Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции


lit.na5bal.ru > Военное дело > Документы
День воинской славы России. Военный парад в Москве 7 ноября 1941 года. 7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с событиями 1941года; с историей проведения парада на Красной площади 7 ноября 1942 года; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний о Великой Отечественной войне; развивать нравственно – патриотические чувства; уважительное уважение к старшему поколению, испытавшему все тяготы войны.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся проявлять чувства гордости и сплочённости. Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание; регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, кадры кинохроники. Выставка книг, герб и флаг России, репродукции картин, изображения памятников, посвящённых Великой Отечественной войне.

Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (найти и подготовить сообщение о военном параде в Москве 1941 года.).

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Педагог. 7 ноября - День воинской славы России. Это день проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, который прошёл в 1941 году. Проведение парада имело огромное значение для укрепления боевого духа солдат и офицеров, сражавшихся за свободу и независимость нашей страны. И об этом сегодня пойдёт наш разговор.

2. Основная часть.

Чтец 1. Страна цвела.
Но враг из-за угла
Свершил налет.
Пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мертвые рядом с живыми
И обнявшись, в бессмертье ушли.

Ведущий 1. Фашистская Германия, вероломно напав на СССР, успешное завершение компании 1941 года и всей войны связывала с захватом Москвы. Эта цель обуславливалась тем, что в столице советского государства находились Государственный Комитет Обороны (ГКО) и Ставка Верховного Главнокомандования, в чьих руках сосредоточивалась вся полнота военной и гражданской власти в стране. Москва являлась главным узлом коммуникаций, связывающих фронт и тыл, крупным промышленным центром, в котором, несмотря на эвакуацию из города большинства предприятий, за все годы Великой Отечественной войны были произведены: каждый второй автомат, каждый третий миномет, каждый четвертый снаряд, 7 самолетов из 100. С первых дней войны Москва для советских людей стала символом борьбы с фашистской агрессией, последним рубежом, на котором решалась судьба Отечества.

Чтец 2. Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

А. Ахматова

Ведущий 2. 13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой. 20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля.

По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушнойобороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.

Чтец 3. Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев.


С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву. Гитлеровский план “Тайфун” включал в себя взятие города в кольцо, а население города подлежало полному истреблению. Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы.

Ведущий 3. Немецкое командование было так уверено в своей победе, что в начале осени 1941 г. начало подготовку к торжественному параду на Красной площади в Москве. Парад фашисткой армии должен был состояться именно 7 ноября и продемонстрировать всему миру непобедимую мощь немецкого оружия. По просьбе фронтовиков для армии из Германии были высланы вагоны с новой парадной формой, памятными медалями, ритуальным оружием. Эти вагоны застряли под Москвой, и впоследствии стали трофеями Красной армии. Но фашистским планам не суждено было сбыться.

На Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск.

Чтец 4. Вся родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца…
Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!

А. Прокофьев

Ведущий 4. Вечером 6 ноября 1941 года состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся, на котором присутствовало свыше 2 тыс. человек, только на этот раз оно проходило не в Большом театре, как обычно, а на станции метро «Маяковская». После окончания собрания его участники получили пригласительные билеты на парад.
7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.

Решение о проведении парада Красной армии 7 ноября 1941 года принималось в условиях строгой секретности. Подготовка войск к параду осуществлялась в условиях строжайшей секретности. Особую опасность представляла немецкая авиация. Ведь даже один прорвавшийся вражеский самолет мог нанести катастрофический вред.

Ведущий 5. В столичном гарнизоне не имелось достаточного количества войск, которые можно было снять с обороны города для участия в параде, все танки и артиллерия находились на боевых позициях. Нелегко было организовать парад из вновь сформированных частей без обычной тщательной подготовки, на которую в мирное время затрачивалось полтора-два месяца. Артиллерийские части прибывали прямо с огневых позиций. Танковая бригада, разгруженная с железнодорожных платформ, некоторые танки   должна была точно знать свое место в построении и порядок прохождения.

По приказу Ставки Верховного Главнокомандования командиры и личный состав частей не знали, что они будут участвовать в параде на Красной площади. Им было сказано, что москвичи хотят посмотреть части, отправляющиеся на фронт. С этой целью Военный Совет предполагает примерно в середине ноября в районе Крымского моста провести смотр-парад не только тех частей, которые уйдут на фронт, но и некоторых остающихся в Москве и на ее рубежах. Выделенным для этого смотра-парада частям, в порядке обычных учебных занятий и на закрытых территориях, было указано усилить строевую подготовку. О самом параде и своем участии в нем командиры частей узнали только накануне поздно вечером.
Ведущий 6. К утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид, расчехлили и зажгли кремлевские звезды. Парад проводился по всей форме - в традициях Русской армии, с военной музыкой. Для этого был создан сводный оркестр, которым руководил интендант 1-го ранга композитор и дирижер В. Агапкин - автор марша «Прощание славянки».
Куранты на Спасской башне пробили восемь раз. В эфир понеслись слова Юрия Левитана: «Внимание! Внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза. Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада частей Красной Армии, посвященного 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции…»  И парад начался.… Из ворот Спасской башни выехал на коне принимающий парад маршал Семен Михайлович Буденный.

Чтец 5. По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.

Стук подков на морозе четче.
В нар укутан блиндажный лаз.
У околицы пулеметчик
С темной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели,
Будто вкопан он в грунт, во рву…
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву…
А. Прокофьев.
Ведущий 7. Это был очень короткий парад, около 25 минут. На параде, как и в мирное время, были представлены пехота, конница, артиллерия, танки, моряки, Войска ПВО и НКВД, прошли торжественным маршем курсанты военных училищ и рабочие батальоны. В параде участвовали 28,5 тысячи человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков и 232 автомашины. После парада войска уходили на фронт.

Чтец 6. Москва, моя родная мать,

Люблю тебя всем сердцем, свято.

Тебя иду я защищать

По долгу сына и солдата.

Честь и красу твою храня,

Тебя спасу я от огня.

И пусть всегда

В честь тех ребят,

Достойных и стихов и бронзы

Листвою нежною шумят

Родные русские березы.

Ведущий 7. Радиотрансляция с Красной площади велась на весь мир. Ее услышали и в "Волчьем логове" - ставке Гитлера, который отдал приказ: "Разбомбить парад, во что бы то ни стало". Но ни один из почти 250-ти бомбардировщиков люфтваффе к Москве не прорвался. Зенитчики и летчики-истребители сумели сбить 34 вражеских самолета.

Чтец 7. Москва!
Ты шла Пространствами, шагала временами.
И если вражья рать вставала на пути,
Ты сильною рукой вздымала выше знамя,
С которым суждено в бессмертие войти.
Как ни ярился враг, ты с ним отважно билась,
Во век ни перед кем ни простиралась ниц,
Сдаваться никому не думала на милость,
В отличье от иных прославленных столиц.
Ты жгла себя, Москва! Но из огня и пепла,
Как птица древности - из пламени костра,
Ты поднималась вновь, ты возрождалась, крепла…
Я вижу, ты опять прекрасней, чем вчера!

Ведущий 8. Очень интересная история произошла со съемками парада. Парад в мирное время обычно начинался в 10 утра, и хроникеры подъехали, как обычно, к 8, чтобы смонтировать аппаратуру. Однако к этому моменту все высшие руководители во главе со Сталиным уже были на Мавзолее, а войска готовились к началу движения. Начали снимать, не успев наладить синхронную звукоаппаратуру и снять речь Сталина.
Операторы успели снять только прохождение войск. Вся съемочная группа ждала сурового наказания. Ведь они не сняли речь верховного главнокомандующего. По окончании парада к подавленным операторам подошел генерал НКВД и сообщил, что принято решение, они не виноваты в произошедшем. Сталин придает очень большое значение трансляции своего выступления на Красной площади и предлагает снять его синхронно второй раз. В Большом Кремлевском дворце был построен макет трибуны Мавзолея. Для того чтобы у зрителей не возникало сомнений в подлинности съемки, и у Сталина во время речи шел пар изо рта, открыли все окна. Однако, как ни остужали зал во время съемки, пар изо рта не выходил, но зрители и американские киноакадемики не заметили этого. Кадры парада и вмонтированная речь Сталина вошли в получившую в 1942 году "Оскар" за лучший иностранный фильм документальную ленту "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

Чтец 8. Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.

Помни, как земля содрогалась и слепла,
Как заря поднималась из пепла,
Гром орудий
Не забудем
Мы с тобой.

Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,
Мы за счастье и слезы в ответе,
На планете
Наши дети –
Поколение юных живет...

Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!

Андрей Досталь

Педагог. По силе воздействия на ход дальнейших событий сам парад на Красной площади приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В тревожные и тяжелейшие для страны дни начала войны парад продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и волю народа к победе, что Москва стоит, и мало того - бросает вызов врагу. Слушая трансляцию с Красной площади, советские люди понимали, что Москва выстоит.

Хотя к началу ноября 1941 года немецкие войска были только остановлены на ближайших подступах к столице, Красная армия, советский народ одержали первую моральную победу над врагом. Ровно через месяц, 7 декабря 1941 года, началось контрнаступление под Москвой, в ходе которого противник был отброшен от столицы на 100 - 250 км.
Парад стал одновременно проводами на фронт. Если в мирное время войска принимали участие в торжествах без боеприпасов, то теперь все были в полном походном снаряжении. Пехотинцы шли с патронными подсумками, саперными лопатами, противогазами, у многих были заплечные вещевые мешки. Участники парада сражались на самых опасных участках обороны.

Надо заметить, что немецкие солдаты всё-таки прошли по улицам Москвы. В июле 1944 г. колонны пленных немецких солдат и офицеров, среди них были  более десяти генералов, в сопровождении конвоиров  прошли по столичным улицам:  по Ленинградскому шоссе к улице Горького (ныне Тверской) к площади Маяковского, затем по часовой стрелке по Садовому кольцу до Курского вокзала. За пленными следовали поливальные машины, символически смывая грязь с асфальта.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!

Э.Асадав

3. Подведение итогов (рефлексия).

Почему было принято решение провести военный парад на Красной площади в 1941 году? Как готовился парад? Кто в нём участвовал? Кто принимал парад? Какое влияние оказал парад на дальнейший ход событий? Какие чувства у вас вызвал военный парад?

Литература:

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение 5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013. Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconМетодическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Ф. И. Тютчев «Листья»
Познавательные: строит речевые высказывания в устной форме; строит логическое рассуждение

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconМетодическая разработка открытого занятия «Функциональные стили речи»
При подготовке к занятию был использован разнообразный тренировочный материал как в устной, так и письменной форме, были активно...

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconРассказа. Обучающая
Развивающая цель: развивать речевые и коммуникативные умения, умения работать с художественным и публицистическим текстом, формировать...

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconПринято педагогическим советом Утверждаю: Протокол №4 от
Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности:...

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconЛекция подготовлена учителем-логопедом Бокатой М. А
Нарушения устной и письменной речи у детей школьного возраста. Профилактика и коррекция дисграфии

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconЛекция подготовлена учителем-логопедом Бокатой М. А
Нарушения устной и письменной речи у детей школьного возраста. Профилактика и коррекция дисграфии

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconНарушения устной и письменной речи у детей
Материалы, изложенные в данной лекции призваны помочь педагогам разобраться в причинах и механизмах речевых нарушений

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Усвоение стилистических особенностей профессионально значимых жанров письменной и устной коммуникации

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconПринято на педагогическом совете
Данное Положение разработано в соответствии с Едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся и призвано урегулировать вопросы,...

Занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции iconКалендарно-тематическое планирование для 9 класс
По учебному пособию «Русский язык. Культура устной и письменной речи» (10 класс, Народная асвета, 2006)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную