Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе


lit.na5bal.ru > Литература > Конспект
Учитель русского языка и литературы МОУ Богдашкинская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области Саморзина Галина Леонидовна
Аннотация к конспекту урока русского языка по теме

«Сочинение по воображению

«Моя встреча с И.Я.Яковлевым» в 7 классе

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило имя Ивана Яковлевича Яковлева – выдающегося чувашского педагога-просветителя, человека энциклопедически образованного, теоретика и практика начального обучения в национальных школах, который сыграл огромную роль в становлении Симбирской чувашской учительской школы. Тема актуальна в связи с тем, что И. Я. Яковлев был поборником дружбы между русским и чувашским народами, своей деятельностью способствовал приобщению чувашей к передовой русской культуре. Он считал, что, только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью - Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. В системе обучения И. Я. Яковлева большое внимание уделяется трудовому, физическому и эстетическому воспитанию детей. И. Я. Яковлев не только инспектировал, но и открывал новые школы, в том числе и нашу школу.

Поэтому после изучения темы «Частицы» был запланирован урок по развитию речи по тексту «Завещания» И.Я.Яковлева, который включает комплексный анализ текста, составление текста «повествование». Кроме обучающей цели, большое внимание уделяется воспитательной: воспитание  интереса и любви к языку, к истории чувашского народа, патриотизма.
Тема: Сочинение по воображению

«Моя встреча с И.Я.Яковлевым»
       Цели.

Общеобразовательная:

Освоение знаний о стилистических ресурсах русского языка. Повторить изученные стили речи; закрепить умение делать комплексный анализ текста; познакомить учащихся с  понятием «публицистический стиль», с особенностями этого стиля; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля.
Воспитательная:

Воспитание  интереса и любви к языку, к истории чувашского народа, патриотизма.

Развивающая: Способствовать развитию метапредметных компетенций: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Развитие коммуникативных умений и навыков. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формы работы.

Коллективная, самостоятельная.

Оборудование.

Портрет И.Я.Яковлева. Портрет памятника И.Я.Яковлеву в Ульяновске. Текст Завещания чувашскому народу.
Ход урока.

1.Вводно-мотивационный этап.

Слово учителя. Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Скажите, пожалуйста, а для чего необходимо развивать речь?
Предполагаемый ответ ученика. Речь необходимо развивать для того, чтобы быть интересным собеседником.
Слово учителя. На уроке нам необходимо подготовиться к сочинению по воображению.

Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски и попробуйте сформулировать тему нашего сочинения.
Предполагаемый ответ ученика. Нам предстоит написать сочинение о И.Я.Яковлеве
Слово учителя. Что же мы можем написать о нём?
Предполагаемый ответ ученика. Мы можем рассказать о  жизни и творчестве И.Я.Яковлева, о его Завещании.

Слово учителя. Ребята, а кто такой И.Я.Яковлев?
Предполагаемый ответ ученика. Выдающийся Чувашский просветитель. Открывал школы для чувашского народа, основатель Симбирской чувашской учительской школы.

Слово учителя. Вот ещё несколько интересных фактов из жизни Яковлева.

Знакомство с ученым-ориенталистом Н. И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердило желание И. Я. Яковлева в создании чувашской азбуки, букварей и издании книг для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе.

Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию чувашских азбук, насчитывающей 47 букв. Были составлены азбука и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Однако выяснилось, что 47 букв сложно для запоминания, и И. Я. Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.

В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия, который в целом был завершён только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда неизданные материалы И. Я. Яковлев передал в архив Британского библейского общества.

Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» А. С. Пушкина, «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, рассказов Толстого и др. За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

 Выдающийся просветитель чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев еще в 1918 г. задумал написать завещание. Юрист А.В. Жиркевич, в то время близко общавшийся с ним, в своем дневнике 5 апреля записал: «Сейчас был у меня И.Я. Яковлев. Он приезжал просить меня помочь ему составить духовное завещание. Старик чувствует себя плохо». Там же запись от 8 апреля: «Ходил к Яковлевым. Иван Яковлевич хотел со мною посоветоваться относительно текста духовного завещания» [1]. Но просветитель на три с лишним года отложил составление завещания.

Иваном Яковлевичем завещание было составлено летом 1921 г. в Симбирске при участии сыновей Алексея Ивановича и Николая Ивановича Яковлевых.

Духовное завещание И.Я. Яковлева, составленное 4 августа 1921 г. на русском и чувашском языках, состоит из 7 пунктов. Завещание содержит интересные положения, важные при изучении взглядов педагога… Обращаясь к тем представителям чувашского народа, которые получили образование, он указывает, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на них… Заслуживает внимания завещание И.Я. Яковлева относительно семьи… В завещании предлагается избегать мелких счетов и распрей. Весьма поучительно замечание педагога об отношении к труду».

Яковлев утверждал, что «мы должны по духу сделаться русскими», но сохранить свою национальную культуру, все свое «хорошее, исторически-национальное», родной язык.

Иван Яковлевич оставил завет сближаться и дружить с русским народом. Он надеялся, что чуваши приобщатся к его светлому и грядущему величию.

До последних десятилетий чувашская нация отличалась исключительным трудолюбием и высокой нравственностью. Нерадивое отношение к труду встречалось как редкое исключение. Крепки были семейные устои. Не было случаев хулиганства. В деревнях дома и клети не знали замков. Взаимопомощь, милосердие, уважение к старшим были нормами жизни чувашских крестьян. Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан серт» - «Не  срами имени чуваша». Быть порядочным в семье народов – это здоровое стремление.

В последние годы умножились случаи хулиганства, преступности. Некоторая часть населения потеряла нравственный облик. О милосердии и доброте забыли. Физическое и нравственное оздоровление определенной части нации стало насущной задачей. Как злободневно звучат сегодня мудрые слова завещания И.Я. Яковлева!

Просветитель завещал: «Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к народному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому Отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших». Основными признаками нации являются язык и национальная культура. Нация существует как саморазвивающийся организм. Отказ значительных групп и слоев нации от родного языка ведет к деградации нации. У нас второе или третье поколение городских чувашей не владеет родным языком. Значительная часть чувашей, проживающих за пределами нашей республики, не умеет не только писать, но и читать по-чувашски. В нашей республике преобладающая часть чувашей, умеющих говорить на родном языке, не может правильно писать по-чувашски. Многие выпускники чувашских средних школ не умеют писать на родном языке. Если в 20-30-х годах функции чувашского языка были довольно широки, охватывали и общественно-государственную область, то за последние десятилетия они сузились до предела. Родной язык используют лишь в начальном обучении, чувашской художественной литературе, драмтеатре, периодической печати, в малой степени в агитационно-пропагандистской работе. Сократилось даже издание книг на чувашском языке. Пренебрежительное отношение самой нации к своему родному языку отрицательно сказывается на ее интеллектуальном уровне и тормозит развитие национальной культуры, художественной литературы и искусства, сокращая резерв пополнения их талантами. Мы должны всегда помнить слова И.Я. Яковлева: «Поднять культуру чуваш возможно только через родной, понятный им язык».

Слово учителя. На прошлых уроках мы изучали формообразующие частицы. Назовите их.
Предполагаемый ответ ученика. Формообразующие частицы БЫ (Б), ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ДАВАЙТЕ.
Слово учителя. Сегодня мы будем писать сочинение по воображению. Представьте на минуту, что вы оказались в машине времени и вернулись в те дни, когда И.Я.Яковлев жив. О чём бы вы рассказали И.Я.Яковлеву?

Предполагаемый ответ ученика. Как осуществляется у нас завещание просветителя, насколько оно актуально для сегодняшнего дня.
2. Работа над композицией сочинения. Составление плана.

Слово учителя.  Что нам поможет написать сочинение?
Предполагаемый ответ ученика. Написать сочинение поможет план.
Слово учителя.  Давайте вспомним композицию сочинения. Из скольки частей оно должно состоять? Каких?
Предполагаемый ответ ученика. Сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части, заключения.
Слово учителя.  О чем можно рассказать в каждой из частей?
Предполагаемый ответ ученика. Во вступлении нужно отметить, как я встретился с Яковлевым. В основной части я бы рассказал о том, как мы выполняем его Завещание. В заключении должен сделать вывод.
3. Подготовительная работа по написанию сочинения. Комплексный анализ текста.
Слово учителя. Перед вами лежит листок с фрагментами текста завещания. Само завещание более подробно вы будете изучать на уроках родного языка. А сегодня я выбрала только те моменты, которые будут нужны для сочинения.
Словарная работа.
Завещание – устное или письменное распоряжение на случай смерти, а также вообще предсмертная воля. Завещание последователям, друзьям.

Завещание чувашскому народу Ивана Яковлевича Яковлева

Во имя Отца и Сына и Святого духа! Обращаюсь к Вам первым, друзья и родичи мои чуваши.

…Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него…Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями и вы приобщитесь к его светлому и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним…среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее и она будет вам матерью... Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны, помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищем научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к народному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших… Берегите семью: в семье – опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда. Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите ненавидящих вас и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения. Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечестными средствами, непрочные и временные…Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим одаривали меня мои соплеменники и многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные, были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших 
Слово учителя. К какому стилю относится текст Завещания? Докажите.
Предполагаемый ответ ученика. К публицистическому. Используются лексика, обороты, характерные для этого стиля.
Слово учителя. Что мы можем взять для нашего сочинения? Напоминаю, что мы должны рассказать И.Я.Яковлеву, как осуществляется у нас завещание просветителя, насколько оно актуально для сегодняшнего дня.
Предполагаемый ответ ученика. О семье, об отношении к родному языку, о силе мирного труда.
Слово учителя. Какие частицы мы будем использовать для написания этого сочинения?
Предполагаемый ответ ученика. Частицы БЫ (Б). Ведь мы будем использовать условное наклонение глагола.
4. Работа над черновиком сочинения.
5. Домашнее задание. Дописать сочинение.

Приложения:

  1. Портрет И.Я.Яковлева

библия на чувашском - главная страница

  1. Завещание чувашскому народу Ивана Яковлевича Яковлева


Во имя Отца и Сына и Святого духа! Обращаюсь к Вам первым, друзья и родичи мои чуваши.

…Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него…Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями и вы приобщитесь к его светлому и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним…среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее и она будет вам матерью... Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны, помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищем научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к народному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших… Берегите семью: в семье – опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда. Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите ненавидящих вас и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения. Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечестными средствами, непрочные и временные…Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим одаривали меня мои соплеменники и многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные, были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших. 


  1. Памятник И.Я.Яковлеву в Ульяновске.


http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/77/monument_i_y_yakovlev.jpg

В 2005 году администрацией города Ульяновска и представителями чувашской общественности было принято решение об установке в Ульяновске памятника великому чувашскому просветителю, Почетному гражданину города Ивану Яковлевичу Яковлеву. Место для памятника было выбрано в сквере "Колючий садик", на пересечении улиц 12 сентября и Л. Толстого, напротив памятника его старшему товарищу и коллеге Илье Николаевичу Ульянову. В сооружение памятника свой вклад внесли более 500 простых граждан и около 100 предприятий и организаций Ульяновской области и Чувашской республики. Финансовую поддержку оказали и ульяновские власти.
Автором памятника в Ульяновске стал заслуженный художник Чувашии и Башкирии, скульптор Владимир Порфирьевич Нагорнов. Бронзовая фигура И.Я. Яковлева высотой 2,6 метра установлена на невысоком постаменте, выполненным из гранита. Вес монумента составляет 6,5 тонн.
Торжественное открытие памятника состоялось 1 октября 2006 года. На открытии присутствовали представители Республики Чувашия, гости из Москвы, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и мэр города Сергей Ермаков. На постаменте памятника начертаны слова из духовного завещания И.Я. Яковлева чувашскому народу: «Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью»

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconМетодическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме «моя школьная жизнь»

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconРазработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение...
Название работы: Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи»

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconУрока русского языка в 9 классе по теме «Как успешно выполнить экзаменационные задания?»
Образовательные: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Лексика», «Грамматика», подготовка к выполнению части с...

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconРазработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов...
Название работы: Разработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов и приставок»

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconМетодическая разработка урока русского языка в 10 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы. Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconУрок русского языка в 5 классе Повторение по теме: «Имя существительное»
Валл Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу кочневская сош, Татарского района Новосибирской области

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconМетодическая разработка урока английского языка по теме «моя будущая профессия»
«Power Point» при помощи мультимедийого проектора. В процессе урока используются элементы технологий: проблемно-диалогического обучения,...

Конспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению «Моя встреча с И. Я. Яковлевым» в 7 классе iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Печенкина Татьяна Орестовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Русский Камешкир Пензенской области


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную