|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №17 им.Т.Н.Хренникова Согласовано на заседании МО (протокол № от ) Меркулова О.Е. Принята на заседании педагогического совета (протокол № от )Утверждена приказом директора МБОУ ООШ №17 им.Т.Н.Хренникова от № Колоколина Т.М. Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 «А» класса на 2015-2016 учебный год Учитель Ефанова Е.Ю Елец 2015 г. Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы явились - «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ - Федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализуемые программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 09 марта2004г.№1312 - Приказ министерства образования РФ от 05 марта2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования» - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на2015-2016 учебный год утвержденный приказом Минобрнауки № 253 от 31.03.2014г. - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом министерством образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011г., регистрационный номер 19993 - Приказ ОУ и Н Липецкой области от 29.04.2015г. № 424 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год - Приказ ОУ и Н Липецкой области от № «Об учебных планах общеобразовательных организаций Липецкой области реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на2015-2016 учебный год - Информационное письмо УО и Н Липецкой области от 04 марта 2015 г. №275 «Об изменениях внесенных ФГОС НОО, ФГОС ООО - Календарный учебный график МБОУ ООШ №17 им.Т.Н.Хренникова на 2015-2016 утвержденные приказом по школе №144 от 26.06.2015г. - Учебный план МБОУ ООШ №17 им.Т.Н.Хренникова на 2015-2016 утвержденные приказом по школе № 144 от 26.06.2015г. Рабочая программа «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы по ИЗО 2011 года под редакцией Б.М.Неменского, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы Описание места учебного предмета в учебном плане В федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов(35 учебных недель). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются УУД, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в таблице Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, ДПИ. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач. Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать): основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; • известные центры народных художественных ремесел России; • ведущие художественные музеи России. В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь: • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • самостоятельной творческой деятельности; • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества. В конце 4 класса учащиеся должны: • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов: • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства; • развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; • развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений; • освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества; • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; • приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира; • сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино); • научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия; • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 класс (35 ч.; 1 ч. в неделю) КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная). Истоки родного искусства (8 ч) Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. Древние города нашей земли (7 ч) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. Каждый народ — художник (11 ч) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. Искусство объединяет народы (8 ч) От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. |
![]() | Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой «Технология», утвержденной мо рф, по изобразительному искусству, которая составлена на основе... | ![]() | Шпикалова, Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Издательство «Просвещение»,... |
![]() | Программа предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения в 8 и 9 классах. В соответствии... | ![]() | Программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных... |
![]() | Авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы... | ![]() | Авторская программа Б. М. Неменского, составлена в соответствии с государственным стандартом для общеобразовательных учреждений «Изобразительное... |
![]() | Фгос ООО и требованиями Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программы под редакцией... | ![]() | В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина,М. Просвещение, 2009 г.,Учебного плана маоу сош №16 на 2014-2015 учебный год для... |
![]() | Рабочая программа «Изобразительное искусство» для кружка «Волшебная кисть» ( 1-4 классы) разработана на основе Рабочих программ по... | ![]() | Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному... |