Управление по образованию Администрации
Рыльского района Курской области
Утверждено приказом
управления по образованию
Администрации Рыльского района
Курской области
от 06.06.2017 №1-153
Требования к проведению, организации, разработке и уровню заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
по обществознанию в 2017/2018 учебном году
Рыльск, 2017
Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию проводится во всех регионах
России в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.
Порядок проведения Олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников».
Всероссийская олимпиада школьников традиционно проводится в 4 этапа: школьный,
муниципальный, региональный, заключительный.
Участниками школьного этапа олимпиады по обществознанию могут быть на добровольной основе все учащиеся 5–11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Участники школьного этапа вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для
более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае
прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олимпиады, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.
Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, состав-
ленным муниципальными предметно-методическими комиссиями на основе содержания
образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня. 2. Общие организационные вопросы школьного этапа Олимпиады Школьный курс обществознания призван обеспечить целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, понимание согласованного обустройства социальной жизни для поддержания гармонии между обществом и природой и совершенствование самого человека.
Поэтому первый этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию наце-
лен на стимулирование интереса обучающихся к изучению развития общества, роли человека в этом процессе, мотивам его деятельности; выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; отбор наиболее талантливых, интересующихся общественными науками школьников, которые могли бы впоследствии выступать на муниципальном этапе Олимпиады; выявление мотивированных обучающихся, проявляющих особые способности к предмету, обладающие наиболее высоким уровнем знаний и умений, стремящихся к активному участию в жизни общества. Порядок проведения школьного этапа Олимпиады определен Положением о Всероссийской олимпиаде школьников.
Школьный этап Олимпиады проводится на базе общеобразовательных учебных заведений
ежегодно в соответствии с датами, установленными организатором муниципального
этапа Олимпиады, не позднее 15 октября, в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанными на основе методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады Участниками школьного этапа Олимпиады могут быть обучающиеся 5–11 класса.
Школьный этап Олимпиады проводится в один тур. Для проведения школьного этапа Олимпиады рекомендуется отвести:
1 академический час для 5–7 классов,
1 астрономический час для 8–9 классов,
1 час 20 мин. для 9–11 классов.
Для проведения указанного этапа Олимпиады создаются Оргкомитет и Жюри школьного этапа Олимпиады.
Оргкомитет школьного этапа Олимпиады руководствуется требованиями к проведению
Олимпиады, разработанными предметно-методической комиссией Олимпиады.
Жюри школьного этапа Олимпиады осуществляет проверку выполненных работ
указанного этапа Олимпиады. В состав жюри школьного этапа Олимпиады входят
учителя истории и обществознания.
3. Разработка заданий школьного этапа Олимпиады
Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, со-ставленным на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня .
Содержание заданий Олимпиады по обществознанию определяется:
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего
(полного) общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования России от
5 марта 2004 г. № 1089)1.
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обра-
зования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№1897) и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2012 №24480), которые внедряются в образовательные учреждения Российской Федерации.
Специфика заданий Олимпиады по отношению к традиционным формам контроля, те-
кущей и итоговой аттестации учащихся за курс основной общей и средней полной школы
определяется:
- нормативными требованиями к углубленному уровню подготовленности учащихся по
предмету;
- творческим характером соревнований;
- необходимостью оценки эрудированности и общей культуры участников.
3.2. Принципы формирования олимпиадных заданий по обществознанию
Олимпиадные задания формируются на основе следующих принципов:
1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий сее на-
растанием по мере увеличения возраста соревнующихся.
2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады.
Конкретное число заданий и время на их выполнение на школьном этапе Олимпиады определяет муниципальная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.
3. Отражения в заданиях всех содержательных линий курса и степени, глубины их рас-
смотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большему числу этих содержательных линий.
4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их
знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.
5. Сочетание заданий с кратким ответом и развернутым текстом.
6. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).
7. Опора на межпредметные связи в части заданий.
Задания для 5 класса должны быть составлены с учетом материала по обществознанию, пройденного в первой четверти. Задания для 7 класса основываются на материалах, пройденных в 6 классе и в начале 7 класса. Задания для 8класса основываются на материалах, пройденных в 7 классе и в начале 8 класса. Задания для 9класса основываются на материалах, пройденных в 8 классе и в начале 9 класса. Задания для 10–11класса должны включать задачи по всему основному школьному курсу обществознания (см. Федеральный компонент ГОС и ФГОС).На школьном этапе олимпиады целесообразно включить задания(одно-два),отражающие региональный компонент школьного курса обществознания. Содержание этих заданий может отражать темы, связанные с культурными достижениями, особенностями экономического, политического и социального развития региона.
Всего в задания школьного этапа Олимпиады рекомендуется включать не более 7–
8 задач, отражающих все основы общественных наук, включенных в обществоведческий
курс; заключительное задание должно быть интегративным. В качестве такого задания может быть предложен обществоведческий кроссворд.
Целесообразно наличие в заданиях для каждой параллели логической задачи и заданий
культурологической тематики.
Правильно выполненная работа Олимпиады на школьном этапе может оцениваться, исходя из общего числа баллов — 100. При этом различные задания должны приносить участнику разное количество баллов в зависимости от их сложности.
3.3. Место логических заданий в олимпиадах по обществознанию
Включение логических заданий в олимпиады по обществознанию обусловлено тремя
важными обстоятельствами.
Во-первых, знание общих принципов и законов рационального мышления является не-
отъемлемым требованием при изучении темы «Познание», которая входит в курс обществознания как важная содержательная часть.
Во-вторых, базисные логические знания и навыки (умение выделять существенное, аб-
страгироваться от второстепенного, строить непротиворечивые, последовательные и убедительные рассуждения, давать грамотные определения и пр.) входят в ядро методологии общественных наук, и без них невозможно представить себе никакое рациональное исследование общества.
В-третьих, логические задания обладают большим методическим потенциалом в части обнаружения, применения и развития навыков нестандартного, эвристического мышления, что очень важно при проведении олимпиад и конкурсов среди школьников. Требуемые знания и связь с другими дисциплинами
При разработке и проверке логических заданий в рамках олимпиад по обществознаниюследует учитывать структуру и содержание общеобразовательных и профильных программ, по которым обучаются их участники. Логические знания и компетенции должны вырабатываться у школьников в рамках многих учебных курсов: алгебра (метод абстрактного символического представления знаний), геометрия (аксиоматический метод, понятие доказательства), информатика (понятие алгоритма, базовая алгебра логики, основы комбинаторики), история (системный подход, модельное мышление), русский язык и литература (культура речи, основы риторики). Рекомендации по разработке заданий по логике
Типы заданий могут варьироваться в широких пределах. Наиболее распространенными являются:
задания на понимание логической формы (связанные с умением правильно определять число отрицаний в высказывании, отличать логический смысл союзов (и/или, если/только если), кванторов (все/некоторые) и модальных операторов (необходимо/возможно, разрешено/запрещено) и т. д.)
задания на выведение правильного заключения из предложенных посылок (они могут
быть как открытыми, так и закрытыми)
задания на установление соответствия (где, исходя из заданной на множестве объектов системе свойств и отношений («старше», «моложе», «начальник», «коллега»,
«отец» и т. д.), необходимо определить, кто есть кто)
задания с рекурсивными условиями (когда одни высказывания ссылаются на другие,
другие — на третьи, и т. д., что приводит к возникновению сложной системы логиче-
ских взаимозависимостей между сравнительно простыми по своему содержанию вы-
сказываниями)
задания на нестандартное мышление (содержащие какой-либо логический «подвох»,
который требуется выявить, или стереотип, который следует преодолеть)
задания на когнитивное моделирование (предполагающие умение не только строить
собственные рассуждения «от первого лица», но и одновременно моделировать рас-
суждения других участников познавательной ситуации, их представления о том, что
кому из них известно и т. д. — например, классические задачи про «чумазых детей»
или «мудрецов в колпаках».
Рекомендуется преимущественно использовать задания, решение которых у школьника в среднем должно занять 10–15 минут.
Структура задания включает в себя три четыре части:
Формулировка условий
Иллюстративный материал (если в нем есть необходимость)
Формулировка вопроса (вопросов)
Формулировка требований к оформлению ответа (ответов) Требования к составлению и оформлению заданий
Условия задания должны описывать реальную или воображаемую познавательную ситуацию, в которой школьнику необходимо сориентироваться и дать правильные ответы напоставленные вопросы.Формулировка условий задания не должна превышать 150 слов (оптимальный объем:50–100 слов).
Информация, содержащаяся в условиях, должна быть полной (фиксировать все те осо-бенности заданной познавательной ситуации, которые необходимы для решения задания),
ясной (следует избегать неопределенных и многозначных формулировок, допускающих
вольную или невольную подмену значения) и четкой (она должна быть структурирована
кратким и удобным для понимания образом, не содержать повторов и чрезмерно сложных с синтаксической точки зрения конструкций).
Допускается использование в условиях задания избыточной информации, если составитель задания преследует цель проверить умение школьника самостоятельно выделять существенные данные и отвлекаться от несущественных.
В качестве иллюстративного материала могут использоваться блок-схемы, таблицы, диа-
граммы — любые наглядные способы передачи информации, которые помогают более быстрому и правильному восприятию условий задания.
Сложность иллюстративного материала не должна превышать сложность самого задания; используемый язык визуализации (стрелки, символы, фигуры и пр.) не должен требовать от ученика каких-либо специальных знаний или навыков интерпретации.
Иллюстративный материал не должен содержать явных или скрытых подсказок к решению задания, благодаря которым правильный ответ можно было бы узнать напрямую, без использования интеллектуальных средств.
Вопросы задания должны быть сформулированы четко, ясно и не содержать ложных
пресуппозиций: например, не следует спрашивать: «Кто победит на выборах — кандидат А или кандидат В?», если правильный ответ заключается в том, что они оба проиграют (исключения составляют задания, в которых главной целью является как раз проверка умения школьника «погашать» ложные пресуппозиции и разоблачать некорректно поставленные вопросы).
Требования к оформлению ответов должны содержать информацию о том, что именно
считается ответом (если это эксплицитно не сформулировано в самих вопросах), требуется ли к этим ответам обоснование (и если да, то в каком объеме), допустимы и необходимы ли какие-то дополнительные примечания со стороны ученика (например:«Ответьте на вопрос…, обоснуйте свой ответ…, приведите примеры…» и т. д.) 3.4. Место заданий культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию
Реализация деятельностного подхода в олимпиадных заданиях предполагает формирование «нового взгляда» на привычный и не осознаваемый элемент окружающего человекакультурного мира. Именно для реализации этой цели в структуру заданий включены задания культурологического содержания.
Это позволяет также активизировать внимание школьников к окружающим культурным
пространствам (библиотекам, университетам, театрам, музеям, мемориальным местам и объектам городской инфраструктуры и т. п.) как пространствам практической жизни в экономическом и социально-политическом измерении, отразить региональную специфику заданий, определить их гражданскую позицию.
Поэтому школьный этап Олимпиады рекомендуется проводить с акцентом на материал истории институтов культуры («институтов духовной сферы общества») конкретного региона, включая вопросы из истории религий и вопросы по этике.
Главным критерием при отборе содержательного материала для заданий этого типа —
является доступность изображения, его повседневный характер. 4. Проверка и система оценивания олимпиадных заданий школьного этапа
Среди особенностей предмета «обществознание» следует отметить дискуссионность в
содержании и подаче материала, требующей учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри при оценивании части заданий. В том случае, когда высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, и должны оцениваться уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др. Следовательно, необходимо принимать как правильные ответы такие из них, которые даны не по предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по сути. Поэтому критерии оценивания могут корректироваться и уточняться в ходе собственно проверки работ участников Олимпиады. Критерии проверки и оценивания выполненных заданий должны быть:
- гибкими (необходимо учитывать возможность различных путей и способов решения); - дифференцированными (несмотря на различие в способах решения, следует выделить
его инвариантные этапы или компоненты и оценивать выполненное задание не по
принципу «все или ничего», а пропорционально степени завершенности и правильно-
сти решения); обозначенными (следует четко указать, за какую часть/уровень/степень решения сколько баллов начисляется участнику).
Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащих-
ся — один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения.
Жюри школьного этапа Олимпиады рекомендовано при оценивании олимпиадных работ каждую из них проверять двум членам жюри с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого ответа.
Муниципальная предметно-методическая комиссия Олимпиады обеспечивает проведение школьного этапа не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их
оценивания.
Задания для 5–11 классов выполняются на бланке, содержащем текст заданий.
Соотношение времени, отводимого на выполнение заданий работы является ориентировочным. Участники распределяют время выполнения каждого задания в своей работе самостоятельно. |