Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)


lit.na5bal.ru > Право > Урок
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)



Номинация: «Педагогические идеи и технологии: среднее образование».
Название работы: «Конспект урока в 9 классе «Традиции и новаторство комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Автор: Михеева И.Н., учитель русского языка и литературы.
Место выполнения работы: МБОУ «Лицей» г. Протвино.

Цель урока: понять, каким правилам классицизма следует Фонвизин в своей комедии «Недоросль» и отступает ли от них. И если да, то почему?

Ход урока.

Слайд №1.

В комедии нельзя разнузданно шутить,

Нельзя запутывать живой интриги нить…

Природе вы должны быть верными во всем,

Не оскорбляя нас нелепым шутовством…

Комический поэт, что разумом ведом,

Хранит изящный вкус и здравый смысл в смешном.

Н. Буало

Вопрос учителя:

-Какие слова являются ключевыми для определения жанра комедии?

(учащиеся называют подчеркнутые слова).

Учитель:

- Да, это канон, т.е. нерушимый закон.

Проблема урока - понять, , каким правилам классицизма следует Фонвизин в своей комедии «Недоросль» и отступает ли от них. И если да, то почему?

Диалог с классом.

Учитель:

- Прежде всего, каким идеям подчинены все каноны этого направления?

Ответ:

- Идеям государственности, прославления государства, прежде всего, монарха, жертвенных подвигов во имя государства.

Слайд №2.

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

М.В. Ломоносов «Разговор с Анакреон»

Учитель:

- Любовь к государству ставилась в классицизме превыше всего, главное – выше индивидуальных интересов, личных привязанностей, частных эмоций. Посмотрим, как обстоит дело в «Недоросле»

Следуя западным комедиям, Фонвизин в центр ставит жизнь семьи, и основным конфликтом должен стать конфликт любовный.

Есть ли он в «Недоросле»? Как развивается?

Индивидуальное сообщение.

Учитель:

- Но ограничивается ли содержание пьесы любовным конфликтом?

Ответ:

- Нет, семейный конфликт уходит на периферию сценического действия.

Его место занимает конфликт политический, социальный.

Учитель:

- Между кем?

Ответ:

- Правдиным и Стародумом, с одной стороны, и Простаковой и Скотининым – с другой.

Учитель:

- В частном доме в миниатюре показана та идейная борьба, которая проходила внутри дворянства между дворянами-просветителями и помещиками-рабовладельцами.

Какая традиция классицизма здесь нарушается?

Ответ:

- Единство действия.

Учитель:

- А в западной комедии сохраняется единство действия?

Даже у блистательного Мольера?

Слайд №3.

«Их (Фонвизина и Грибоедова) можно назвать истинно общественными комедиями, и подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов»

Н.В. Гоголь.

Учитель:

Это новаторство драматурга.

- Критикуя факторы, мешающие процветанию государства, какое средство предлагали писатели-просветители (отсюда их название)?

- А Фонвизин устами выразителя своих взглядов, резонера Стародума?

Фонвизин утверждает, что одного просвещения мало.

Учащиеся приводят примеры из д. 4, явления 1:

«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло»

«Просвещение возвышает одну добродетельную душу».

«Имей сердце, имей душу, и во все времена будешь человеком».

«Невежда без души зверь».

«Без благонравия никто не может выйти в люди».

«Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну».

«Совесть остерегает прежде, нежели судья наказывает»

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую оценку уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище.»

«Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца».

«И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель?»

Учитель:

- Где это видано, чтобы в низком жанре ставились такие существенные проблемы! Речь идет о воспитании души человеческой. Какое уж тут царство разума!

В Европе это поняли чуть раньше, когда в середине 18 столетия Европа оказалась ввергнута в жесточайшую и мучительную Семилетнюю войну. Разуверившийся в классицистической серьезности и сухости европейский образованный читатель жаждал совершенно иного искусства: он хотел слышать правду о своей мятежной и непокорной душе, он мечтал читать книги о самом себе. В Англии зарождается новое литературное направление – сентиментализм. В России Фонвизин в рамках классицизма увидел эту необходимость, эту потребность.

Давайте посмотрим, как разговаривают герои Фонвизина.

Индивидуальные сообщения «Речевые характеристики героев»

  1. Скотинин

  2. Стародум Основной тезис: речь героев индивидуализирована,

  3. Кутейкин характеры не однолинейны, а многомерны.

  4. Цифиркин

  5. Простакова

Учитель:

- Почему герой классицизма носил говорящую фамилию?

Новаторство Фонвизина - в умении строить речь своих героев так, что читатель представляет характеры действующих лиц, и они не схематичны, они многоплановы. (Сравните учителей у Фонвизина и Мольера). Характеры эти определены средой. Такое открытие сделает через полвека другое литературное направление – реализм.

Давайте откроем последнее явление комедии. Каждый из героев получил по заслугам: добродетель торжествует, порок наказан.

- Это традиционно для классицизма?

Но прочитаем это явление по ролям (обратите внимание на авторские ремарки, характеризующие Простакову).

- Почему Простакова теряет сознание?

Слайд №4.

«И потеряет сознание (от боли и отчаяния!), а не из притворства и малодушия (что ещё дозволено героям комедии). И те, кто только что осуждал и карал, бросятся к госпоже, оставшейся без подданных, матери, лишившей себя сына, главное – страдающей – на помощь.

Признаюсь, в этой черте так много истины, эта истина так прискорбна, почерпнута из такой глубины сердца человеческого, что по невольному движению точно жалеешь о виновной как при казни преступника, забывая о преступлении, сострадательно вздрагиваешь за несчастного»

П.А. Вяземский

Слайд №5.

В самом деле, смеяться в финале самой смешной русской комедии так же сложно, как аплодировать казни преступника. Злобная, жестокая крепостница в конце пьесы остается только несчастной матерью, вызывающей наше сочувствие.

Е.Н. Басовская

Слайд №6.

«А между тем чувствуешь, что нигде в другой земле, ни во Франции, ни в Англии, не могло образоваться такое существо. Эта безумная любовь к своему детищу есть наша сильная, русская любовь, которая в человеке, потерявшем своё достоинство, выразилась в таком извращенном виде, в таком чудном соединении с тиранством, так что, чем более она любит своё дитя, тем более ненавидит всё, что не есть её дитя»

Н.В. Гоголь

Учитель:

Для Фонвизина без-умная любовь не может служить оправданием, для человека Просвещения без-умный герой – отрицательный герой. Противоречия с классицизмом нет. Всё вроде бы так, но читатель понимает чувства отвергнутой матери. Авторская интуиция, предвидение? Чем это от- личается от канонов классицизма?

Само по себе появление русской комедии на сцене – уже новаторство, если учесть, что первая художественная книга в России – это переведенная в 1760 г. «Езда на остров любви» аббата Телемака. До этого переводились лишь учебники артиллерийского дела и руководства по управлению парусами. Культурой и не пахло…

- Так почему же русской классицистической комедии тесно в рамках классицизма? Почему русское произведение не вмещается в западные рамки?

Слайд №7.

«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация.»

Ф.М. Достоевский

«Русская идея есть идея сердца…Сердца, созерцающего свободно и предметно. Вот главный источник русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления.»

Итак, русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть ….(любовь)

И.А. Ильин

Учитель:

- Могло ли произведение, пронизанное русской идеей сердца, вместиться в рациональные рамки классицизма?

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)
Номинация конкурса: проектная и творческая деятельность учащихся. Подраздел «Краеведение»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества (2014-2015 учебный год)
Цель занятия: познакомить с техникой моделирования из бумаги. Изготовить модели птиц

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества. 2014-2015 учебный год. Номинация
Мбоу «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)
Проектная работа «Умножение – это умное сложение, или как легко выучить таблицу Пифагора»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация
Название работы: Урок истории в 9 классе «Социальная структура Российского общества в начале 20 века»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация
Место выполнения работы: мдоу детский сад общеразвивающего вида №126 г. Комсомольск- на- амуре

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) Номинация
Название работы: Урок развития речи по русскому языку в 6 классе "Имя прилагательное. Грачи прилетели"

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)
Название работы: Литературно-художественное образование дошкольников – путь формирования современного культурного человека. (план...

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год)
Домашнее задание исследовательского характера как средство становления познавательной самостоятельности старших школьников (на примере...

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную