Мероприятия


lit.na5bal.ru > Военное дело > Документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

с. Самарка Чугуевского района Приморского края
Дети войны

(КТД)


Разработала учитель физики Минина Наталья Валентиновна

Дети войны (КТД)

Методическая записка.

История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество.

Н.М. Корамзин

Во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши предки жертвовали самой жизнью во имя интересов Отечества. Подрастающему поколению необходимо об этом рассказывать с целью воспитания в них моральных качеств, соответствующих облику достойного гражданина.

Мероприятие приурочено к 70 – летию великой Победы. Проводится в форме коллективно – творческого дела и состоит из двух частей:

  1. Учащиеся по группам собирают необходимую информацию по данной теме.

  2. Проведение самого мероприятия.


Цели: показать героизм детей в годы войны, какие трудности выпали на их долю;

Способствовать воспитанию чувства гордости и восхищения подвигами, совершёнными в годы войны, расширению кругозора, развитию любознательности;

Формировать стремление воспитывать в себе волю, целеустремлённость.

Подготовительная работа: обсудить с детьми тему мероприятия, распределить задания по группам: фотографы, художники, корреспонденты.

- Корреспонденты берут интервью у жителей села, которые во время войны были детьми, чтобы узнать, какие трудности выпали на их долю и долю их родных и близких.

- Фотографы собирают фотографии и оформляют фотовыставку.

- Художники организуют конкурс рисунков.

- Группа ребят готовит презентации по теме мероприятия.

Оборудование:

- Компьютер,

- Мультимедийный проектор,

- Экран.

Оформление: название мероприятия,

Эпиграф.

Выставка фотографий

Выставка рисунков.
Ход внеклассного мероприятия.

Деятельность учителя

Название используемых ЦОР

Деятельность учащихся

Сороковые, роковые,

Свинцовые пороховые,

Война гуляет по России,

А мы такие молодые.

Давид Самойлов.

Война… в этом слове боль и страдания. Ужас в глазах матерей и плач ребёнка. Последний стон солдата. Скорбь в глазах стариков. Война-гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз и мучений.

Звучит в записи 1 часть второго фортепианного концерта

С. Рахманинова.

Слушают музыку.

Его я узнал не из книжки-

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли-

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей,

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

А. Иоффе.

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.


Звучит 1 куплет песни «Священная война» (музыка

А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

Показ видеоролика «Дорожка фронтовая» (выполнена в программе Move Maker)

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

С. Щипачёв.

Слушают музыку. Просматривают видеоролик

В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжёлое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чём не уступать взрослым даже рискуя жизнью.




Война застала нашу семью, семью военного врача под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра.

Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания, ходил в разведку. Вначале 1942 года был ранен. Меня отправили в тыл.

(Ю.Г. Подтыкайлов, инженер-механик)

Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну: освобождённые из плена, братья и сёстры погибших, сироты или счастливые дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем Победу.

Во время исполнения песни показывается презентация «Дети войны», выполнена в программе Pover Point

Исполняют песню «Женька» (музыка Е. Тарковского, стихи К. Ваншенкина).


Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.


Звучит в записи тема нашествия из Седьмой («Ленинградской») симфонии


Слушают музыку

Я родилась в Ленинграде.

Зимой 1941-1942 года не стало отопления, света, воды, и стены промерзали на 20-30 сантиметров. Блокадный паёк-120 грамм из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось. И чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…

(Л.Т. Шепелёва, профессор, доктор исторических наук)

Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.


Шостаковича.

Звучит в записи произведение
С.
 Рахманинова «Музыкальный момент»

Слушают музыку

В обители смерти молчат о смерти.

И только крик

Парит и кружит под крышею блока,

Бьётся о твёрдые кулаки стен:

Жить!

Тяга к жизни – сорняк живучий, -

Дает нам силу

Сломить бессилие.

Эйжен Веверис

У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх и боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей.

Много стихов и песен посвящено трагической судьбе миллионов мальчишек и девчонок, чьё детство выпало на период Великой Отечественной войны.





Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где - не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести…

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В чёрный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Игорь Карпов

Ученики нашей школы взяли интервью у своих родственников и жителей села, у которых годы детства совпали с войной.

Прабабушка Вики - Валентина Григорьевна родилась в 1937 году в селе Кобылки Курской области.

Иван Васильевич родился в Курской области в 1939 г

Бабушка Юли - Анна Андреевна называет себя ребенком войны. Она родилась в 1938 году в Читинской области.

Прабабушка Оли - Анна Сергеевна родилась в 1930 году в станице Ильинка Краснодарского края.

Александра Степановна сегодня у нас в гостях. Она поделится своими воспоминаниями.

Татьяна Александровна поделится воспоминаниями о детстве своей мамы Людмилы Григорьевны

Бабушка Даниила - (Раиса Васильевна родилась в 1938 году во Владивостоке. В 1944 году семья переезжает в Амурскую область.

Клавдия Павловна, прабабушка Маши, родилась в 1930 году. Когда началась война, ей было 11 лет

Бабушка Андрея - Александра Сергеевна родилась в 1931 году. Когда началась война, ей было 10 лет

Анфея Васильевна, родилась 3 декабря 1933 года в деревне Мишино Ленского района, Свердловской области.

Прабабушка Насти - Татьяна Павловна родилась в 1930 году в Артёме.

Дарья Захаровна сегодня тоже у нас в гостях. Она также поделится своими воспоминаниями.


Во время выступления детей показывается презентация выполнена в программе Pover Point

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12



Война накрыла их огненной Курской Дугой. Село оказалось в тылу у немцев. Дом прабабушки приглянулся немецкому коменданту, и женщину с ребятишками выгнали на улицу. Для своего комфорта оккупанты собрали со всего села мебель. Отобрали хозяйство и продукты питания. Хозяйничали повсюду.

Начался голод. Кормились колосками, оставшимися на полях.

Прислуга немецкого коменданта, которого в деревне все называли Штульбой, иногда украдкой давал ребятишкам кусочки сахара и сухарей.

Когда немцы начали отступать, они вырубили все сады и нашими яблоньками и грушами укрыли для маскировки свои машины и танки. А когда немцев окончательно разбили, люди приходили в дом прабабушки и забирали свои стулья и кровати.

Бои на Курской Дуге были тяжелые и кровопролитные. После освобождения мирным жителям было очень трудно восстанавливать разрушенное хозяйство. Нужно было не только самим выжить, но и фронту помочь. Женщины и дети сами пахали, сеяли и убирали хлеб. Поля были начинены минами,и еще долго гремели взрывы, напоминая всем о великой трагедии.

Село, где он жил, заняли немцы. Они выселяли жителей из своих домов в соседнюю деревню, которая находилась в 150 км. Люди жили в землянках, не хватало еды. Многие умирали от голода. Когда наша армия освободила деревню, жители начали строить жилье, используя самодельные кирпичи из глины и соломы.

В 1941 году отца забрали на фронт. К зиме начался страшный голод, вспыхнула эпидемия тифа. Заболела и умерла мать. Трехлетняя Аня осталась с младшим братом, которому не было и двух лет.

Детей отвезли в больницу. Были они слабенькие и болезненные. Потом отправили в детский дом. Там новеньких побили такие же обездоленные дети, только постарше. Аня взяла братика на руки и побежала в город. Начали бродяжничать. Жили на базаре. Ночевали под прилавками На свалке подбирали остатки еды, грызли кости, как щенки .Какая-то сердобольная тетенька сшила из мешковины одежонку и принесла ребятишкам. Все их тела покрылись коростой, в головенках кишели вши. Ночевать их пускали в сторожку, где работал знакомый их отца.

Так они и скитались все военные годы. В стране тогда было много сирот, поэтому их судьбы были похожими.

Закончилась война. Вернулся с фронта отец и нашел своих детей.

В 1941 году, когда началась война, Анне было 11 лет. Отец ушел на фронт. Жить стало еще труднее, хотя люди были добрые, друг другу всегда помогали. Когда подросткам исполнялось по 12 лет, их брали на работу в колхоз. И работать было некому, да и работнику платили - всё жить легче.

Однажды с прабабушкой произошел такой случай. Поставили её за сеялку, чтобы следила за семенами. С утра до поздней ночи она была в поле. Не высыпалась. И вот во время работы она задремала и упала с сеялки. Очнулась, а трактор уже далеко. Тракторист увидел, как бежит бедная девчонка по полю, пожалел ее, посадил рядом с собой, чтобы поспала немного. А за сеялкой сам присматривал.

Работали в колхозе очень много, от зари до зари. В летнее время даже ночевали в поле, на стане. Дети вместе с родителями трудились на равных. Всегда хотелось есть, еды не хватало- все шло на фронт. Дети потихоньку приносили с поля по початку кукурузы, которую прятали под рубаху. Несли по темноте, чтобы никто не видел. Ведь за это могли жестоко наказать. Мать дома сначала отругает, а потом на ручной меленке початки размелет и каши наварит .Так и выживали.

Когда в станицу пришли немцы, они отобрали последнее. Ходили по хатам, требовали молоко, яйца, мясо.

Потом станицу освободили. Анна стала постарше, и ее поставили работать на телятник.

Со слезами на глазах от непосильного труда работала девушка на ферме. День и ночь приходилось поить телят, чистить и подбеливать клетки. Руки были покрыты мозолями, сил не хватало. Но бригадир всегда хвалил Анну за старание и добросовестность.

Так и работала она до конца войны.

Когда окончила 4 класса, началась война. Все жители села помогали фронту. Ученики после занятий собирали шиповник, боярышник, дикий виноград. Все дикоросы отправляли на передовую и в госпитали для поддержания сил бойцов.

За свою работу ребята получали кусочки хлеба- 140 граммов.

В 1942 Александра пошла в колхозную овощеводческую бригаду. Там работников кормили затиркой - мукой, сваренной в воде, иногда заправленной маслом.

В семье Александры было еще пятеро детей. Все они помогали матери вести домашнее хозяйство, ведь она трудилась в колхозе с утра до ночи, как и все женщины.

Старший брат Александры служил радистом на аэродроме. К концу войны, когда открыли второй фронт, прилетел в Варфоломеевку американский самолет. Все дети собрались на него посмотреть. Тогда же появилась и американская мука. И брату был положен паек- 600 граммов хлеба. Когда он его получал, то делил на равные кусочки и раздавал всей семье.

И соседи выручали друг друга. Делились мамалыгой (кукурузной кашей), картофелем. И только благодаря этой поддержке люди выжили.

С самого начала войны Люда работала в госпитале, а было ей всего десять лет. После школы она с другими ребятами помогала раненым солдатам. Они писали письма. Кормили и поили солдат, которые были лежачими, но основная работа – это скручивание бинтов, которые потом стерилизовались в автоклавах. Работа была не из лёгких. На ладошках были мозоли. В 1944 году семья тёти и Люда переехала в Херсон, это была территория, недавно освобожденная от немцев. В школе, где начинались учебные занятия, были выбиты все окна, не было парт. Поставили столы, скамейки и занятия начались. Дисциплина была строжайшая. Девочки и мальчики учились отдельно. Учились в три смены. Чтобы подготовить школу к зиме, нужно было застеклить окна. Стали собирать поллитровые банки. Ставили их одну на другую и скрепляли их цементом. Причём делали это старшеклассницы. Учились с большим желанием. На большой перемене собирались вместе, накрывали общий стол и обедали. Было по-прежнему голодно, не у всех был хлеб, но было много фруктов .

Когда началась война, мужчин забрали на фронт. Отца Раисы забрали в 1944 году в марте. Чтобы выжить в военные годы люди собирали весной на полях мороженую картошку, лебеду и щавель. Семья Раи держала свинью, молоко покупали у соседей. По карточкам давали хлеб по 300 граммов муку, мыло, сахар. Карточки были до 1947 года. Из нор выкуривали сусликов, чтобы было мясо. На новый год привозили по 2 яблока и 2 мандарина.

В годы войны дети не сидели сложа руки. После школы ученики ходили в госпиталь и помогали ухаживать за ранеными солдатами, собирали медицинские пузырьки.

Во время войны она жила в деревне. Ели они хлеб, детям давали по 150 граммов, взрослым по 200 граммов по талонам. Весной перекапывали поля и собирали мерзлую картошку. Ее использовали для приготовления лепешек. Мужчины воевали. Лошадей в колхозе не было – всех забрали на фронт. Пахали на быках. На Новый год ёлку украшали бумажными игрушками.

Во время войны дети помогали взрослым работать в колхозе. Косили колосья серпом и собирали их. Был сильный голод. Ели лебеду, корешки разных растений. Мама заболела и детей забрали в детдом. Когда мама поправилась, дети снова вернулись домой. В 14 лет пошла работать на завод.

Отец работал на шахте. На фронте не был - была бронь. В военное время в школе ребят учили делать перевязки. Когда ей исполнилось 12 лет, она стала работать на шахте, помогала развозить лампы. Еды было мало, в пищу добавляли траву: лебеду, клевер. Хлеба давали по 200 г. на человека. Многие умирали от голода.

Дарья Захаровна родилась в1934 году. Жила в Журавлёвке Чугуевского района. Когда началась война, ей было всего 7 лет. Трудно было. Беззаботное детство закончилось. Началась взрослая жизнь. На наши неокрепшие детские плечи легла тяжесть непосильного труда. Наравне со взрослыми с раннего утра и до позднего вечера мы трудились на полях колхоза. Косили траву на сено. Убирали, стоговали. Жали зерновые, молотили. Обрабатывали картофельные поля, копали и убирали картофель. А после работы помогали дома управляться с домашним хозяйством. Было очень трудно.

Мы с вами услышали какие трудности пришлось преодолеть вашим сверстникам в годы войны.

Как вы думаете, есть ли, по – вашему, разница между ребятами 40-х годов и нынешними подростками.




Ребята высказывают свое мнение.


День Победы. Его ждали все от мало до велика. И каждый старался приблизить его своим трудом, своей борьбой и, в конце концов своей жизнью.




Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она,

Как сила нам нужна…

Юрий Воронов

Чтобы и вы и ваши дети помнили о ВОВ я раздам вам материал который вы собрали, чтобы он хранился в ваших семейных альбомах.

Звучит песня

«О той весне»

сл. и муз.

Елены Плотниковой

Слушают музыку


Литература.

  1. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам / авт. – состав. А.В. Видякин и др. – Волгоград. Учитель 2006 г.

  2. Классные часы. 6 класс / авт. – состав. А.В. Давыдова – М.: Вако, 2013 г.

  3. Интернет ресурсы fishki.net/…deti-vojny.html

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Мероприятия iconМетодическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине
Проведение данного мероприятия запланировано к 120-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина

Мероприятия iconУрок-концерт Цели мероприятия
Объяснительно-иллюстративный: использование зрительного ряда при объяснении темы, а именно, просмотр слайдов презентации на тему...

Мероприятия iconКонспект мероприятия для детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в страну здоровья»
Цель мероприятия: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни

Мероприятия iconОтчёт моу сош №14 им. Дроботовой Л. И. о проведении профилактических...
Формат проведения мероприятия (круглый стол, конкурсы, флеш – моб, спортивные мероприятия и т д.)

Мероприятия iconНаучно-исследовательская работа по предмету «Биология» Тема: «Рациональное...
Биотехнические мероприятия, воспроизводственные, охране мероприятия, проводимые в Скатинском охотхозяйстве 16

Мероприятия iconКонкурсные мероприятия Олимпиады проводятся в 2 этапа
Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского проводит «дни студенческой науки», посвященные 40-летию юридического...

Мероприятия iconРазработка внеклассного мероприятия
Название работы: разработка внеклассного мероприятия «ценности, которым нет цены»

Мероприятия iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятия содержание мероприятия
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятия

Мероприятия iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Экономика»
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса-игры «В мире экономики» подготовлена в помощь педагогам, ведущим...

Мероприятия iconМетодическая разработка мероприятия для студентов 1 курса «Международный...
Европейского дня языков, который отмечается 26 сентября. Организация и проведение мероприятия предполагает интеграцию нескольких...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную