Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив)


страница1/5
lit.na5bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Локотская средняя общеобразовательная школа"

Рыльского района, Курской области

Принято на Утверждено:

заседании Директор школы:

педагогического совета ________________

протокол №____от__________ Приказ №______от________


Рабочая программа

по ОПК

8-11 классы (факультатив)


Разработала

Лабецкая Оксана Юрьевна

учитель ОПК первой

квалификационной категории

с. Локоть

2016г

10 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Старшая группа охватывает учащихся 10-11 классов. К этому времени у детей заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления основных вопросов православной культуры. Поэтому этот последний период в изучении православной культуры является обобщающим. Стоит задача помочь обучающимся увидеть цельную картину Православия. В этой картине должны совместиться и обнаружить новое качество научный, эстетический и религиозный, духовный и материальный компоненты.
Особое место следует придавать личному отношению ученика его позиции к изучаемому материалу. Он должен осознать себя и свою позицию в окружающей его духовно (религиозно)-нравственной, социокультурной среде.
В этот период важнейшим становится первый раздел, который должен дать учащимся целостную картину мира, показав, с одной стороны, ее самостоятельное значение, а с другой, - непротиворечивость научному и эстетическому пониманию мира, в их высших, истинных проявлениях. Важно показать противоречия в интерпретации мира различными философскими школами, а также то, что только разрешение этих противоречий дает возможность духовного развития человечества.
Именно в этом ключе следует подойти к изучению истории Ветхого и Нового Завета, а также истории мировых религий. Важное место в этом разделе должны занять и вопросы сравнительного религиоведения.
В изучении истории Православия следует главное внимание уделить формированию чувства личной сопричастности ученика к истории Отечества, неотделимой частью которого является Православие. Изучается православный символ веры с подробным разбором содержания каждого его члена. В курс включается также изучение таких понятий, как Вера, Благодать, Спасение, Освящение, Воздаяние.
В это время продолжается знакомство с христианским зодчеством, живописью, литературой и другими видами искусства.
Важнейшим разделом этого периода следует считать этический раздел, призванный помочь определиться каждому учащемуся в современной социальной обстановке. Он должен показать положительный характер нравственных основ в православном понимании мира, общества и человека и их универсальный характер.
Изучаются православные праздники путем участия обучающихся в культурно-религиозных мероприятиях: праздниках, конференциях, экскурсиях и т.п.
Важнейшим требованием к содержанию должно стать усиление теоретического начала - мировоззренческого осмысления. Программа ориентирована как на теоретические, так и на практические методы: благотворительность, помощи больным и престарелым, в общественно-полезный бесплатный труд.
В 11 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Религия - основа человеческой цивилизации


4

2

Святая Библия – Книга книг


15

3

Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)


5

4

Православное учение о человеке


4

5

Православие – как основа бытия семьи


6

Итого

34

Содержание

Религия - основа человеческой цивилизации(4ч)
Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия. Религия, атеизм, оккультизм. Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и культура. Религия и философия, наука, искусство.

Святая Библия – Книга книг(15ч)
Святая Библия – Книга книг. Понятие о Библии. Состав и структура Библии. Проблема толкования Библии. Религиозное прочтение Библии. Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека. Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа. Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни. Давид. Псалтырь. Книги пророков. Книга Премудрости Соломона. Книга Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла. Возвращение древних евреев из вавилонского плена. Восстановление храма. Терминология Нового Завета: «Евангелие», «канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяние апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова. Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа. Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. Значение церкви Христовой как ковчег спасения человека и человечества. Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл. Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и соборных Посланий апостольских). Значение служения. Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова.

Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)(5ч)
Религии мира. Основные черты, культы, традиции (сравнительный анализ). Православные Поместные Церкви. История их развития. Христианские неправославные течения. Римо-католичество: история и сущность. Протестантизм: история и сущность. Православие и протестантизм. Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества.
Православное учение о человеке(4ч)
Взгляды религии и науки на происхождение человека. Взгляды современной науки на строение человека. Три состояния души, составляющие её вечную жизнь. Жизнь - Божий дар. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни.
Православие – как основа бытия семьи(5ч)
Брак и семья в православном понимании. Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в православии. «Домострой»- книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско - благочестивого воспитания детей. Целомудрие - основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи.

Православие как основа создания прочной и счастливой семьи.

Календарно- тематическое планирование 10 класс

№п/п

Дата

Тема

Примечание







1







Религия - основа человеческой цивилизации

Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия.




2







Религия, атеизм, оккультизм




3







Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и культура.




4







Религия и философия, наука, искусство.




5







Святая Библия – Книга книг

Святая Библия – Книга книг. Понятие о Библии. Состав и структура Библии.




6







Проблема толкования Библии. Религиозное прочтение Библии.




7







Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека.




8







Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа.




9







Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни.




10







Давид. Псалтырь. Книги пророков. Книга Премудрости Соломона.




11







Книга Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла.




12







Возвращение древних евреев из вавилонского плена. Восстановление храма.




13







Терминология Нового Завета: «Евангелие»,«канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяние апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова.




14







Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа.




15







Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества.




16







Значение церкви Христовой как ковчег спасения человека и человечества.




17







Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл.




18







Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и соборных Посланий апостольских). Значение служения.




19







Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова.




20







Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)

Религии мира. Основные черты, культы, традиции (сравнительный анализ).




21







Православные Поместные Церкви. История их развития.




22







Христианские неправославные течения. Римо-католичество: история и сущность.




23







Протестантизм: история и сущность. Православие и протестантизм.




24







Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества.




25







Православное учение о человеке

Взгляды религии и науки на происхождение человека.




26







Взгляды современной науки на строение человека.




27







Три состояния души, составляющие её вечную жизнь.




28







Жизнь - Божий дар. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни.




29







Православие – как основа бытия семьи

Брак и семья в православном понимании.




30







Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в православии.




31







«Домострой»- книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь.




32







Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско- благочестивого воспитания детей.




33







Целомудрие - основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности.




34







Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи.

Православие как основа создания прочной и счастливой семьи.




.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать:

  • православное видение мира, историю человечества ;

  • целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры;

  • представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект общества и человека;

  • целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы;

  • целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами;

  • основные понятия православной этики: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие;

  • о путях духовно- нравственного совершенствования;

целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории

11 класс

  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа учебного предмета «орксэ модуль опк»
Чоу сош «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им св пр. Иоанна Кронштадтского»

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по истории 5-9 классы
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы)

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» для кружка «Волшебная...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для кружка «Волшебная кисть» ( 1-4 классы) разработана на основе Рабочих программ по...

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по искусству для 8-9 классов составлена на основе...
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по предмету (курсу) «Биология»
Программа разработана на основе программы «Биология. 5-9 классы». Авторы: И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г....

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по биологии 5-11 классы
А. А. Кузнецов «Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. Естествознание» Москва. Просвещение, 2011 год

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по искусству, 8-9 класс Учитель
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по искусству 8 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconУчебно-методический комплекс Факультатив по дисциплине фтд. 6 «Использование...
Факультатив по дисциплине фтд. 6 «Использование современных информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе»

Рабочая программа по опк 8-11 классы (факультатив) iconРабочая программа по технологии для 6класса
Программа разработана на основе программы по учебному предмету «Технология» 5-8 классы, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, 2014 год; программы...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную