![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() С. Ляхи Меленковского района Приспособленность двустворчатого моллюска беззубки обыкновенной к жизни в пресном водоеме Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г. р. Руководитель работы: Бугрова Татьяна Ивановна, учитель биологии МБОУ «Ляховская СОШ» 2014 Содержание: 1.Введение. Причины выбора данного объекта исследования……..3-4 2.Методика исследований…………………………………………… 5 3.Результаты исследований……………………………………………5 4.Выводы по результатам работы…………………………………… . 6 5.Заключение…………………………………………………………....7 6.Список использованной литературы……………………………….. 8 7.Приложения…………………………………………………………9-11 8.Тезисы…………………………………………………………… 12-14 2 1.Введение. Жизнь многих беспозвоночных животных скрыта от глаз человека. Тем более интересно изучить их приспособленность к условиям существования. Поэтому из всех предложенных объектов наблюдения летом для исследования я выбрал двустворчатого моллюска беззубку обыкновенную (Anodonta cygnea), очень распространенную в наших пресных водоемах. Тем более, что роль этих животных очень велика в процессе самоочищения воды в экосистемах. Литературы для изучения у меня было немного, и я часто пользовался сведениями из Интернета. Мне хотелось увидеть все самому. Цель исследования: исследовать приспособленность беззубки обыкновенной к жизни в пресном водоеме. Задачи исследования: 1.Провести наблюдения за двустворчатым моллюском. 2.Выявить особенности строения беззубки, помогающие ей жить в придонной области водоема. 3.Выяснить изменения поведения на различные раздражения. Сроки проведения исследования: с 7. 07. 2014 по 9. 07. 2014 г. Моллюск взят из Урвановского озера, которое является остатком бывшего русла реки Оки. (Фото 1) Выловить моллюска не составляло такого большого труда, тем более , что вода в озере достаточно прозрачна, ракушку видно у берега, и её легко можно взять руками. Очень красивы дорожки передвижения моллюска, представляют собой путаные узоры. ( Фото 2). В прозрачной воде это видно отчётливо. Если беззубка находится глубоко так, что руками просто достать нельзя, то для лова я использовал сачок с достаточно прочным ободом, которым можно действовать, как граблями, разгребая грунт и подхватывая в сачок освобождаемых из песка и ила животных. Внимательно изучив строение моллюска, я увидел, что у беззубки две створки надежно защищают тело от хищников, 3 на спинной стороне они соединены «замочком» из мощных мышц, - нежному телу моллюска вроде бы и нечего бояться. (Фото 3)Тупой округлый край – это передний конец, а задний вытянутый и острый. Сверху раковина буро-зеленого цвета. Этот слой легко отходит, если потереть, за ним белый фарфоровый слой, а изнутри перламутровый, но чтобы его увидеть, я нашёл пустую створку на берегу. 4 2, 3 Методика и результаты исследования. А) Наблюдение 7 июля. Я наблюдал за передвижением беззубки, просто посадив её в банку с водой и песком, взятыми из того же озера, где была найдена ракушка и подождал некоторое время (Фото 4). Примерно через пятнадцать минут она открывается и высовывается нога – это желтоватый отросток. В банке ей трудно передвигаться, почти не видно движения. Через некоторое время я посадил её в более широкую ёмкость и увидел изменения. Моллюск ползет, но очень – очень медленно, оставляя характерные бороздки на песке, скорость движения мала, едва заметна. (Фото 5). Б) Наблюдение 8 июля. Мне стало интересно, как реагирует беззубка на раздражители. Если беззубку потревожить, взять в руки, потрогать палочкой, то она спрячет свою ногу. А если потревожить сифоны, то она тоже скроет их в раковине. Раскрыть сомкнутые створки было трудно, ведь открывающаяся щель замыкается вновь с большой силой (Фото 6). В) Наблюдение 9 июля. Чтобы не губить беззубку, но хотелось изучить её внутренне строение, я опустил ракушку в очень тёплую воду. Закрывающие её створки открылись, и я увидел мантию – желтоватую слизистую выстилку, так же было удобно рассмотреть ее жаберные пластины: они буроватого цвета (Фото 7). Г) Я решил изучить их подробнее, посмотрев в микроскоп (Фото 8). При помощи него смог разглядеть мельчайшие подробности строения жаберных пластинок. Под микроскопом они совершенно другого цвета – серого, как бы аккуратно уложенные в рядки серенькие палочки, а край имеет волнистую кайму. 5 4.Выводы по результатам работы. После всех исследований, анализируя их результаты, я пришёл к выводу, что у двустворчатых моллюсков, представителем которых является беззубка обыкновенная, несмотря на невысокий уровень их развития, приспособленность к жизни в пресной воде выражена в самых различных направлениях: дыхании растворённым кислородом, питании путём фильтрации (поэтому ей не нужна большая скорость передвижения). Раковина и маскировка окраской также помогает им выжить, являясь защитой от врагов. Хищникам нужно приложить большие усилия, чтобы съесть их. Хотя и здесь всё относительно. Обыкновенная ворона, зайдя в воду, вытаскивает на берег моллюска и, долго стараясь, разбивает раковину и сковывает тело моллюска. Я сам этого не видел, но в научной литературе читал. 6 5. Заключение. На следующий год я хотел бы сравнить моллюска из Урвановского озера и реки Оки. Всё-таки в реке вода проточная. Накладывает ли это отпечаток на строение моллюсков? 7 6. Список использованной литературы. 1.Интернет-ресурсы: wikipedia.org/wiki; http://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-mol12-03.html 2.П. И. Боровицкий. Краткий справочник преподавателя естествознания. – Министерство Просвещения РСФСР. – Ленинград. - 1955; 3.В. В. Латюшин; В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 кл., М. - «Дрофа», 2010; 4.М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М. – «Просвещение», 1990 ; 5.Э. Потт. Жизнь животных. Т. 1. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2002. 8 Приложение. Фото1. Урвановское озеро. Фото 2. Следы беззубок на песке. Фото 3. Внешнее строение беззубки. 9 Фото 4. Беззубка, помещенная в банку с водой и песком. Фото 5. Беззубка с высунутой ногой. Фото 6. Беззубка скрыла ногу. 10 Фото 7. Открытая беззубка. Фото 8. Жабры беззубки под микроскопом. 11 Тезисы конкурсной работы: - Названия темы работы: «Приспособленность двустворчатого моллюска беззубки обыкновенной к жизни пресном водоеме»; - Фамилия, имя автора: Авдонин Данила Русланович; - Класс: 8 «а»; - Название учреждения, при котором выполнялась работа: МБОУ «Ляховская СОШ»; - Территория, из которой прислана работа: Меленковский район, с. Ляхи, ул.Советская, д.114.; - Ф.И.О. руководителя работы и научного консультанта: Бугрова Татьяна Ивановна, учитель биологии. Содержание. 1.Введение. Причины выбора данного объекта исследования……..3-4 2.Методика исследований…………………………………………… 5 3.Результаты исследований……………………………………………5 4.Выводы по результатам работы…………………………………… . 6 5.Заключение…………………………………………………………....7 6.Список использованной литературы……………………………….. 8 7.Приложения…………………………………………………………9-11 8.Тезисы…………………………………………………………… 12-14 1.Введение Жизнь многих беспозвоночных животных скрыта от глаз человека. Тем более интересно изучить их приспособленность к условиям существования. Поэтому из всех предложенных объектов наблюдения летом для исследования я выбрал двустворчатого моллюска беззубку обыкновенную (Anodonta cygnea), очень распространенную в наших пресных водоемах. Тем более, что роль этих животных очень велика в процессе самоочищения воды в экосистемах. Литературы для изучения у меня было немного, и я часто пользовался сведениями из Интернета. Мне хотелось увидеть все самому. Цель исследования: исследовать приспособленность беззубки обыкновенной к жизни в пресном водоеме. Задачи исследования: 1.Провести наблюдения за двустворчатым моллюском. 2.Выявить особенности строения беззубки, помогающие ей жить в придонной области водоема. 3.Выяснить изменения поведения на различные раздражения. Сроки проведения исследования: с 7. 07. 2014 по 9. 07. 2014 г. Моллюск взят из Урвановского озера, которое является остатком бывшего русла реки Оки. Выловить моллюска не составляло такого большого труда, тем более, что вода в озере достаточно прозрачна, ракушку видно у берега, и её легко можно взять руками. Очень красивы дорожки передвижения моллюска, представляют собой путаные узоры. В прозрачной воде это видно отчётливо. Если беззубка находится глубоко так, что руками просто достать нельзя, то для лова я использовал сачок с достаточно прочным ободом, которым можно действовать, как граблями, разгребая грунт и подхватывая в сачок освобождаемых из песка и ила животных. Внимательно изучив строение моллюска, я увидел, что у беззубки две створки надежно защищают тело от хищников, на спинной стороне они соединены «замочком» из мощных мышц, - нежному телу моллюска вроде бы и нечего бояться.