Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)»


страница1/11
lit.na5bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
f:\титулки\2рабочая программа фк гос\9.jpeg


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования», с учетом Примерной программы основного общего образования по обществознанию (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана") и программы для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под редакцией Кравченко А.И., Хромова И.С. («Обществознание». Программа курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2006. Кравченко А.И. «Обществознание» программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 г.).

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерногоповедения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу адаптированными иточниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Цели:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-  освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-    овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

-       формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:

- создание условий для социализации личности;

- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII классе 36 часов (включая 1 час из курса 9-го класса), из расчета 1 учебный час в неделю, в IX классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до

получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия),

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и

коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей

среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические заданияпредполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Формы и методы обучения:

Программа предусматривает проведение уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, внедрением современных педагогических технологий и методов обучения: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные, тесты, беседы, рассказ, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины, диспуты, проекты, исследовательские работы.
Формы контроля знаний обучающихся и оценки результатов их обучения по данной рабочей учебной программе

Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), тестирование, работа с таблицей, составление конспекта текста, исследовательская и практическая деятельность.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Тематический план



п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из графы 3

Теоретическая часть

Практическая часть

Региональный компонент

Лабораторные

практические работы, уроки развития речи



Контроль-ные работы


1

2

3

4

5

6

7


Первый год обучения (6 класс)






Раздел 1. Общество и человек 7ч

1

Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

ОПД: Рассказ на тему «Путешествие в античное общество»

1

0,75

0,25







2

Происхождение и развитие человека.

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

ОПД: Сообщение «Происхождение и развитие человека» или «Расы людей на планете»

1

0,75

0,25







3

Исторические ступени развития общества.

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

ОПД: Решение познавательных и практических задач по историческим ступеням общества.

1

0,75

0,25







4

Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

ОПД: Групповая работа «Я и компьютер: плюсы и минусы»

1

0,75

0,25







5

Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

ОПД: Творческая работа «Моя родословная».

1

0,75

0,25







6

Человек, общество, природа
ОПД: по выбору: Проект «Правила экологического поведения школьников» или «Сценарий классного мероприятия «День Земли»

1

0,75

0,25







7

Повторно-обобщающий урок по теме «Общество и человек»

1







1








Раздел 2. Экономическая сфера. 7ч

8

Что такое экономика.

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Альтернативная стоимость. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

ОПД: Получение социальной информации из экономических и правовых источников о роли экономики в жизни общества.

1

0,75

0,25







9

Рынок.

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Форма торговли и реклама. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

ОПД: Творческая работа в группах. История денег. История торговли.

1

0,75

0,25







10

Что такое предпринимательство и бизнес.

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

ОПД: мини-проект «Я – предприниматель»

1

0,75

0,25







11

Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

ОПД: мини-проект «Семейный бюджет»

1

0,75

0,25







12

Экономическая деятельность подростков.

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

ОПД: Выступление для дискуссии «Надо ли подростку трудиться и зарабатывать деньги?»

1

0,75

0,25







13

Труд с точки зрения закона.

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договораПродолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

ОПД: Ролевая игра «На приёме у юриста»

1

0,75

0,25







14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера»

1







1








Раздел 3. Социальная сфера общества. 4ч

15

Социальная структура общества.

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

ОПД: Дискуссия «Что предложить сделать обществу, где много бедных людей?»

1

0,75

0,25







16

Семья.

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Брак и развод, неполная семья.

ОПД: Практикум «Сравните семейные обязанности в крестьянской семье в России 19 века и современной семье»

1

0,75

0,25







17

Правила и нормы поведения в обществе.

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

ОПД: Сообщение о правилах и нормах поведения в обществе. Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе.


1

0,75

0,25







18

Повторительно - обобщающий урок по теме «Социальная сфера общества»

1







1








Раздел 4. Политика и право. 7ч










19

Государство и граждане.

Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

ОПД: Обучающая игра. Дать консультацию человеку, которому отказали в просьбе стать гражданином России.

1

0,75

0,25







20

Государство и граждане.

ОПД: Групповая работа. Продолжите фразу «Положение гражданина отличается от положения негражданина…», «Государства бывают…», «Признаками государства являются..»

1

0,75

0,25







21

Право на службе человека.

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

ОПД: Практикум «Продолжите фразу «Во все времена преступников наказывали по закону, потому что…»


1

0,75

0,25







22

Конституция - Основной закон страны.

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

ОПД: Творческая работа. Какие качества личности необходимы депутатам.

1

0,75

0,25






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconРабочая программа по предмету «обществознание»
Освоение нового содержания предмета «Обществознание» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География»,...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconУчебник: Обществознание (включая Экономику и Право)
Экономику и Право разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования; программы...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» icon«Индивид. Индивидуальность. Личность»
Использование интерактивных методов обучения в преподавании учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconРабочая программа учебного предмета «обществознание»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего образования составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconРабочая программа учебного предмета обществознание 10 -12 классы...
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconРабочая программа по учебному предмету «История» 5 9 классы
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 5 9 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconКалендарно-тематическое планирование Учебно-методическое и материально-техническое...
Чоу сош «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им св пр. Иоанна Кронштадтского»

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса истории


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную