Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9»


lit.na5bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5-м классе.

Графика. Алфавит.

Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Цели урока:

Обучающие:

  • Повторить сведения об алфавите, полученные учащимися в начальных классах, углубить и систематизировать эти знания.

  • рассказать об истории появления русского алфавита;

  • повторить алфавит русского языка;

  • дать представление об отличии устной речи от письменной;

  • познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

  • развивать умение применять знания на практике (алфавит).

  • формирование интереса к науке, бережного отношения к слову, воспитание культуры речи.

  • провести сравнительно-сопоставительную работу, опираясь на знания учащихся, полученные ими на других, в том числе и языковых предметах.

  • пробудить в детях интерес к исследовательской работе, прививать уважение к различным культурам, воспитывать толерантность.

Развивающие: 

  • формировать умение отличать устную речь от письменной,

  • умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

1.ОРГМОМЕНТ.

Приветствие, настрой детей на успех
2.РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

- Добрый день! - тебе сказали. 
- Добрый день! - ответил ты. 
Нас две ниточки связали 
Теплоты и доброты.

Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

А) орфографическая разминка

Задание на карточке: 1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения. 2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный

Ответ: Сердце [рц], властный [сн], целостный [сн], доблестный [сн], поздний[зн], праздник [зн], яростный [сн], устный[сн].

Б) вопросы по заданию

*Какой орфограммой мы должны воспользоваться, чтобы не ошибиться в написании данных слов? («Правописание непроизносимых согласных в корне слова»)

*Расскажите об условиях написания этой орфограммы.

*Дайте характеристику тех звуков, которые вы написали в транскрипции у слов:

Ответ: Сердце [рц] – согласные, твёрдые, звонкий, глухой; целостный [сн] – согласные, твёрдые, глухой, звонкий; поздний[зн] – согласные, твёрдый, мягкий, звонкие.

4.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

*Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь.

В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной - с буквами, которые обозначают эти звуки.

*Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

Буквы обозначают звуки, поэтому говорят: « Буквы, обозначающие гласные звуки», «Буквы, обозначающие согласные звуки», а иногда - короче: гласные буквы, согласные буквы. Необходимо различать звук и букву!

*Наука, изучающая начертания букв и их виды, называется ГРАФИКА.

Наука КАЛЛИГРАФИЯ учит соблюдать принятые начертания букв - особенно это важно для рукописных букв. (понятия на доске, записываем в словарик)
5.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

А)*А всегда ли мы могли писать буквы?
*Всегда ли существовала письменность?
*На протяжении веков люди передавали информацию разными способами.

*Узнаем это, выполнив одно задание:

Вызывается пять пар учеников и им даётся задание прочитать предложенный текст.

1.берестяная грамота;

2.узелковая письменность;

3.шифровка азбукой Морзе;

4.шифровка Кириллицей;

5.предложение, записанное современным алфавитом.
*Кому удалось прочитать текст и почему?

*Как вы уже догадались, тема нашего урока «Алфавит»

*На какие вопросы нам сегодня нужно ответить?
Б)*Сегодня на уроке мы с вами узнаем историю появления русского алфавита; определим его значимость в использовании устной и письменной речи.

*А девизом нашего урока будут слова, которые вы видите на доске. Давайте их прочитаем: «Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку».

Если вы успели заметить, то они действительно очень хорошо соотносятся с темой нашего урока.

*Как вы понимаете это высказывание?

В)Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).

В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра I 1708-1711 гг. (а церковнославянская такова и поныне), когда были ликвидированы надстрочные знаки (что между делом «отменило» букву И) и упразднены многие дублетные буквы.

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Вопросы:

  • Что называется алфавитом? ( Алфави́т (греч. ἀλφάβητος) — форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки — буквы — обозначают фонемы языка).

  • Почему важно знать алфавит?

  • Где может пригодиться знание алфавита?

  • Сколько гласных букв в русском языке? (10)

  • Сколько согласных букв в русском языке? (21)

  • Чего больше в русском языке букв или звуков?

Докажите. (Для 30 согласных звуков, твердых-мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а],[о],[э],[и],[у],[ы]; гласных букв! 10: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я)

*Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

А) с русским алфавитом вы знакомы, давно и активно им пользуйтесь.

Сейчас мы в этом убедимся.

Физминутка: выходят две команды по пять человек и задача каждой команды встать по алфавиту первых букв своих имён.
Б)А сейчас задание на внимательность. Прослушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Багаж»

Дама сдавала в багаж 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картину, 
Корзину, 
Картонку 
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции 
Четыре зеленых квитанции 
О том, что получен багаж: 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картина, 
Корзина, 
Картонка 
И маленькая собачонка.

Задание: представьте себя работником станции, принимающим багаж, оформите даме квитанцию, запишите вещи в алфавитном порядке.

Ответ: диван, картина, картонка, корзина, саквояж, собачонка, чемодан.

В)Работа с орфографическим словарём упр.291.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

*С какими языковыми понятиями мы ознакомились на данном уроке?

*Расскажите о значимости алфавита в нашей речи и жизни.

*Выставление оценок за урок.

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить изученные определения;

Упр. 289;

Творческое задание: Напишите рассказ из 33 слов, где каждое слово начиналось бы с очередной буквы алфавита.


НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

НАБЛЮДАЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Задание:

1.Вслух прочитайте слова и установите, в чём особенность их произношения.

2.Спишите, указывая в транскрипции, какие звуки передают подчёркнутые буквы.

Сердце, властный, целостный, доблестный, поздний, яростный, праздник, устный.

Задание: прочитайте данное предложение:

. _ / _ _ . / _ . . . / . . _ / _ . _ / . _ // _ . _ // _ _ / . ._ / _ . . / . _ . / _ _ _ / . . . / _ / . . // . . . / _ / . . _ / . _ _ . / . /_ . / _ . . _ / _ . _ / . _ //

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание: прочитайте данное предложение:

Азбука к мудрости ступенька.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание: прочитайте данные предложения:

img004

………………………………………………………………………………………………………………………………………

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconКонспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению...
Учитель русского языка и литературы моу богдашкинская средняя общеобразовательная школа мо «Цильнинский район» Ульяновской области...

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconИмена существительные общего рода (урок русского языка в 6 классе...
Григорьева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы маоу смтл г о. Самара

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconУрок русского языка в 11 классе Дальниченко Р. Н., учитель русского...
...

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconУрок русского языка. Тема «Корень слова. Однокоренные слова»
Шмакова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов маоу «Гимназия №12»г. Новосибирска

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconУрок русского языка, развития речи и географии в 8 классе на тему...
Авторы: учитель русского языка и литературы Гура Т. В., учитель географии Гаранина С. Б

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconУрок русского языка в 5 классе Повторение по теме: «Имя существительное»
Валл Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу кочневская сош, Татарского района Новосибирской области

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Хлыстунова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы маоу «Голышмановская средняя общеобразовательная школа...

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconМетодическая разработка урока русского языка в 10 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы. Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №9» iconРазработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение...
Название работы: Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную