Настроение природы в искусстве Образовательная область


lit.na5bal.ru > Туризм > Документы
Настроение природы в искусстве

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие.

Тип: интегрированная деятельность

Возраст детей: 5 -6 лет

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная.

Формы организации: группа.

Цель:

Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей об изменениях природы в различные времена года.

  2. Учить определять доминирующие цвета, влияющие на восприятие картины через её колорит.

  3. Дать представление об изобразительности и выразительности слова в литературе.

  4. Показать ладовую зависимость и выразительность интонации в передаче настроения в музыке.

Материалы:

Кукла Карандашкин, музыкальный материал: «Январь», «Апрель» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; стихотворение А. Плещеева «Уж тает снег…», Е. Баратынского «Шумят ручьи!».

Ход занятия:

Приветствие педагога, детей и Карандашкина. Ребята, мы в гостях у Карандашкина, это значит, о чём мы будем говорить? (О видах искусства). Сегодня мы будем говорить о настроении в искусстве.

-Скажите, как влияет погода на изменение в природе?

Карандашкин предлагает детям отгадать загадки.

Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На земле холод трясет.
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)


-Что происходит в природе зимой? (Зима – состояние покоя. Деревья спят, отдыхают, замирают, Некоторые животные впадают в

спячку, идёт снег, очень холодно).

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …(Весна)

- Что происходит в природе весной? (Весной просыпаются, оживают деревья, распускаются на них почки, появляется первая молодая зелень, первые цветы, прилетают перелётные птицы, появляются насекомые).

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке …
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

-Что происходит в природе летом? (Летом деревья трепещущие, пышные, кроны их зелёные. Поспевают ягоды, некоторые фрукты).

Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осенью)

-Что происходит в природе осенью? (Осенью природа увядает, с деревьев осыпается листва, идут дожди, дуют ветер, улетают птицы в тёплые края).

Карандашкин: Эти загадки соответствуют четырём временам года. Выберите картинку соответствующую каждому времени года. Определите, какой колорит подходит к каждой картинке?

Вопросы для общения:

- Какие краски преобладают весной в природе? Назовите и определите: холодные или тёплые.

- Какой колорит весенней картинки?

- Какие краски преобладают летом в природе?

- Какой колорит летней картинки?

- Какие краски преобладают осенью в природе?

- Какой колорит осенней картинки?

- Какие краски преобладают зимой в природе?

- Какой колорит зимней картинки?

- Влияет ли погода на и времена года на настроение людей? Почему?

- Какое настроение вызывает колорит холодных тонов? /Минорное/. Какое настроение вызывает колорит тёплых тонов? /Мажорное/.

Образно – тематический этюд «Природа весной, зимой, летом, осенью».

Цель: Показать руками и мимикой, движениями разные изменения, происходящие в природе в течение года, передавать в этюде смену настроения.

Дети свободно расходятся по группе.

- Ребята, настроение можно передать движением. Давайте представим, что мы маленькие ростки, которые тянутся к солнцу.

  1. Дети руками изображают, как деревья пробуждаются весной, тянутся к солнцу, свету, как начинают распускаться и покрываться весенней листвой и легко качать на ветру ветками.

– Наступило лето, деревья окрепли.

  1. Руки детей изображают широкие распустившиеся зелёные кроны с легко качающимися ветками и трепещущимися на ветру листьями. Показать кистями рук полёт бабочки, лёгкий летний дождик, солнышко.

- Стало прохладно, пожелтели листья.

  1. Руки детей изображают увядающие деревья. Руки постепенно опускаются, но не до конца, повисают кисти, пальцы смотрят вниз. Деревья сильно раскачиваются на ветру. Ладошками изобразить шум ветра. Шум дождя.

Похолодало, выпал снег.

  1. Руки детей изображают уснувшие, отдыхающие, застывшие деревья. Изобразить походкой хождение по сугробам, руками изобразить метель.

Предложить послушать музыку П.И.Чайковского «Времена года. Апрель» и «Времена года. Январь», определить настроение музыки.

- Какие интонации передаёт эта музыка: светлые или грустные, печальные? Почему?

- На что настраивает слушателя эта музыка? На размышление, воспоминание или на подвижность?

Определите, какая из девочек – карточек подходит к это музыке – Мажор или Минор?

Карандашкин: В музыке состояние природы передаёт музыкальная интонация. Слово может также ярко и чётко раскрыть настроение через описание предмета или явления. Послушайте загадку:

Дует тёплый южный ветер

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мокнет, тает.

Грач горластый прилетает

Что за время? Кто узнает? /Весна/ Почему?

- Послушайте, как говорит о весне в своём стихотворении Евгений Баратынский:


Шумят ручьи! Блестят ручьи! 
Взревев, река несет
На торжествующем хребте 
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.

А. Плещеев пишет:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Карандашкин: В изобразительном искусстве художники могут прекрасно передать любое настроение и состояние природы.

Вопросы для общения:

- С помощью чего передаёт настроение художник? (Красками). С помощью, каких материалов?

- Какое настроение передают тона холодного колорита? Перечислите. Грустное, печальное, унылое.

- Какое настроение передают тона тёплого колорита? Перечислите. Весёлое, радостное, ликующее.

Карандашкин: Подойдите к мольберту, посмотрите на картину художника А. Саврасова.

- Давайте рассмотрим картину.

Вопросы для общения:

-К какому жанру живописи можно отнести эту картину? (К пейзажу)

- Какие краски использовал художник когда писал картину?

- Каких красок больше, холодных или тёплых? Почему?

- Какое настроение вызывает эта картина у каждого из вас? Почему?

Карандашкин: Каждый человек воспринимает эту картину в зависимости от того, какое у него самого настроение. Может воспринимать её как радостно, так и грустно. А взгляд художника на эту картину обобщает мнения разных людей. Поэтому художник в картине передаёт всё многообразие природы и показывает различное настроение красками холодного и тёплого колорита. Почему художник назвал эту картину «Грачи прилетели»? (Ответы детей). Весной всё оживает. Посмотрите, какого колорита больше? (…..). Такой приём называется «слияние в единый цветовой образ», или восприятие картины издалека.

Итог занятия: - Сегодня мы говорили о том, что настроение и состояние природы в произведениях различных видов искусства передаётся через средства художественной выразительности: слово – эпитет в литературе, лад – интонацию в музыке, разнообразное сочетание красок в живописи.

- Скажите. Что вам запомнилось из нашего занятия?

- Что понравилось?

- Какое настроение у вас после занятия?

Карандашкин предлагает вам попрощаться с гостями и пойти поделиться своим настроением с другими.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconРабочая программа по развитию детей второй младшей группы (Далее...
Игра, как особое пространство развития детей трех -четырех лет Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная...

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconРодная природа в стихотворениях поэтов XX века
С. А. Есенина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова, понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес...

Настроение природы в искусстве Образовательная область icon«Здравствуйте!», «Поделись улыбкой», «Какого цвета настроение
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconДополнительное образование детей и школьников
Прподаватель истории искусств, бесед об искусстве, изобразительного искусства дхш г. Приозерск, ленинградская область

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconЛитература, биология Тема: "Образ природы в повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
Образовательная: Познакомить учащихся с изображением природы в повести М. М. Пришвина, со значение лекарственных растений в жизни...

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconОбразовательная программа «Вдохновение природы» Возраст воспитанников:...
Программа «Вдохновение природы» художественно-эстетической направленности, предназначена для введения детей в мир прекрасного средствами...

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconСтили и направления в изобразительном искусстве
Таким образом, в конце 40-ых начале 60-ых гг., абстракционизм являлся наиболее популярным направлением в искусстве

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconПрограмма «Беседы об искусстве» имеет художественно-эстетическую...
Составитель: Ильина Н. А., преподаватель художественного отделения мкоу дод «Любанская дши» первой категории

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconПрограмма по краеведению «Биологическое краеведение. Оренбургская...
Образовательная программа Биологическое краеведение. Оренбургская область содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии...

Настроение природы в искусстве Образовательная область iconРабочая программа совместной деятельности
Комплексно-тематическое планирование «Образовательная область «Обучение грамоте»» (6-7 лет)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную