УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ СОШ №3
МО «Барышский район»
№ 276 от 01.08.2017года
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Седова» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
РАССМОТРЕНА и ПРИНЯТА
на объединённом заседании
Управляющего совета
(протокол № 4 от 01.08.2017г.)
и педагогического совета
(протокол № 14 от 01.08.2017 г.)
МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район»
МО «Барышский район
Содержание. 1.
| Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 4
| 1.1
| Пояснительная записка.
| 4
| 1.1.1
| Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 4
| 1.1.2
| Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 4
| 1.2
| Планируемые результаты освоения учащимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 8
| 1.2.1
| Общие положения
| 8
| 1.2.2
| Структура планируемых результатов
| 10
| 1.2.3
| Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 11
| 1.2.4.
| Метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 12
| 1.2.5
| Предметные результаты
| 17
| 1.2.5.1
| Русский язык
| 17
| 1.2.5.2
| Литература
| 19
| 1.2.5.3
| Иностранный язык
| 22
| 1.2.5.4
| История России. Всеобщая история
| 30
| 1.2.5.5
| Обществознание
| 33
| 1.2.5.6
| География
| 38
| 1.2.5.7
| Математика. Алгебра. Геометрия.
| 40
| 1.2.5.8
| Информатика
| 58
| 1.2.5.9
| Физика
| 61
| 1.2.5.10
| Биология
| 65
| 1.2.5.11
| Химия
| 69
| 1.2.5.12
| Изобразительное искусство
| 71
| 1.2.5.13
| Музыка
| 76
| 1.2.5.14
| Технология
| 79
| 1.2.5.15
| Физическая культура
| 84
| 1.2.5.16
| Основы безопасности жизнедеятельности
| 85
| 1.3
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 88
| 2.
| Содержательный раздел.
| 100
| 2.1
| Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
| 100
| 2.2
| Примерные программы учебных предметов, курсов.
| 122
| 2.2.1
| Общие положения
| 122
|
2.2.2
| Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования.
| 122
| 2.2.2.1
| Русский язык
| 122
| 2.2.2.2
| Литература
| 126
| 2.2.2.3
| Иностранный язык
| 135
| 2.2.2.4
| История России. Всеобщая история
| 143
| 2.2.2.5
| Обществознание
| 161
| 2.2.2.6
| География
| 163
| 2.2.2.7
| Математика. Алгебра. Геометрия.
| 172
| 2.2.2.8
| Информатика
| 179
| 2.2.2.9
| Физика
| 183
| 2.2.2.10
| Биология
| 187
| 2.2.2.11
| Химия
| 193
| 2.2.2.12
| Изобразительное искусство
| 196
| 2.2.2.13
| Музыка
| 199
| 2.2.2.14
| Технология
| 203
| 2.2.2.15
| Физическая культура
| 209
| 2.2.2.16
| Основы безопасности жизнедеятельности
| 210
| 2.3
| Программа воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования
| 212
| 2.4
| Программа коррекционной работы
| 232
| 3.
| Организационный раздел.
| 241
| 3.1
| Учебный план
| 241
| 3.1.1
| Календарный учебный график
| 249
| 3.1.2.
| План внеурочной деятельности
| 250
| 3.2
| Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 255
| 3.2.1
| Описание кадровых условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 256
| 3.2.2
| Психолого-педагогические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 265
| 3.2.3
| Финансово- экономические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 266
| 3.2.4
| Материально-техническое условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 267
| 3.2.5
| Информационно-методические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 271
| 3.2.6
| Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
| 275
| 3.2.7
| Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
| 277
|
I. Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальную адаптацию.
Адаптированная программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В МБОУ СОШ № 3 МО «Барышский район» осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по общей образовательной программе основного общего образования, по индивидуальным учебным планам.
Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной психолого-медико- педагогической комиссии по учёту особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальными возможностями детей.
Задачи программы:
с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР и их интеграции в школе; разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий обучающихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии); реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Соблюдение интересов ребёнка;
системность; непрерывность; вариативность; рекомендательный характер оказания помощи.
Направления работы:
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; комплексный сбор сведений о ребёнке на основании бесед с родителями (законными представителями) и диагностической информации от специалистов разного профиля (учителей-предметников, педагога-психолога, учителя - логопеда, социального педагога, медицинского работника); изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающегося; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и коррекцию его поведения; социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация деятельности школы по программе.
Этапы реализации программы:
этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность); этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность); этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность); этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Механизм реализации программы.
В реализации программы коррекционной работы принимают участие педагоги и специалисты социально-психологической службы школы (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие администрации, педагогов и специалистов школы, обеспечивающее системное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Такое взаимодействие включает:
составление программ общего развития и коррекции учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка; анализ личностного и познавательного развития ребёнка; комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля.
Наиболее распространёнными и действенными формами организованного взаимодействия администрации, педагогов и специалистов школы являются:
психолого-медико-педагогический консилиум, целью деятельности которого является создание целостной системы, обеспечивающей на протяжении всего периода обучения оптимальные педагогические условия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития; создает условия для сохранения здоровья учащихся, формирования ориентации на здоровый образ жизни, оказания помощи детям с трудностями школьной адаптации, а также разрабатывает и реализует профилактические и коррекционные мероприятия; Совет профилактики, который организует, координирует и контролирует профилактическую работу, а также реализует социально-правовую и психолого-педагогическую поддержку детей из семей «группы риска».
Важным направлением в реализации коррекционной работы является социальное партнёрство школы с органами и учреждениями системы профилактики (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, ОГУЗ ЦГБ, «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г.Барыш» и др.).
Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, адаптации, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения начального образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Характеристика контингента учащихся с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Категория детей с задержкой психического развития - наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все дети с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех детей с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у таких детей отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно- поведенческой сфер личности. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при получении общего начального образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
В МБОУ СОШ № 3 МО «Барышский район» с учетом указанного диапазона различий в развитии детей с ЗПР, осуществляется дифференциация их основного образования: охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников; преодоление существующих на практике ограничений в получении специальной помощи детьми с ЗПР, включёнными в общий образовательный поток.
Дифференциация основного образования учащихся с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории детей в соответствии со степенью выраженности, характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР возлагается на ТПМПК. Общие ориентиры для разграничения представлены следующим образом.
группа - дети с легкой задержкой психического развития, которая характеризуется преимущественно трудностями произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаками общей социально-эмоциональной незрелости. При этом отмечаются близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости. группа - дети с умеренной задержкой психического развития, которая характеризуется близким к возрастной норме, но неравномерным по структуре уровнем интеллектуального развития, сниженной умственной работоспособностью, негрубыми аффективно-поведенческими расстройствами, в той или иной степени затрудняющими усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Обучаемость удовлетворительная, но нередко избирательная и неустойчивая (зависящая от вида деятельности и актуального эмоционального состояния). Нередко отмечаются трудности в усвоении отдельных учебных дисциплин (чаще связанных с языком и математическими представлениями), обусловленные локальными нарушениями (недостаточной сформированностью) в структуре высших психических функций.
3 группа - дети с выраженной задержкой психического развития, которая характеризуется уровнем интеллектуального развития несколько ниже возрастной нормы, по качественным характеристикам своей структуры (недоразвитие сложных форм мыслительной деятельности - категориального анализа, абстрагирования, обобщения, опосредствования) приближающимся к легкой умственной отсталости и имеющим отчетливые признаки церебрально-органической недостаточности. Отмечается также низкий уровень саморегуляции, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Вместе с тем, возможности социальной адаптации у части детей могут быть не меньшими, а иногда и превышающими возможности детей с умеренной задержкой психического развития (2-я группа). Такие дети могут быть отнесены к категории легкого психического недоразвития (или пограничной умственной отсталости). При этом у части детей данной группы в условиях правильно организованного и своевременно начатого обучения отмеченные особенности и нарушения развития могут быть существенно смягчены и компенсированы.
Обучение детей-инвалидов осуществляется в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР).
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
1.2.1. Общие положения
Планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АОП ООО (ЗПР) (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
Система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Особо выделяются те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников.
Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщѐнные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:
1)учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
3) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;
4) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
5) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);
6) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
7) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от учащихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);
8) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка сформированность ценностно-смысловых установок, что требует от учащихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;
9) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности учащихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития учащихся, поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития ребѐнка.
1.2.2. Структура планируемых результатов
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения учащимися АОП ООО (ЗПР).
1. Личностные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
В связи с переходом на 5-ти дневную учебную неделю, на основании письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 29.05.2015г.№73-ИОГВ-01.02/4038 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России» изучается на занятиях внеурочной деятельности.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся. Иными словами, в этот блок включается круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми учащихся.
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства учащихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные учащиеся.
Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
|