимы и антонимы;

— выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

— находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в

переносном значении;

— владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

— использовать синонимы как средство связи предложений в тексте как средство

устранения неоправданного повтора;

МОРФОЛОГИЯ:

— различать части речи;

— правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;

— уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

— правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

ОРФОГРАФИЯ

— находить орфограммы в морфемах;

— группировать слова по видам орфограмм; -

— владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

— устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

— самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

— выделять словосочетания в предложении;

— определять главное и зависимое слово;

— составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

— выделять основы предложений с двумя главными членами;

— конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

— характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию

второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

— соблюдать верную интонацию конца предложений;

опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

— находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

— владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

— устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

— самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Цель данной программы обучения в области формирования знаний по русскому языку: формирование у учащихся 5 класса познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Задачи:

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;

- овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,

- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности с учетом индивидуальных особенностей учащихся: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

- развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
- формирование интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми.

Количество часов и тем данной рабочей программы полностью соответствует требованиям Программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. В связи с тем, что учебный год составляет 35 рабочих недель, а Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской по русскому языку для 5 класса рассчитана на 34 рабочих недели, то 6 недостающих часов отведены в данной рабочей программе на повторение пройденного материала в конце учебного года.

Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе.. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012г.




  1. Е. А. Ефремова. (ФГОС) Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2012г.




  1. Контрольно-измерительные материалы: (ФГОС) Русский язык: 5 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2012г.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка в 5 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6 класса...
Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа Русский язык 10 класс 2014 г
«Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа по русскому языку для 5-7 классов составлена на...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования', Примерной программы по русскому языку для...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:...
Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской,...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса разработана...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому к учебнику 6 класс под редакцией М. Т....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа по русскому языку 9 класса заочного обучения
Рабочая программа по русскому языку 9 класса заочного обучения разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение»...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе программы по русскому языку «Русский язык. iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н....


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную