|
Содержание Введение________________________________________________________ 3 Глава I. Научные основы психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающие детей с нарушением речи
Выводы по I главе________________________________________________ 41 Глава II. Экспериментальное изучение потребностей семей, воспитывающих детей с ОНР, в специальной психолого – педагогической помощи 2.1.Характеристика базы и участников эксперимента__________________ 44 2.2. Методы исследования_________________________________________49 2.2.1.Методики изучения детей с нарушениями речи_________________53 2.2.2.Методики изучения условий воспитания детей с нарушениями речи в семье_______________________________________________________59 2.3. Результаты экспериментального изучения_________________________60 Выводы по II главе________________________________________________73 Глава III. Программа коррекционной работы по оказанию психолого – педагогической помощи семьям с детьми ОНР 3.1.Цели, задачи, направления коррекционной работы__________________74 3.2. Содержание коррекционной работы___________________________74 3.3. Оценка эффективности коррекционной программы________________80 Выводы по III главе____________________________________________ 86 Заключение__________________________________________________ 87 Список использованных литературных источников___________________90 Приложения Введение Актуальность исследования Семья один из главных общественных институтов, участвующих в подготовке ребенка к будущей жизни. Она дает ребенку безопасность, уверенность, опеку и воспитание. В семье ребенок познает нормы и ценности жизни в обществе, приобретает нужные ему социальные навыки. Вырастет ли ребенок полноценным гражданином, зависит, в первую очередь, от условий его воспитания и развития в семье. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»1 (Л. Н. Толстой). Особенно понимаешь мысль классика, когда речь идет о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы «помочь ребенку обрести дух полноценной жизни, необходим близкий. Другой» (В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов). Однако адекватную помощь ребенку с ОВЗ могут оказывать только те родители, которые имеют представления об особенностях развития детей, полностью осознают, что происходит с ребенком и почему, владеют навыками общения, его воспитания и развития. Появление ребенка с нарушениями в развитии является для семьи значительным стрессом. Семья погружается в заботу об «особом» ребенке. Проблемы его воспитания и развития в большинстве случаев являются причиной продолжительной и глубокой социальной дезадаптации всей семьи. В случае рождения ребенка с ОВЗ родители оказываются в трудной жизненной ситуации, испытывают негативные эмоции, боль, отчаяние, чувство вины за рождение такого ребенка усугубляет их состояние. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья довольно долгое время пребывают в подавленном и тревожном состоянии, будущее представляется им черных тонах, что соответственно отражается и на психологическом состоянии ребенка. Выйти из длительной психотравмирующей ситуации могут помочь специалисты, которые профессионально смогут скорректировать жизненный уклад таких семей, подсказать возможности социальной помощи, оказать моральную поддержку. Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость и для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией (Л.С. Волкова, В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская (2002). А.В. Ястребова и др.).. Усиление интереса к проблеме оказания психологической помощи родителям детей с ОВЗ в последние годы как со стороны западных, так и отечественных исследователей, во многом обусловлено гуманистическими тенденциями, характеризующими развитие современного общества. В научных исследованиях активно изучается связь между психологическим неблагополучием ребенка ОВЗ и эмоциональным состоянием его родителей; уровнем испытываемого родителями такого ребенка стресса с их личностными особенностями; разрабатывается надежный инструментарий для изучения психологического функционирования семьи в ситуации болезни ребенка (Л.С. Волкова, Е.В.Куфтяк, Л.С.Печникова, О. Г. Приходько, В.В.Ткачева, M.Straume, L.Fisher, K.L.Weihs,G.Bouchard, и др.). Однако исследований, касающихся удовлетворения потребностей семей, воспитывающих детей с ОНР, в специальной психолого – педагогической помощи до сих пор крайне мало. Отсутствуют работы, раскрывающие специфику воспитания в семье ребенка с недостатками речи. Необходимость определения, разработки и апробации направлений и содержания психолого-педагогической помощисемьям детей с общим недоразвитием речи (ОНР) как важнейшей проблемы отечественной специальной педагогики обуславливает актуальность данного исследования. Цель исследования: разработка и апробация программы психолого – педагогической помощи семьям детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Объект исследования: условия организации психолого – педагогической помощи семьям детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: содержание, формы и направления психолого – педагогической помощи семьям детей с общим недоразвитием речи. Задачи исследования:
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработка и апробация коррекционной программы по реализации психолого – педагогической помощи семьям детей с общим недоразвитием речи позволит значительно оптимизировать условия воспитания и развития детей с нарушениями речи в семье. Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы; педагогическое наблюдение; экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных). Практическая значимость исследования определяется разработкой основных направлений и содержания психолого – педагогической помощи семьям детей с общим недоразвитием речи. Материалы исследования могут быть успешно использованы дошкольными образовательными учреждениями в работе с семьями воспитанников. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит их введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 72 источника, 16 приложений. Общий объем работы составляет 95 страниц. Глава I. Научные основы психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающие детей с нарушением речи
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Анализ взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и общества, начиная с древнейших времен и до сегодняшних дней, позволяет увидеть проблемы в этой области и выстроить пути их преодоления в настоящем и будущем. Проблемы семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. Следует отметить, что проблема возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с недостатками здоровья и проявляется как отношение общества к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи). Происхождение проблемы такой семьи определяется историей отношения общества к лицам с недостатками здоровья на протяжении развития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. Подробный анализ и авторская периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии представлены в монографии Н. Н. Малофеева (1996), а также в более ранних работах других отечественных авторов Х.С. Замский (1980).2 Взгляд на возникновение и развитие проблемы семьи мы строили, опираясь на литературные источники и исторические данные. Краткий исторический экскурс в происхождение проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, позволил выделить отдельные аспекты данной проблемы по мере их возникновения В.В.Ткачева (2007). В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих психические и физические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. Изучение литературных источников дает возможность выделить четыре исторических периода этих взаимоотношений. В России отечественные специалисты особое внимание уделяли значению проведения консультативных и разъяснительных мероприятий для родителей, так же лекции о природе возникновения дефекта и недостатках семейного воспитания, оказанию им специальной помощи. Вс. П. Кащенко, известный отечественный дефектолог, оказывая помощь семье в воспитании больного ребенка, в первую очередь обращался к разъяснению родителям «дефективности характера» и трудностей его воспитания, а также давал рекомендации относительно режима дня, тактики отношения к нему и специальной литературы для чтения родителям. В помощь родителям для реализации системы коррекционного воспитания предлагалось пригласить и педагога-дефектологаВс. П. Кащенко ( 1992). Большой вклад в организацию помощи семье внес Г. Я. Трошин, (1906). Он разработал антрополого-гуманистическую концепцию, рассматривающую личность аномального ребенка как наивысшую ценность, нуждающуюся в развитии, защите и опеке. Свои идеи о понимании сущности развития аномального ребенка и условий, ее обеспечивающих, ученый изложил в известном труде «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915). Отечественные исследования о влиянии нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей были впервые выполнены в нашей стране в области психиатрии. Наиболее полно они освещены в работах Р. Ф. Майрамяна. Предметом его исследований являлась семья умственно отсталого ребенка. Впервые ситуация, сложившаяся в результате рождения такого ребенка, рассматривалась как «психотравмирующая, затрагивающая значимые для личности матери ценности». 3Автор считает, что блокирование достижения психологически значимой для матери цели - восстановления психического здоровья ребенка - является одной из причин возникновения у нее самых различных психопатологических расстройств. Речевые расстройства, как правило, относят к категории обратимых состояний, которые могут быть преодолены с помощью коррекционной работы еще в дошкольном возрасте (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.). Поэтому принято считать, что речевые расстройства не вызывают длительных эмоциональных переживаний у родителей. Однако выраженные нарушения речи, встречающиеся у всех категорий детей с отклонениями в развитии, являются заметным психотравмирующим фактором. Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость и для специалистов, работающих с детьми, имеющими речевую патологию (Л.С. Волкова (2002), Н. А. Гегелия (2000), Л. М.Крапивина(1998),Н.В. Микляева(2001)). Важную роль играет сотрудничество между специалистами логопедического детского сада и семьей. В публикациях последних лет описываются основные формы работы с родителями, проводимые в специализированных учреждениях, приводятся методические рекомендации, которых следует придерживаться в домашних условиях. Особенности речевой деятельности детей с алалией, афазией, анартрией и другими тяжелыми речевыми нарушениямиявляются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера в родительско-детских отношениях. В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость и для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией. Об этом свидетельствуют работы Л.М. Крапивиной (1998), Т.Н. Волковской(1999 а, б), Ю.В. Микляевой (2001), Н.А. Гегелия (2000), Г.А. Волковой (2002).Авторы подчеркивают важность сотрудничества специалистов логопедического детского сада и семьи. Главной целью коррекционного воздействия является изменение самосознания родителя, формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизировать взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку, оптимизировать самосознание, мотивировать на использование гармоничных моделей воспитания, что в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка. О необходимости активного изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, свидетельствуют и многочисленные работы, появившиеся в разных областях дефектологической науки в последние годы. Можно назвать работы И.С. Багдасарьян (2000), Н.В. Мазуровой (1997), ГА. Мишиной (2001), М.М. Семаго (1992), В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004). Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросами формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Особенности развития детей с речевыми нарушениями являются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях. Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем. Для специалистов, работающих с детьми с разной речевой патологией, взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость. Важную роль играет сотрудничество между логопедическим детским садом и семьей. Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, более глубока, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений. В норме рассматривается психоэмоциональное состояние именно этой категории родителей. Родители, имеющие сенсорные, двигательные, а тем более интеллектуальные отклонения, легче адаптируются к проблемам ребенка, нарушения развития ребенка родителей практически не травмируют вследствие идентификации дефекта ребенка со своим собственным, что их сознание воспринимает как норму.4 Родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, могут оценивать своего ребенка хуже, чем родители, воспитывающие детей без отклонений в развитии. При этом каждый оценивает свои отношения сребенком и отношения с ним супруга как более сложные и менее удовлетворительные, чем родители в обычных семьях. Нарушения в здоровье ребенка оказывают влияние на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый внутрисемейный климат. Взаимоотношения в этих семьях проявляются в эмоциональной нестабильности, конфликтности, закрытости. Рождение нездорового ребенка пагубно сказывается на отношениях между супругами: партнерские отношения значительно ухудшаются в сравнении с тем, какими они были до рождения ребенка. Для родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, характерна сниженная самооценка, а также худшее восприятие своего партнера. Ряд исследователей считает, что при наличии в семье ребенка с проблемами всегда имеет место «искаженный брак» (Дж. Фрамо)5, такая семья является мультипроблемной (Л. Онис), в ней существует специфическая опасность, которая «может ослабить ее внутреннюю сплоченность» (З. Матейчик)6. В таких семьях отмечается изменение структуры и взаимоотношений между ее членами. В исследованиях Т. Г. Богдановой, Т. В. Добровольской, А. И. Захарова, Е. И. Игнатьевой, Е. И. Исениной, Р. Ф. Майрамян, Н. В. Мазуровой, Г. А. Мишиной, М. М. Семаго, В. Сорокина, В. В. Ткачевой, Л. М. Шипицыной, Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса и др., посвященных изучению особенностей функционирования семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ описана специфика проявления качественных изменений происходящих в таких семьях. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что появление в семье ребенка с отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей. В.В. Ткачева указывает на необходимость изучения семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, и разработку системы мероприятий по оказанию им психолого-педагогической помощи. Так, например, в работах В. В. Ткачевой выделяются психологический, соматический, социальный уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и дается их подробная характеристика. 7 Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как величайшая трагедия, является сильнейшим стрессом для родителей, в первую очередь - для матери. Стресс деформирует психику родителей и оказывает травмирующее воздействие на жизненный уклад семьи. Деформируются внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с окружающим социумом, ценностные ориентации каждого из родителей больного ребенка. Надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается на длительный период. Проблемы, возникающие в таких семьях, могут определяться
Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина - отец больного ребенка -обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как бóльшую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка. Приведенные характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил. Травмирующее воздействие стресса на родителей ребенка неравнозначно. Депрессивные переживания матери могут трансформироваться в невротическое развитие личности и нарушить ее собственные адаптационные механизмы. |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи | ![]() | Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и... |
![]() | Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада | ![]() | Азовательных организаций сталкиваются с трудностями в понимании психологических особенностей детей с нарушениями в развитии и поведении,... |
![]() | Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом | ![]() | Азовательных организаций сталкиваются с трудностями в понимании психологических особенностей детей с нарушениями в развитии и поведении,... |
![]() | Азовательных организаций сталкиваются с трудностями в понимании психологических особенностей детей с нарушениями в развитии и поведении,... | ![]() | Сущность понятий «диалог», «диалогическая речь». Развитие диалогической речи в норме |
![]() | Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» | ![]() | Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» |