Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
|
Мотивация к учебной деятельности
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
| Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности.
| Личностные: действие смыслообразования
Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей.
Познавательные:
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству
|
Актуализация знаний
| Записывает 5 примеров на правописание глаголов и одно деепричастие. Предлагает ученикам объяснить их написание.
Спрашивает учащихся о правописании не с глаголами.
Направляет вопросами:
-Почему мы не можем объяснить последнее слово?
-Что такое деепричастие?
| Выполняют задание, которое тренирует отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Повторяют правила правописания глагола с не.Применяют правило иобъясняют орфограмму «Не с глаголом». Сталкиваются с трудностью при написании не с деепричастием.
| Личностные:смыслоопределение
Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.
Познавательные: общеучебные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.
| Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
-Какая проблема требует размышления? Что нужно узнать на уроке?
| Формулируют тему урока «Правописание не с деепричастиями» и цель урока.
| Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
логические: формулирование проблемы.
|
Построение проекта выхода из затруднения (изучение нового материала)
| Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации:записывает на доске в два столбика деепричастия и глаголы, которые пишутся слитно и которые пишутся раздельно. Задания: озаглавьте столбики,сравните написание деепричастий и глаголов в левом столбике и в правом.
Какую закономерность слитного или раздельного написания не с деепричастиями вы отметили? Сделайте вывод о написании не с деепричастиями. Какая часть пишется с не по такому же правилу?
Организует работу с учебником(§28 с.82). Обращает внимание на графическое обозначение орфограммы.
| Исследуют ситуацию, составляют план достижения цели и определяют средства.
Делают вывод о написании не с деепричастиями в виде связного ответа-рассуждения, приходят к выводу, что такое же правило применяется в случае с глаголом и сравнивают свой вывод с теоретическим материалом в учебнике. Обращают внимание на графическое выделение орфограммы «Не с деепричастиями»
| Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности, наиболее комфортного алгоритма исследовательской работы.
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в сборе информации, умение обосновывать собственное мнение в форме связного ответа.
Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение.
Логические: анализ объектов, выбор обоснований и критериев для сравнения, классификации объектов, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство.
|
Первичное осмысление и закрепление
| Устанавливает осознанность восприятия через систему тренировочных упражнений:
1)образовать от глагола деепричастие с суффиксом-а-(-я-) и объяснить орфограмму. Создает условия для поиска этимологической справки деепричастия негодуя.
1)Предлагает выполнить упражнения 170 письменно (в предложениях найти деепричастия и глаголы, объяснить их написание с не, графически выделить одиночные деепричастия и деепричастные обороты)
3) игра «Четвертый лишний»
Организует работу в парах
4)работа с матрицей и раздаточным материалом (предложения на правописание не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными, глаголами).
От чего зависит написание слов с частицей не?
| Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух). Учатся графически обозначать орфограмму и объяснять случаи раздельного и слитного написания не с деепричастиями, работают с этимологическим словарем он-лайн,повторяют обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графически их выделяют, объясняют знаки препинания при однородных деепричастных оборотах.
Учатся отличать данное языковое явление от подобных (деепричастие от других частей речи) и выбирают правильный алгоритм: от чего зависит написание слов с частицей не?
Работа в парах: составление алгоритма «Правописание не с разными частями речи» и составление таблицы с примерами из упражнения. см.приложение1
Сильные учащиеся могут дополнить таблицу своими примерами.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
|
Самостоятельная работа
| Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Предлагает задание: раскрыть скобки в словах с не в данных словосочетаниях.
Послевыполнения учащимися самостоятельной работы через проектор показывает ответы.
| Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку по критериям (см. приложение 2), пошагово сравнивая с эталоном.
| Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: общеучебные:, поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Этап продуктивного использования полученных знаний
| Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в группах: составить памятку, используя не с разными частями речи.
Проверяет и корректирует работы учащихся.Предлагает критерии оценки ответа.
| В группах составляют памятку на предложенные темы: «Бережное отношение к книге», «Поведение в школе». «Взрослые и дети»,«Природа и человек», «Мы в театре»,«Внимание: дорога!», используя не с разными частями речи. Озвучивают свою работу. Другие группы в это время оценивают ответы по критериям.
| Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
Личностные: самоопределение
Познавательные:общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Рефлексия деятельности(итог урока)
| Организует рефлексию.
-Что нового узнал? Чему научился? Что не получилось? Почему? Что необходимо сделать: обратиться к учебнику, к учителю, сверстникам, к информационным источникам?
Самооценка.
Аргументированно выставляет отметки.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Домашнее задание
| Инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания: 1)записать фразеологизмы, в которых употребляется деепричастие с не. Указывает на образовательный ресурс.
2) Составить связный текст на тему «Осень», используя не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными и глаголами или отдельные предложения на эту же тему.
| Анализируют и выявляют степень готовности
| Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.
Регулятивные: регулирование собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока.
Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: общеучебные применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
|