Урока: урок – семинар Цели урока


lit.na5bal.ru > Военное дело > Урок
Методическая разработка урока-семинара по истории в 11 классе «Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил»

Автор: Дягилев Михаил Васильевич

Тема урока: Гражданская война в России: анализ противоборствующих сил

Класс: 11

Тип урока: урок – семинар

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представление о Гражданской войне в России, противоборствующих силах-участниках войны, познакомить и научить работать с историческими документами, относящимися к периоду Гражданской войны.

  • Развивающая: развить навыки работы в группах, отбора материала по заданным вопросам, представления своей точки зрения по данной проблеме.

  • Воспитательная: сформировать у учащихся отрицательное отношение к войне в целом, и к гражданской войне в частности.

Методы и технологии обучения: технология смены видов деятельности, технология проблемного обучения, групповая работа и предоставление написания творческих работ учащимися, технология работы с историческими источниками, метод погружения.

Время урока: 90 минут (общий хронометраж урока представлен в см. Приложение 1).

Оборудование: карта «Россия в годы Гражданской войны», портреты основных деятелей периода Гражданской войны (см. Приложение 2).

Средства обучения, используемые по данной теме: раздаточный материал в виде исторических источников (см. Приложение 3).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно – целевой момент.

Сегодня на уроке, мы попытаемся рассмотреть один из самых сложных и неоднозначных вопросов истории нашей страны в XX веке – вопрос Гражданской войны в России. Хочется отметить, что наш урок пройдет в формате семинара.

На сегодняшнем уроке мы должны выполнить следующие задания:

  1. Познакомиться с противоборствующими силами, учувствовавшими в Гражданской войне, в ходе анализа исторических источников по данной проблеме.

  2. Презентовать программы трех основных сил – участниц Гражданской войны.

  3. Познакомиться с основными деятелями трех основных идеологических направлений, возникших в ходе Гражданской войны.

  4. Создать общую картину положения России в период Гражданской войны, систематизируя отдельные идеологические элементы противоборствующих сил.

  5. Сделать выводы о роли и месте Гражданской войны в истории России.

  1. Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу:

На предыдущем уроке в качестве домашнего задания вам необходимо было вспомнить основные моменты, связанные с Гражданской войной в России, подобрать и проанализировать материал, касающийся темы Гражданской войны в России.

Учащиеся класса будут поделены на три группы: каждой группе фронтально будут предоставлены задания по данной теме (см. Приложение 4). Группа, которая качественнее выполнит задания и представит результат своей деятельности – выбирает одну из армий (Красная Армия, Белая Гвардия и Зеленое объединение Нестора Махно). На презентацию продукта деятельности отводится – 5 минут на каждую группу. Участники по ходу презентации создают схему «Причины Гражданской войны в России» (см. Приложение 5). Стоит отметить, что качественность заданий и уровень презентации будут оценены не только учителем, но и группой экспертов, сформированной из представителей каждой группы (по одному человеку от группы). Критерии оценки группы представлены в Приложении 6.

  1. Работа по теме урока.

Когда группы определятся с армией, учитель ставит перед ними одну проблемную тему и вопросы, на которые они должны будут ответить в ходе работы в группах (см. Приложение 7). Также каждой группе будут выданы исторические источники (см. Приложение 3), отражающие идеологию выбранного направления.

После работы в группах, учащимся предлагается выступить и представить выбранное направление в виде лаконичного ответа на поставленные вопросы и раскрыть проблемную тему. Выступление каждой группы регламентировано 7 минутами. После выступления, представители других групп могут задать вопросы, а также высказаться по поводу выступления – 3 минуты на каждую группу.

  1. Подведение итогов урока (рефлексия):

После выступлений учитель должен подвести итог урока: обобщить все выступления учащихся, выделить основные моменты для запоминания данной темы. Затем учитель задает проблемный вопрос: «Гражданская война в контексте этики и морали». После обсуждения вопроса учащимися, учитель должен скорректировать ответы учащихся и выстроить лаконичный вывод по данной проблеме.

По результатам работы, учитель дифференцированно оценивает каждую группу.

  1. Домашнее задание:

Домашним заданием к следующему уроку будет эссе, выражающее отношение представителя отдельной противоборствующей силы к событиям исторического периода, хронологически совпадающего с Гражданской войной в России (см. Приложение 8,9).
Список использованной литературы:

  1. Загладин Н.В. и др. История России. XX – начало XXI века. Учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2012. – 400 с.

  2. Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 256 с.

  3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 352 с.



Приложение 1. Общий хронометраж урока.

п/п

Этап урока

Время, запланированное на определенный этап

1.

Организационный момент

3 минуты

2.

Мотивационно-целевой момент

3 минуты

3.

Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу

30 минут

3.1.

Групповая работа учащихся по отдельным вопросам Гражданской войны

7 минут

3.2.

Презентация продукта деятельности учащихся в группе по отдельным вопросам Гражданской войны

23 минуты

Регламент:

5 минут – презентация;

2 минуты – обсуждение.

4.

Работа по теме урока

45 минут

4.1.

Работа в группах с историческими источниками по отдельной проблеме определенной противоборствующей стороны

15 минут

4.2.

Презентация идейного направления (противоборствующей стороны) как продукта групповой деятельности

30 минут

Регламент:

7 минут – презентация;

3 минуты – вопросы и обсуждение.

5.

Подведение итогов урока (рефлексия)

6 минут

5.1.

Резолюция по проблемному вопросу «Гражданская война в контексте морали и этики»

3 минуты

5.2.

Подведение итогов урока, основные выводы

3 минуты

6.

Домашнее задание

3 минуты

7.

ИТОГО

90 минут

Приложение 2. Оборудование урока.

c:\users\compiks\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\map1918.jpeg

Карта «Гражданская война в России» и портреты основных деятелей периода Гражданской войны.
Приложение 3. Раздаточный материал в виде исторических источников.

Исторические источники для группы Красной Армии:

  1. Из постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о переходе ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Рабочее – Крестьянскую Красную Армию.

  2. Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О превращении Советской республики в военный лагерь»

  3. Из обращения святейшего патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров.

  4. Из речи А.И.Деникина памяти генерала С.Л.Маркова о причинах победы большевиков в Гражданской войне.

Исторические источники для группы Белой Гвардии:

  1. Из ноты Верховного Совета Антанты адмиралу А.В. Колчаку об условиях, на основании которых союзники будут оказывать помощь антибольшевистским силам.

  2. Из «Наказа» А.И. Деникина представителям Добровольческой армии о целях ее борьбы.

  3. Из «Московской» директивы А.И. Деникина

  4. Из воспоминаний У.Черчиля о роли Антанты в организации помощи белогвардейскому движению.

Исторические источники для группы Зеленного объединения Н.Махно:

  1. Махно Н., Дело труда, № 23-24, апрель-май 1927, с.8-10.

  2. Отрывки из мемуаров Н.Махно «Воспоминания»

  3. Отрывки из мемуаров А.И.Деникина «Очерки русской смуты»



Приложение 4. Задания для групповой работы на этапе актуализации знаний учащихся по ранее изученному материалу.


  • Задания для первой группы:

Показать социально-экономические причины Гражданской войны в России.

  • Задания для второй группы:

Показать политические причины Гражданской войны в России.

  • Задания для третьей группы:

Показать духовные, культурные причины Гражданской войны в России.
Приложение 5. Каркас схемы «Причины Гражданской войны в России».

Причины гражданской войны в России

Социально-экономические причины

Политические

причины

Духовные

причины

Приложение 6. Критерии оценки презентации продукта групповой деятельности.

    1. Оригинальность раскрытия проблематики задания;

    2. Четкость и доступность изложения;

    3. Наличие выводов;

    4. Свободное владение содержанием анализа;

    5. Артистизм и высокая степень коммуникативных качеств;

    6. Опора на структуру плана ответа;

    7. Регламент – 7 минут.

Член жюри-представитель группы не оценивает свою группу!


Приложение 7. Проблемные темы для групповой работы по теме урока и вопросы к анализу источников





Красная Армия

Белая Гвардия

Зеленое объединение Н. Махно

Проблемная тема

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне

Причины поражения Белой Гвардии в Гражданской войне

Смена идеологической ориентации Зеленого объединения в ходе Гражданской войны

Вопросы

1. Выдающиеся деятели движения.

2. Основные положения дельнейшего развития общества.

3. Методы ведения Гражданской войны (вопрос о терроре).

4. Итоги деятельности.


Приложение 8. Требования к выполнению домашнего задания.

  1. В качестве домашнего задания предлагается написать эссе на тему: «Воспоминания очевидца о событиях Гражданской войны».

  2. Структурные компоненты эссе:

  • дать очевидцу фамилию, имя, отчество;

  • раскрыть кратко его биографию до Гражданской войны

  • отразить принадлежность очевидца к отдельной противоборствующей силе;

  • привести одно историческое событие и раскрыть отношение очевидца к нему;

  • сделать вывод.

  1. Объем эссе – не более 2 страниц машинописного текста;

  2. Требования к оформлению:

  • Формат листа – А4;

  • Шрифт – Times New Romans;

  • Выравнивание по ширине;

  • Кегль – 14;

  • Интервал: 1,5;

  • Поля – 2 см с каждой стороны.

Приложение 9. Пример оформления титульного листа выполненного домашнего задания.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

Эссе: ««Воспоминания очевидца о событиях Гражданской войны»

Выполнил:

Ученик 11А класса

Иванов Иван

Отметка: _________ Проверил:

Подпись: _________ Сергеева Н.С.

Дата: _________

г. Нижний Тагил

2017 год



Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урока: урок – семинар Цели урока iconКомпьютерное моделирование швейных изделий
Осмысление и проектирование последовательности работы (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии...

Урока: урок – семинар Цели урока iconУрок музыки + самоанализ урока Чудо музыки в повести К. Г. Паустовского...
Обучение анализу прозаического произведения в единстве его содержательной и художественной сторон

Урока: урок – семинар Цели урока iconУрок-беседа. Цели урока: Образовательная
...

Урока: урок – семинар Цели урока iconМетодическая разработка урока по истории в 10 классе Тема урока:...
Тип, вид, форма урока: урок изучения нового материала с использованием эор; проблемный урок; анализа и синтеза; индивидуально – групповое...

Урока: урок – семинар Цели урока iconУрок внеклассного чтения. 6 Класс. Тема урока: Люди и куклы в искусстве и жизни
Цели урока: познакомить с особенностями изображения куклы в романе- сказке Ю. Олеши «Три толстяка», В. Короленко «В дурном обществе»,...

Урока: урок – семинар Цели урока iconМетодическая разработка урока по новой истории 8 класс. Тема урока «Искусство XIX века»
Цели урока: определить общекультурный контекст эпохи; рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства

Урока: урок – семинар Цели урока iconКонспект урока «Рождество в Англии» Содержание: Тема урока Цели и задачи урока
Воспитательная: учить с уважением относиться к иноязычной культуре и осознавать разницу культур, формировать мотивацию к изучению...

Урока: урок – семинар Цели урока iconКонспект урока по геометрии в 8 классе «Параллелограммы»
Тип урока: урок обобщения и систематизации материала с использованием икт и активных методов обучения на всех этапах урока

Урока: урок – семинар Цели урока iconВид урока: Урок-беседа, урок практических работ. Тип урока
Ориентирование на развитие ценностных отношений обучащихся к окружающей действительности

Урока: урок – семинар Цели урока iconТехнологическая карта урока «Особо охраняемые природные территории и объекты»
Урок составлен в соответствии с современными требованиями фгос. Тип урока: урок «открытия» нового знания


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную