Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное


lit.na5bal.ru > Математика > Рабочая программа
Аннотация к рабочей программе

Предмет (курс)

"Занимательная математика"

Класс

1-4

Наименование образовательной программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 1-4 классов.

Направление: общеинтеллектуальное.

Вид: познавательная деятельность.

Уровень – общеобразовательный.

Степень образования - начальное обучение.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.

Нормативная основа

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

- Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

- Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011г.

Реализуемый УМК




Срок реализации

4 года

Используемые учебники и пособия



Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-

ности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

Цели и задачи изучения предмета

ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

  • развивать краткости речи.

Планируемые результаты изучения куса..

К концу обучения по курсу учащиеся научатся:

Раздел

Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностные УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

Используемые технологии

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года.

В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.

Результаты освоения учебного предмета

(требования к выпускнику)

Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Основные требования к знаниям и умениям к концу освоения курса

1 класс

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:




- понимать как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта.


- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.


2 класс

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:




- понимать нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов.


- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

3 класс

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:




- различать имена и высказывания великих математиков;

- работать с числами – великанами;

- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.


-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

4 класс

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:




- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.

- работать над проектами.



Методы и формы оценки результатов освоения программы

внеурочной деятельнос-ти по курсу

Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по

нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

Критерии

Показатели

Приемы и методы изучения

Вовлеченность

учащихся в систему

внеурочной

деятельности

- Охват учащихся программой.

- Сохранность контингента.

- Сформированность активной позиции учащихся


1. Анализ участия

учащихся в изучении курса.

2. Педагогическое

наблюдение.

Ресурсная

обеспеченность

процесса

функционирования

системы

внеурочной

деятельности

- Обеспеченность кадровыми

ресурсами.

- Обеспеченность

информационно-

технологическими ресурсами.

- Обеспеченность финансовыми ресурсами.

- Обеспеченность материально-

техническими ресурсами

1. Метод экспертной оценки.

2. Методы индивидуальной и

групповой оценки.

1. Анкетирование.

2. Педагогическое

наблюдение

2. Эффективность внеурочной деятельности:

Личность школьника

Самоопределение

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- формирование картины мира культуры;

- развитие Я-концепции и самооценки личности.

Методики:

1. «Беседа о школе»

(Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,

А.Л.Венгера).

2. «Кто я?» (М.Кун).

Смыслообразование

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

1. Методика «Цветик-

семицветик».

2. Опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой,

Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

3. Оценка уровня воспитанности

ученика (по Н.П.Капустину).

Нравственно-

этическая

ориентация

- формирование единого образа мира при разнообразии культур;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

-развитие доброжелательности,

внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и

дружбе;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни


1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс).

2. Адаптированный варианттеста .Е.Щурковой

«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.

(3-4классы).

3. Методика «Репка».

4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы».

5. Методика «Что мы ценим в людях».

6. Методика Н.Е.

Богуславской «Закончи

предложение».

Детский коллектив




Сформированность

детского коллектива

-благоприятный психологический

микроклимат;

-уровень развития коллективных взаимоотношений

1. Социометрия.

2. Индекс групповой

сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

Сформированность

коммуникативной

культуры учащихся

- Коммуникабельность.

- Взаимодействие со

сверстниками, педагогом

Методика выявления

коммуникативных склонностей

(по Р.В.Овчаровой)

Профессиональная позиция педагога

Эффективность

работы факультатива

- Посещаемость, сохранность

контингента.

- Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход.

- Участие учащихся в выставках, конкурсах, викторинах и т.п.

Анализ данных.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

Продуктивность

деятельности факультатива

- Уровень достижения ожидаемых результатов.

- Достижения учащихся в

выбранном виде внеурочной

деятельности.

- Рост мотивации к активной

познавательной деятельности

1.Анализ освоения учащимися программы курса.

2.Анализ содержания

«портфеля достижений»

3.Анализ результатов участия детей в турнирных

мероприятиях состязательного

характера.

4.Педагогическое наблюдение.

5.Метод незаконченного

предложения.

6.Методика «Репка»

4. Удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагога) ее организацией и результатами

Удовлетворенность

учащихся, их

родителей,

педагога

- Удовлетворенность школьников участием в работе факультатива.

- Сформированность у родителей чувства удовлетворенности

посещением ребенком внеурочных занятий.

- Удовлетворенность педагога организацией и ресурсным обеспечением деятельности факультатива.



1. Тестирование.

2. Беседа.

3. Анкетирование.

4. Цветопись

5. Метод незаконченного предложения.

Формы учета оценки планируемых результатов.

Формы учета знаний, умений:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- тематический опрос;

-результаты олимпиад;

- рисуночные тесты;

- подготовка проектов и их защита;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование учеников




Диагностика.

Цель:

выяснить, является ли и в какой степени воспитывающим данный вид внеурочной деятельности

Объекты:

личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

Методы:

наблюдение, анкетирование, тестирование.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Формы:


-проблемно-ценностное общения ( этическая беседа);

-дебаты;

-тематический диспут;

-проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconТематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Занимательная...
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 4 класса составлена с учетом требований фгос....

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconПрограмма внеурочной деятельности по физике для обучающихся 7 классов...
Сотниченко Л. Г. Программа внеурочной деятельности по физике для обучающихся 7 классов «От простых физических измерений к познанию...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconРабочая программа внеурочной деятельности «Веселая математика»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» для 5 класса
Сроки реализации программы: 0,5 года. Программа реализует гуманитарное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconРабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг» Автор:...
«Волшебный квиллинг» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с фгос второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconРабочая программа кружка «Занимательная математика» для учащихся...
Место выполнения работы: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Хабариха, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconАвторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1 4 классов...
Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2011. 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н. Ф., (программа...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconРабочая программа по внеурочной деятельности «школа безопасности»
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классе разрабатывалась на основе авторской комплексной программы «Основы...

Наименование образовательной программы рабочая программа по внеурочной деятельности \"Занимательная математика\" для 1-4 классов. Направление: общеинтеллектуальное iconПояснительная записка данная рабочая программа по внеурочной деятельности...
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 1-4 классов на основе следующих документов


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную