           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
А.А. Бикбулатова, Е.А. Петрова, А.В. Карплюк
Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями и совершенствованию профориентационной работы
Учебно-методическое пособие
Москва
Издательство
Российского государственного социального университета
2016
УДК [331.54:37.047 ]-056.24
ББК 88.4я7+65.240.595я7
Б60
Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ (распоряжение от 23.06.2016 № Р-268)
Р е ц е н з е н т ы:
Е.А. Орлова – доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»;
Е.А. Шмелева – кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
Бикбулатова А.А., Петрова Е.А., Карплюк А.В.
Б60 Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-метод. пособие. – М.: Издательство РГСУ, 2016. – 146 с. ISBN 978-5-7139-1315-1
В учебно-методическом пособии представлены материалы, раскрывающие общие и частные вопросы организации работы РУМЦ в области трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидность и ОВЗ. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию профориентационной работы вуза содержат информацию об основных направлениях деятельности, о возможных препятствиях и способах их преодоления.
Рекомендации адресованы сотрудникам РУМЦ, а также могут быть интересны для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, а также для всех специалистов, интересующихся разными аспектами данной проблемы. УДК [331.54:37.047 ]-056.24
ББК 88.4я7+65.240.595я7 ISBN 978-5-7139-1315-1 © Бикбулатова А.А., Петрова Е.А.,
Карплюк А.В., 2016
© Российский государственный
социальный университет, 2016
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 4
Раздел 1. МОДЕЛЬ Ресурсного учебно-методического ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ инвалидов (РУМЦ) 9
1. Основания создания РУМЦ в контексте сетевого взаимодействия вузов 9
2. Направления деятельности РУМЦ 12
3. Функции РУМЦ 16
4. Структурно-организационная модель РУМЦ 18
5. Функциональное взаимодействие структурных подразделений вуза 18
6. Финансирование деятельности РУМЦ 19
РАЗДЕЛ 2. ЗаконОдательные и институциональные основы деятельности РУМЦ в части трудового и ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ инвалидов и лиц с ОВЗ 21
1 Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность РУМЦ в РФ 21
2. Примерное положение о ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 25
3. Примерный регламент взаимодействия ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ со структурными подразделениями ВУЗа (на примере РГСУ). 29
4. Примерное положение об отделе РУМЦ по профориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 38
5. Примерная номенклатура дел РУМЦ 44
6. Примерное штатное расписание РУМЦ 46
РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУМЦ по трудовой и профессиональной ориентации инвалидов и ЛИЦ С ОВЗ 47
РАЗДЕЛ 4. ПРофессиональная компетентность специалиста РУМЦ по трудовой и профессиональной ориентации инвалидов и ЛИЦ С ОВЗ и пути ее формирования 56
1. Квалификационные требования к специалистам РУМЦ, реализующим трудовое и профессиональное ориентирование инвалидов [1, с. 126] 56
2 Профессиональная компетентность специалиста РУМЦ по трудовой и профессиональной ориентации инвалидов и лиц с 58
ОВЗ 58
1. Особенности построения общения с лицами с ОВЗ и инвалидами при нарушениях слуха 63
2. Особенности построения общения с лицами с ОВЗ и инвалидами при нарушениях зрения 67
3. Особенности построения общения с лицами с ОВЗ и инвалидами при нарушениях опорно-двигательной системы (ОДС) 70
РАЗДЕЛ 7. МЕтодические рекомендации по оценке продуктивности деятельности РУМЦ в части трудового и профессионального ориентирования 80
Примерные должностные инструкции сотрудников РУМЦ [4, с 3]. 114
1. Руководитель Центра 114
|