Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р


lit.na5bal.ru > Водные виды спорта > Исследовательская работа
МБОУ « Ляховская СОШ»

С. Ляхи Меленковского района

Приспособленность двустворчатого моллюска беззубки обыкновенной к жизни в пресном водоеме

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных»

ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г. р.

Руководитель работы: Бугрова Татьяна Ивановна, учитель биологии МБОУ «Ляховская СОШ»

2014

Содержание:

1.Введение. Причины выбора данного объекта исследования……..3-4

2.Методика исследований…………………………………………… 5

3.Результаты исследований……………………………………………5

4.Выводы по результатам работы…………………………………… . 6

5.Заключение…………………………………………………………....7

6.Список использованной литературы……………………………….. 8

7.Приложения…………………………………………………………9-11

8.Тезисы…………………………………………………………… 12-14

2

1.Введение.

Жизнь многих беспозвоночных животных скрыта от глаз человека. Тем более интересно изучить их приспособленность к условиям существования. Поэтому из всех предложенных объектов наблюдения летом для исследования я выбрал двустворчатого моллюска беззубку обыкновенную (Anodonta cygnea), очень распространенную в наших пресных водоемах. Тем более, что роль этих животных очень велика в процессе самоочищения воды в экосистемах. Литературы для изучения у меня было немного, и я часто пользовался сведениями из Интернета. Мне хотелось увидеть все самому.

Цель исследования: исследовать приспособленность беззубки обыкновенной к жизни в пресном водоеме.

Задачи исследования:

1.Провести наблюдения за двустворчатым моллюском.

2.Выявить особенности строения беззубки, помогающие ей жить в придонной области водоема.

3.Выяснить изменения поведения на различные раздражения.

Сроки проведения исследования: с 7. 07. 2014 по 9. 07. 2014 г.

Моллюск взят из Урвановского озера, которое является остатком бывшего русла реки Оки. (Фото 1)

Выловить моллюска не составляло такого большого труда, тем более , что вода в озере достаточно прозрачна, ракушку видно у берега, и её легко можно взять руками. Очень красивы дорожки передвижения моллюска, представляют собой путаные узоры. ( Фото 2). В прозрачной воде это видно отчётливо.

Если беззубка находится глубоко так, что руками просто достать нельзя, то для лова я использовал сачок с достаточно прочным ободом, которым можно действовать, как граблями, разгребая грунт и подхватывая в сачок освобождаемых из песка и ила животных.

Внимательно изучив строение моллюска, я увидел, что у беззубки две створки надежно защищают тело от хищников,

3

на спинной стороне они соединены «замочком» из мощных мышц, - нежному телу моллюска вроде бы и нечего бояться. (Фото 3)Тупой округлый край – это передний конец, а задний вытянутый и острый. Сверху раковина буро-зеленого цвета.

Этот слой легко отходит, если потереть, за ним белый фарфоровый слой, а изнутри перламутровый, но чтобы его увидеть, я нашёл пустую створку на берегу.

4

2, 3 Методика и результаты исследования.

А) Наблюдение 7 июля. Я наблюдал за передвижением беззубки, просто посадив её в банку с водой и песком, взятыми из того же озера, где была найдена ракушка и подождал некоторое время (Фото 4).

Примерно через пятнадцать минут она открывается и высовывается нога – это желтоватый отросток. В банке ей трудно передвигаться, почти не видно движения. Через некоторое время я посадил её в более широкую ёмкость и увидел изменения. Моллюск ползет, но очень – очень медленно, оставляя характерные бороздки на песке, скорость движения мала, едва заметна. (Фото 5).

Б) Наблюдение 8 июля. Мне стало интересно, как реагирует беззубка на раздражители. Если беззубку потревожить, взять в руки, потрогать палочкой, то она спрячет свою ногу.

А если потревожить сифоны, то она тоже скроет их в раковине. Раскрыть сомкнутые створки было трудно, ведь открывающаяся щель замыкается вновь с большой силой (Фото 6).

В) Наблюдение 9 июля. Чтобы не губить беззубку, но хотелось изучить её внутренне строение, я опустил ракушку в очень тёплую воду. Закрывающие её створки открылись, и я увидел мантию – желтоватую слизистую выстилку, так же было удобно рассмотреть ее жаберные пластины: они буроватого цвета (Фото 7).

Г) Я решил изучить их подробнее, посмотрев в микроскоп (Фото 8). При помощи него смог разглядеть мельчайшие подробности строения жаберных пластинок. Под микроскопом они совершенно другого цвета – серого, как бы аккуратно уложенные в рядки серенькие палочки, а край имеет волнистую кайму.

5

4.Выводы по результатам работы.

После всех исследований, анализируя их результаты, я пришёл к выводу, что у двустворчатых моллюсков, представителем которых является беззубка обыкновенная, несмотря на невысокий уровень их развития, приспособленность к жизни в пресной воде выражена в самых различных направлениях: дыхании растворённым кислородом, питании путём фильтрации (поэтому ей не нужна большая скорость передвижения). Раковина и маскировка окраской также помогает им выжить, являясь защитой от врагов.

Хищникам нужно приложить большие усилия, чтобы съесть их. Хотя и здесь всё относительно. Обыкновенная ворона, зайдя в воду, вытаскивает на берег моллюска и, долго стараясь, разбивает раковину и сковывает тело моллюска. Я сам этого не видел, но в научной литературе читал.

6

5. Заключение.

На следующий год я хотел бы сравнить моллюска из Урвановского озера и реки Оки. Всё-таки в реке вода проточная. Накладывает ли это отпечаток на строение моллюсков?

7

6. Список использованной литературы.

1.Интернет-ресурсы: wikipedia.org/wiki; http://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-mol12-03.html

2.П. И. Боровицкий. Краткий справочник преподавателя естествознания. – Министерство Просвещения РСФСР. – Ленинград. - 1955;

3.В. В. Латюшин; В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 кл., М. - «Дрофа», 2010;

4.М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М. – «Просвещение», 1990 ;

5.Э. Потт. Жизнь животных. Т. 1. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2002.

8

Приложение.

Фото1. Урвановское озеро.



Фото 2. Следы беззубок на песке.

Фото 3. Внешнее строение беззубки.

9

Фото 4. Беззубка, помещенная в банку с водой и песком.

Фото 5. Беззубка с высунутой ногой.

Фото 6. Беззубка скрыла ногу.

10

Фото 7. Открытая беззубка.

Фото 8. Жабры беззубки под микроскопом.

11

Тезисы конкурсной работы:

- Названия темы работы: «Приспособленность двустворчатого моллюска беззубки обыкновенной к жизни пресном водоеме»;

- Фамилия, имя автора: Авдонин Данила Русланович;

- Класс: 8 «а»;

- Название учреждения, при котором выполнялась работа: МБОУ «Ляховская СОШ»;

- Территория, из которой прислана работа: Меленковский район, с. Ляхи, ул.Советская, д.114.;

- Ф.И.О. руководителя работы и научного консультанта: Бугрова Татьяна Ивановна, учитель биологии.

Содержание.

1.Введение. Причины выбора данного объекта исследования……..3-4

2.Методика исследований…………………………………………… 5

3.Результаты исследований……………………………………………5

4.Выводы по результатам работы…………………………………… . 6

5.Заключение…………………………………………………………....7

6.Список использованной литературы……………………………….. 8

7.Приложения…………………………………………………………9-11

8.Тезисы…………………………………………………………… 12-14

1.Введение

Жизнь многих беспозвоночных животных скрыта от глаз человека. Тем более интересно изучить их приспособленность к условиям существования. Поэтому из всех предложенных объектов наблюдения летом для исследования я выбрал двустворчатого моллюска беззубку обыкновенную (Anodonta cygnea), очень распространенную в наших пресных водоемах. Тем более, что роль этих животных очень велика в процессе самоочищения воды в экосистемах. Литературы для изучения у меня было немного, и я часто пользовался сведениями из Интернета. Мне хотелось увидеть все самому.

Цель исследования: исследовать приспособленность беззубки обыкновенной к жизни в пресном водоеме.

Задачи исследования:

1.Провести наблюдения за двустворчатым моллюском.

2.Выявить особенности строения беззубки, помогающие ей жить в придонной области водоема.

3.Выяснить изменения поведения на различные раздражения.

Сроки проведения исследования: с 7. 07. 2014 по 9. 07. 2014 г. Моллюск взят из Урвановского озера, которое является остатком бывшего русла реки Оки.

Выловить моллюска не составляло такого большого труда, тем более, что вода в озере достаточно прозрачна, ракушку видно у берега, и её легко можно взять руками. Очень красивы дорожки передвижения моллюска, представляют собой путаные узоры.

В прозрачной воде это видно отчётливо. Если беззубка находится глубоко так, что руками просто достать нельзя, то для лова я использовал сачок с достаточно прочным ободом, которым можно действовать, как граблями, разгребая грунт и подхватывая в сачок освобождаемых из песка и ила животных.

Внимательно изучив строение моллюска, я увидел, что у беззубки две створки надежно защищают тело от хищников, на спинной стороне они соединены «замочком» из мощных мышц, - нежному телу моллюска вроде бы и нечего бояться.Тупой округлый край – это передний конец, а задний вытянутый и острый. Сверху раковина буро-зеленого цвета. Этот слой легко отходит, если потереть, за ним белый фарфоровый слой, а изнутри перламутровый, но чтобы его увидеть, я нашёл пустую створку на берегу.

2. Методика и результаты исследования.

А) Я наблюдал за передвижением беззубки, просто посадив её в банку с водой и песком, взятыми из того же озера, где была найдена ракушка и подождал некоторое время . Примерно через пятнадцать минут она открывается и высовывается нога – это желтоватый отросток. Моллюск ползет, но очень медленно, оставляя характерные бороздки на песке, скорость движения мала, едва заметна .

Б) Если беззубку потревожить, взять в руки, потрогать палочкой, то она спрячет свою ногу, а если потревожить сифоны, то она тоже скроет их в раковине. Раскрыть сомкнутые створки было трудно, ведь открывающаяся щель замыкается вновь с большой силой.

В) Чтобы не губить беззубку, но изучить её внутренне строение, я опустил ракушку в очень тёплую воду. Закрывающие её створки открылись, и я увидел мантию – желтоватую слизистую выстилку, так же было удобно рассмотреть ее жаберные пластины: они буроватого цвета .

Г) Я решил изучить их подробнее, посмотрев в микроскоп . При помощи него смог разглядеть мельчайшие подробности строения жаберных пластинок.5

4.Выводы по результатам работы.

После всех исследований, анализируя их результаты, я пришёл к выводу, что у двустворчатых моллюсков, представителем которых является беззубка обыкновенная, несмотря на невысокий уровень их развития, приспособленность к жизни в пресной воде выражена в самых различных направлениях: дыхании растворённым кислородом, питании путём фильтрации ( поэтому ей не нужна большая скорость передвижения). Раковина и маскировка окраской также помогает им выжить, являясь защитой от врагов. Хищникам нужно приложить большие усилия, чтобы съесть их. Хотя и здесь всё относительно. Обыкновенная ворона, зайдя в воду, вытаскивает на берег моллюска и, долго стараясь, разбивает раковину и сковывает тело моллюска. Я сам этого не видел, но в научной литературе читал.

5. Заключение.

На следующий год я хотел бы сравнить моллюска из Урвановского озера и реки Оки. Всё-таки в реке вода проточная. Накладывает ли это отпечаток на строение моллюсков?

6. Список использованной литературы.

1.Интернет-ресурсы; wikipedia.org/wiki; http://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-mol12-03.html

2.П. И. Боровицкий. Краткий справочник преподавателя естествознания. – Министерство Просвещения РСФСР. – Ленинград. - 1955;

3. В. В. Латюшин; В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 кл., М. - «Дрофа», 2010;

4.М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М. – «Просвещение», 1990 ;

5.Э. Потт. Жизнь животных. Т. 1. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2002.

14

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconПлан основных научных мероприятий на 2016 год Одобрено нтс ргсу
Xiv. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей...

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconИсследовательская работа по физике Выполнил учащийся 9 класса
И хотя человек относится к теплокровным и температура его тела не зависит от температуры окружающей среды, тем не менее климатические...

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р icon1 Использование и охрана водных ресурсов. (40 часов)
ПМ. 01 Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий, мдк 01. 02 Природопользование и охрана окружающей...

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconКонкурс педагогического мастерства 2013/14 учебный год Номинация...
«Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа...

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconИсследовательская работа Тема «Анализ качества продуктов питания от разных производителей»
Всемирная организация здравоохранения предупреждает о том, что здоровье человека всего лишь на 10 зависит от качества медицинского...

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconКонтрольные вопросы Каковы цели нормирования качества окружающей среды?
Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях. Понятие качества и нормативов качества окружающей природной среды....

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconНазвание работы
Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconИсследовательская работа на тему: «Статистика и мы»
Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал гиа 9 класса. Наша исследовательская работа будет...

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconКлассный час 11 класс Тема: Стихийные бедствия и их последствия
Цели: познакомиться с опасностями окружающей среды, их последствиями; научиться правилам безопасного поведения в ситуации стихийного...

Исследовательская работа на конкурс юных исследователей окружающей среды в номинации «Зоология и экология животных» ученика 8 «а» класса Авдонина Данилы Руслановича 2001 г р iconИсследовательская работа «Кумыкские и русские эквиваленты пословиц...
«Кумыкские и русские эквиваленты пословиц и поговорок о животных в английском языке»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную