Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место


lit.na5bal.ru > Литература > Конспект
Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014-2015 учебный год)

Номинация: Педагогические технологии: среднее образование

Название работы: Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)»

Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы

Место выполнения работы: МАОУ «СОШ № 8» городского округа город Урюпинск Волгоградской области

Конспект урока по литературе

«Петербург Достоевского»

(по роману «Преступление и наказание»).
Цели:

Обучающие-

- познакомить учащихся с изображением Петербурга в произведении

Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»;

-проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

- сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Развивающие-

-формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

Воспитательные-

- воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову;

- воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Тип урока - урок комбинированный

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование:

- проектор, доска;

- презентация к уроку;

-музыка Шопена

Слово учителя.

Петербург-- один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади,набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.

У каких писателей действие в произведении происходит в Петербурге?

( у Н.В. Гоголя в повести « Шинель»)

Какой там Петербург? ( Оборотень с двойным лицом.За парадной красотой скрыта убогая жизнь)

.

Пушкин пропел гимн великому городу в «Медном всаднике», воспел его великолепные архитектурные ансамбли,сумрак белых ночей в « Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно – бледный,

Сказка, холод и гранит.

О контрастах Петербурга писали и Гоголь, и Некрасов, но у Достоевского эти контрасты особенно обострены.

Каким же предстаёт перед нами город и зачем Достоевский создал образ Петербурга – вот основные проблемы, которые нам с вами предстоит разрешить.

Я дала вам план, по которому мы будем рассматривать образ города. Вы работали группами, выбрав интересные для вас задания:

1. Городские пейзажи в романе

2. «Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.».

3. Интерьеры в романе.

4.Уличные сцены.

1 группа учащихся работала над пейзажем в романе. Каким же предстаёт пейзаж?

.Невыносимая жара, духота. ( ч.1, гл. 1, 2; ч. 2 ,гл . 6 ; ч. 3 , гл. 6 ; ч. 6 , гл. 6)

.Вечер накануне самоубийства Свидригайлова. ( Душный , мрачный.)

.Слова о духоте Порфирия Петровича и матери Раскольникова. Ощущение духоты – лейтмотив романа.

.Зловоние города. ( ч. 1 , гл. 1, 2.)

-А теперь обратим внимание на те «клетки» , в которых живут герои Достоевского

3 группа учащихся ( анализ интерьеров).

1. Комната Раскольникова. Слова его матери.

2. Комната Сони: контуры, краски, эпитеты. Вывод: эта комната является воплощением несчастной судьбы Сони.

3. Жилище Мармеладовых: обстановка, дети. Проходная комната. Жизнь человека выставлена на всеобщее обозрение.

-Что же хотел сказать Достоевский, рисуя ту обстановку, в которой живут его герои? (Это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.)

-3 группа учащихся. Лестницы.

1.Лестница в комнату Сони.

2.Лестница в доме процентщицы.

3.Лестница, которая вела в полицейскую контору.

( Чёрные, облитые помоями, заплёваны, источают зловоние.)

-В романе много уличных сцен.

4 группа учащихся познакомит нас с ними, демонстрирует эпизод из фильма.

1.Женщина, пытающаяся покончить жизнь самоубийством.

2. Встреча Раскольникова на бульваре с молоденькой девушкой.

3. Гибель Мармеладова.

4. Катерина Ивановна и дети на улице после поминок.

5. Реальное нередко кажется кошмарным сном,а бред, сон – реальностью

 

Задания для групповой работы.

1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1;) Выпишите ключевые слова в таблицу.

 2 группа: сопоставьте описания интерьеров (часть1: гл.1) Выпишите ключевые слова в таблицу.

 

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

 

4 группа: найдите портреты в произведении. Выпишите ключевые слова в таблицу.

 



Составляющие образа

        Характерные признаки

1.

Пейзаж.

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.

Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

 Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

2.

Сцены уличной жизни.

– ребенок, распевающий “Хуторок”;

– пьяная девочка на бульваре;

– сцена с утопленницей;

– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

3

4.

Интерьеры.

Портреты.

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.

Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.

Комната Сони-“уродливый сарай”.

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами


Подводится итог.( С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.

Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского- это город одиночества.

Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)

Контрольные вопросы:
Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара).

Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота, что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать. Раскольников:  «Грязно, пакостно, гадко, гадко!»).

Какое  впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать.Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).

Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная»»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий. Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).

Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)

Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия.«Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат» вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).

Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).

Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).

Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы.Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).

Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей.Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).

Стадия рефлексии.

Составьте синквейн по данному произведению

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Фраза

Ассоциация.

Обсуждаем составленные синквейны.

-Теперь подведем итог урока. Какие цели ставили? Достигли?

-Выставление оценок.

-Домашнее задание: написать сочинение «Как изображает Петербург Ф.М. Достоевский?»

Составить план характеристики Раскольникова.
Литература:

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.

Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.

Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.

Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.

История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990

Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconКонспект урока по литературе. Тема: Духовное возрождение Р. Раскольникова...
Творчество Ф. М. Достоевского освещено истинами православия. " Преступление и наказание" (1865-1866), один из всепризнанных величайших...

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconКонспект урока по литературе. Тема: Социальные и нравственные предпосылки...
Творчество Ф. М. Достоевского освещено истинами православия. " Преступление и наказание" (1865-1866), один из всепризнанных величайших...

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconТест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Б. действие в романе Ф. М. Достоевского должно было происходить на московских улицах

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconУрок литературы по теме «Петербург Достоевского город социальных контрастов»
«Преступление и наказание»; доказать, что Петербург здесь не только фон, но и действующее лицо романа, он давит, душит людей. Доводит...

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconУрок права в 11 классе. Учитель истории и обществознания Самигуллина...
Цель урока: уяснить, что преступление и наказание являются взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconОбраз петербурга в романе ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
Проектная работа представляет собой заочную экскурсию по следам героя романа Ф. М. Достоевского Родиона Раскольникова

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconКонспект урока "Публичное выступление-призыв"
Автор: Адяева-Никитина А. В., учитель русского языка и литературы мбоу "сош №12", г. Череповец Вологодской области

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Кащенко Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconКонспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование...
Название работы: Конспект урока литературы в 5 классе в условиях реализации фгос «Формирование характера Васютки»

Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)» Автор: Колотева Таисия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место iconЖенские образы в «Повести о Петре и Февронии» ив романе Ф. М. Достоевского...
Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную