Сочинение или изложение с творческим заданием


страница1/4
lit.na5bal.ru > Право > Сочинение
  1   2   3   4

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования
в форме государственного выпускного экзамена. Русский язык (письменный экзамен)

2014-2015 учебный год




Пояснительная записка

к экзаменационным материалам 2014/2015 учебного года для государственного выпускного экзамена (письменная форма) по русскому языку для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования

Государственный выпускной экзамен для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования (далее – ГВЭ-11), проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205) (в (в редакции приказа Минобрнауки России от 16.01.2015 № 9 (зарегистрирован Минюстом России 30.01.2015, регистрационный № 35794).

Подробные сведения об экзамене даны в Методическом письме о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная форма) (письмо Рособрнадзора от 26.02.2015 №02-61). Указанное письмо размещено на сайте ФГБНУ «ФИПИ».

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).

Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями.

Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.

Об экзаменационных материалах ГВЭ-11

Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.

При организации экзамена следует учесть, что для его проведения потребуются разные помещения для участников экзамена, выбравших форму сочинения, и тех, кто будет писать изложение с творческим заданием.

Выбор экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) обучающийся может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения  изложения (указывается тема изложения и зачитывается творческое задание). Рекомендуется  проводить данную работу в одной аудитории. После того, как обучающиеся сделают выбор, их следует развести по разным аудиториям.
В экзаменационный комплект тем сочинений включаются пять тем разной проблематики, сгруппированных в соответствии с определенной структурой, и прилагаются краткие инструкции для участника экзамена.

Две первые темы комплекта связаны с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». Они подобраны таким образом, чтобы в экзаменационном материале были представлены произведения двух литературных эпох: литературы XIX века и XX века. При этом разнообразно представлены литературные роды и жанры художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться выпускником на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).

Три последние темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем выпускником могут быть приведены аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).

Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения: от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, комментарий к нему. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов. К тексту прилагается творческое задание, которое нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории дважды. В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например – учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы

  • сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то изложение оценивается 0 баллов).

  • Творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).


Особенности ГВЭ-11 для участников с ограниченными возможностями здоровья

Для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ), экзамен проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

В соответствии с указанным Порядком на 1,5 часа может быть увеличено время экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (см. также другие особенности проведения экзамена для данной категории обучающихся в п.п. 37 и 40 Порядка).

Для обучающихся с ОВЗ разрабатывается особые экзаменационные материалы: номера комплектов тем сочинений и комплектов изложений с творческим заданием для данной категории участников экзамена содержат букву «К».

Обучающиеся с ОВЗ могут писать как подробное, так и сжатое изложение. Данным участникам экзамена текст для изложения читается 3 раза. Глухим и слабослышащим обучающимся текст для изложения дается для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое или развернутое изложение и выполняет творческое задание).

Объем письменной работы обучающихся с ОВЗ может быть сокращён.

Для обучающихся с ОВЗ устанавливается минимально необходимый объем сочинения: от 150 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Для обучающихся с ОВЗ устанавливается минимально необходимый объём письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

    • сжатое изложение – от 50 слов (если в изложении менее 40 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то изложение оценивается 0 баллов); Объем подробного изложения не лимитируется.

    • творческое задание (сочинение) – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).


ГВЭ-11 по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра может проводиться в форме диктанта. Для оценки экзаменационной работы в форме диктанта используются Критерии оценки диктанта (таблица № 7).

Оценивание результатов ГВЭ-11 по русскому языку (письменная форма)
Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием, диктант. Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии, общими для всех видов работ являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица № 6; для глухих и слабослышащих обучающихся – таблица № 6.1).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ГВЭ-11 (ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА)


  1. Критерии оценки сочинения на литературную тему


Сочинение на литературную тему оценивается по критериям, представленным в таблице 1.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1 ФК1 выставляются соответствующие баллы (см. таблицу № 6, для глухих и слабослышащих обучающихся – см. таблицу № 6.1).

При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Объем сочинения обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья может быть сокращен: сочинение – от 150 слов (если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).


Таблица 1




Критерии оценки сочинения на литературную тему

Баллы

СЛК1

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений







Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы

3




Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения,

но

тезисы обосновывает недостаточно убедительно

2




Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла)

и / или

не обосновывает свои тезисы;

1




Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения

*Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям СЛК2 и СЛК3 сочинение оценивается 0 баллов.

0

СЛК2

Обоснованность привлечения текста произведения







Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)

2




Текст привлекается,

но

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

1




Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

СЛК3

Композиционная цельность и логичность сочинения







Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

2




Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности:

мысль повторяется,

и / или

есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),

и / или

есть отступления от темы сочинения

1




В сочинении не прослеживается композиционный замысел,

и / или

допущены грубые нарушения в последовательности изложения,

и / или

нет связи между частями и внутри частей сочинения

0




Максимальное количество баллов за сочинение на литературную тему по критериям СЛК1 СЛК3

7
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Сочинение или изложение с творческим заданием iconСочинение или изложение с творческим заданием. Организатор в аудитории
При проведении гвэ-9 используются следующие средства: по русскому языку орфографические словари; по математике линейка, справочные...

Сочинение или изложение с творческим заданием iconИтоговое сочинение (изложение)
Приказ №1329 от 07. 11. 16г. "Об организации проведения итогового сочинения в рб в 2016-2017 уч г."

Сочинение или изложение с творческим заданием icon1. Сочинение начинается с темы, поэтому важно прочитать ее формулировку...
Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме...

Сочинение или изложение с творческим заданием iconИтоговое сочинение (изложение)
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на...

Сочинение или изложение с творческим заданием iconИтоговое сочинение (изложение)
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на...

Сочинение или изложение с творческим заданием iconИтоговое сочинение (изложение)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление вместе с согласием на обработку персональных данных не позднее...

Сочинение или изложение с творческим заданием iconЗадание на курсовую работу
Каждый студент должен выполнить в требуемом объеме работу в соответствии с индивидуальным заданием, приобрести навыки проектирования...

Сочинение или изложение с творческим заданием icon«Микропроцессорные информационно-управляющие системы»
Каждый студент должен выполнить в требуемом объеме работу в соответствии с индивидуальным заданием, приобрести навыки проектирования...

Сочинение или изложение с творческим заданием iconИтоговое сочинение (изложение)
Н. Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1»...

Сочинение или изложение с творческим заданием iconМетодические указания по решению задачи в соответствии с заданием...
Рассчитать с помощью эквивалентной схемы оу линейную схему в соответствии с заданием табл. 1


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную