Предмет (курс)
| "Занимательная математика"
|
Класс
| 1-4
|
Наименование образовательной программы
| Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 1-4 классов.
Направление: общеинтеллектуальное.
Вид: познавательная деятельность.
Уровень – общеобразовательный.
Степень образования - начальное обучение.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.
|
Нормативная основа
| Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011г.
|
Реализуемый УМК
|
|
Срок реализации
| 4 года
|
Используемые учебники и пособия
| Используемая литература (книгопечатная продукция)
|
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-
тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-
ности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. — М. : АСТ, 2006.
15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
|
Цели и задачи изучения предмета
| ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
развивать краткости речи.
|
Планируемые результаты изучения куса..
|
К концу обучения по курсу учащиеся научатся:
|
Раздел
| Общие результаты
|
Числа. Арифметические действия. Величины:
| — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
|
Мир занимательных задач:
| — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи
|
Геометрическая мозаика
| —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
|
Личностные УУД
|
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность для формирования:
|
-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
| - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
|
Метапредметные результаты:
|
Регулятивные УУД
|
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность для формирования:
|
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
| -прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи
|
Познавательные УУД
|
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность для формирования:
|
-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
-отрабатывать вычислительные навыки;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
| -аналогии:
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблем
творческого и поискового характера.
|
Коммуникативные УУД
|
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность для формирования:
|
-принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
| - критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
-принимать самостоятельно решения;
-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
|
Используемые технологии
| Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
|
Место учебного предмета в учебном плане
| Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
|
Результаты освоения учебного предмета
(требования к выпускнику)
| Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
|
Основные требования к знаниям и умениям к концу освоения курса
|
1 класс
| Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
| - понимать как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта.
| - находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
|
2 класс
| Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
| - понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов.
| - использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
|
3 класс
| Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
| - различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.
| -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
|
4 класс
| Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
| - проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.
| - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами.
|
Методы и формы оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельнос-ти по курсу
| Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по
нескольким параметрам:
|
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
|
Критерии
| Показатели
| Приемы и методы изучения
|
Вовлеченность
учащихся в систему
внеурочной
деятельности
| - Охват учащихся программой.
- Сохранность контингента.
- Сформированность активной позиции учащихся
| 1. Анализ участия
учащихся в изучении курса.
2. Педагогическое
наблюдение.
|
Ресурсная
обеспеченность
процесса
функционирования
системы
внеурочной
деятельности
| - Обеспеченность кадровыми
ресурсами.
- Обеспеченность
информационно-
технологическими ресурсами.
- Обеспеченность финансовыми ресурсами.
- Обеспеченность материально-
техническими ресурсами
| 1. Метод экспертной оценки.
2. Методы индивидуальной и
групповой оценки.
1. Анкетирование.
2. Педагогическое
наблюдение
|
2. Эффективность внеурочной деятельности:
|
Личность школьника
|
Самоопределение
| - формирование основ гражданской идентичности личности;
- формирование картины мира культуры;
- развитие Я-концепции и самооценки личности.
| Методики:
1. «Беседа о школе»
(Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгера).
2. «Кто я?» (М.Кун).
|
Смыслообразование
| - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности
| 1. Методика «Цветик-
семицветик».
2. Опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой,
Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).
3. Оценка уровня воспитанности
ученика (по Н.П.Капустину).
|
Нравственно-
этическая
ориентация
| - формирование единого образа мира при разнообразии культур;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм;
- формирование моральной самооценки;
-развитие доброжелательности,
внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни
| 1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс).
2. Адаптированный варианттеста .Е.Щурковой
«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.
(3-4классы).
3. Методика «Репка».
4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы».
5. Методика «Что мы ценим в людях».
6. Методика Н.Е.
Богуславской «Закончи
предложение».
|
Детский коллектив
|
| Сформированность
детского коллектива
| -благоприятный психологический
микроклимат;
-уровень развития коллективных взаимоотношений
| 1. Социометрия.
2. Индекс групповой
сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»
|
Сформированность
коммуникативной
культуры учащихся
| - Коммуникабельность.
- Взаимодействие со
сверстниками, педагогом
| Методика выявления
коммуникативных склонностей
(по Р.В.Овчаровой)
|
Профессиональная позиция педагога
|
Эффективность
работы факультатива
| - Посещаемость, сохранность
контингента.
- Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход.
- Участие учащихся в выставках, конкурсах, викторинах и т.п.
| Анализ данных.
|
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
|
Продуктивность
деятельности факультатива
| - Уровень достижения ожидаемых результатов.
- Достижения учащихся в
выбранном виде внеурочной
деятельности.
- Рост мотивации к активной
познавательной деятельности
| 1.Анализ освоения учащимися программы курса.
2.Анализ содержания
«портфеля достижений»
3.Анализ результатов участия детей в турнирных
мероприятиях состязательного
характера.
4.Педагогическое наблюдение.
5.Метод незаконченного
предложения.
6.Методика «Репка»
|
4. Удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагога) ее организацией и результатами
|
Удовлетворенность
учащихся, их
родителей,
педагога
| - Удовлетворенность школьников участием в работе факультатива.
- Сформированность у родителей чувства удовлетворенности
посещением ребенком внеурочных занятий.
- Удовлетворенность педагога организацией и ресурсным обеспечением деятельности факультатива.
| 1. Тестирование.
2. Беседа.
3. Анкетирование.
4. Цветопись
5. Метод незаконченного предложения.
|
Формы учета оценки планируемых результатов.
|
Формы учета знаний, умений:
| - педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
-результаты олимпиад;
- рисуночные тесты;
- подготовка проектов и их защита;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование учеников
|
| Диагностика.
|
Цель:
| выяснить, является ли и в какой степени воспитывающим данный вид внеурочной деятельности
|
Объекты:
| личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога
|
Методы:
| наблюдение, анкетирование, тестирование.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.
|
Формы:
| -проблемно-ценностное общения ( этическая беседа);
-дебаты;
-тематический диспут;
-проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
|