|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоюгинская средняя общеобразовательная школа 636714 село Новоюгино Каргасокский район Томская область Ул. Центральная № 74 телефон (253) 37-1-40 – директор / факс (253) 37-1-40 E-mail: novougino@yandex.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы Протокол №___ __________________ ________________ От «__»___ ___г. «__»________ _____г. «__»_______ ____г. Рабочая программа учебного предмета «Литература» 9 класс, базовый уровень Разработана Лобановой С.И., учителем русского языка и литературы п. Новоюгино 2014 г. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 9 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Литература» на основе программы МО РФ под редакцией Г.И. Беленького. Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический и календарно-тематический планы с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; перечень учебно-методического обеспечения и список литературы. Основные цели изучения литературы в школе:
Общая характеристика учебного предмета «Литература». Ко времени обучения в 9 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 9 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству. Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение — прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в юнце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год. В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Место предмета «Литература» в базовом учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9-ом классе. В неделю – 3 часа. Программа базируется на межпредметных связях с курсами русского языка, истории, МХК, что позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской литературе, культуре, истории и языку. Программа предполагает внеучебную деятельность: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы, олимпиады, индивидуальные и групповые консультации. Формы контроля знаний: различные формы опроса, комплексный анализ текста, различные виды анализа текста, разбора, изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов и жанров, тестирование, также: беседа, письменный ответ на вопрос как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (на литературные темы, по жизненным впечатлениям, по картине, отзывы на прочитанные книги), опрос. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса. В результате изучения литературы ученик должен: знать/ понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Содержание курса Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении. Из литературы Древней Руси. Общая характеристика древнерусской литературы. Для чтения и изучения «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? Из литературы XVIII века. Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. Для чтения и бесед «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения. Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. Для чтения и бесед «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий. Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Из литературы XIX века. Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик Для чтения и бесед В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти связь земного с небесным». «Море». Для самостоятельного чтения «Я Музу юную, бывало…». А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина. «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе. Для чтения и бесед «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения «Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике. Для самостоятельного чтения «Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!…», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска». А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Свои люди – сочтемся». Тишка — Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»). Для самостоятельного чтения «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка». Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века. Для чтения и изучения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. Для чтения и бесед Дано — отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). Понятие о лирическом герое. Для самостоятельного чтения «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения. Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. Для чтения и бесед «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах. Для самостоятельного чтения «Бедные люди». Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. Для чтения и бесед «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица. Из литературы XX века. Литература великих и трагических лет. А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Для самостоятельного чтения «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения. В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве Для чтения и изучения «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения «Разговор на одесском рейде..» – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении Для чтения и бесед «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения. Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я счастлив!». С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка. Для самостоятельного чтения «Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…», и другие стихотворения. М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик. Для самостоятельного чтения «Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача». М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажа в портретных зарисовках. А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность). *** Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу) |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 6 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 8 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 7 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 10 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного... |
![]() | С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | ![]() | Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
![]() | Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ![]() | Программа разработана на основе примерной программы стандарта второго поколения и авторской программы «Литература» Курдюмовой Т.... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего образования составлена на основе | ![]() | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса истории |