Тупой округлый край – это передний конец, а задний вытянутый и острый. Сверху раковина буро-зеленого цвета. Этот слой легко отходит, если потереть, за ним белый фарфоровый слой, а изнутри перламутровый, но чтобы его увидеть, я нашёл пустую створку на берегу. 2. Методика и результаты исследования. А) Я наблюдал за передвижением беззубки, просто посадив её в банку с водой и песком, взятыми из того же озера, где была найдена ракушка и подождал некоторое время . Примерно через пятнадцать минут она открывается и высовывается нога – это желтоватый отросток. Моллюск ползет, но очень медленно, оставляя характерные бороздки на песке, скорость движения мала, едва заметна . Б) Если беззубку потревожить, взять в руки, потрогать палочкой, то она спрячет свою ногу, а если потревожить сифоны, то она тоже скроет их в раковине. Раскрыть сомкнутые створки было трудно, ведь открывающаяся щель замыкается вновь с большой силой. В) Чтобы не губить беззубку, но изучить её внутренне строение, я опустил ракушку в очень тёплую воду. Закрывающие её створки открылись, и я увидел мантию – желтоватую слизистую выстилку, так же было удобно рассмотреть ее жаберные пластины: они буроватого цвета . Г) Я решил изучить их подробнее, посмотрев в микроскоп . При помощи него смог разглядеть мельчайшие подробности строения жаберных пластинок.5 4.Выводы по результатам работы. После всех исследований, анализируя их результаты, я пришёл к выводу, что у двустворчатых моллюсков, представителем которых является беззубка обыкновенная, несмотря на невысокий уровень их развития, приспособленность к жизни в пресной воде выражена в самых различных направлениях: дыхании растворённым кислородом, питании путём фильтрации ( поэтому ей не нужна большая скорость передвижения). Раковина и маскировка окраской также помогает им выжить, являясь защитой от врагов. Хищникам нужно приложить большие усилия, чтобы съесть их. Хотя и здесь всё относительно. Обыкновенная ворона, зайдя в воду, вытаскивает на берег моллюска и, долго стараясь, разбивает раковину и сковывает тело моллюска. Я сам этого не видел, но в научной литературе читал. 5. Заключение. На следующий год я хотел бы сравнить моллюска из Урвановского озера и реки Оки. Всё-таки в реке вода проточная. Накладывает ли это отпечаток на строение моллюсков? 6. Список использованной литературы. 1.Интернет-ресурсы; wikipedia.org/wiki; http://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-mol12-03.html 2.П. И. Боровицкий. Краткий справочник преподавателя естествознания. – Министерство Просвещения РСФСР. – Ленинград. - 1955; 3. В. В. Латюшин; В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 кл., М. - «Дрофа», 2010; 4.М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М. – «Просвещение», 1990 ; 5.Э. Потт. Жизнь животных. Т. 1. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2002. 14 |
![]() | Xiv. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей... | ![]() | И хотя человек относится к теплокровным и температура его тела не зависит от температуры окружающей среды, тем не менее климатические... |
![]() | ПМ. 01 Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий, мдк 01. 02 Природопользование и охрана окружающей... | ![]() | «Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа... |
![]() | Всемирная организация здравоохранения предупреждает о том, что здоровье человека всего лишь на 10 зависит от качества медицинского... | ![]() | Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях. Понятие качества и нормативов качества окружающей природной среды.... |
![]() | Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества | ![]() | Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал гиа 9 класса. Наша исследовательская работа будет... |
![]() | Цели: познакомиться с опасностями окружающей среды, их последствиями; научиться правилам безопасного поведения в ситуации стихийного... | ![]() | «Кумыкские и русские эквиваленты пословиц и поговорок о животных в английском языке» |