Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских


страница1/3
lit.na5bal.ru > Военное дело > Закон
  1   2   3
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Научно-исследовательский институт

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских

формированиях и на спецобъектах

Организационно-методические проблемы выявления коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц
Научный доклад


Москва, 2009

Авторский коллектив:
Кудашкин А.В., доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры (руководитель авторского коллектива);

Синько В.Н., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела (приложение 3);

Алексеев С.В., младший научный сотрудник отдела;

Беляков В.Н., научный сотрудник отдела;

Федоров П.Э., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права Военного университета (приложение 4).

Рецензенты: Корякин В.М., доктор юридических наук; Фатеев К.В., доктор юридических наук, профессор.
В научном докладе публикуются результаты научно-исследовательской работы по вопросам проблем выявления коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц, проведенного Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сентябре – ноябре 2009 г.
Коррупция, воинские должностные лица, проблемы выявления


СОДЕРЖАНИЕ


Введение




4-7

Раздел 1

Соотношения понятий «коррупция» и «коррупционные проявления»

7- 10

Раздел 2

Виды коррупционных проявлений

10- 19

Раздел 3

Субъекты коррупционных проявлений

19-21

Раздел 4

Заключение
Приложения


Организационно-методические проблемы выявления коррупционных проявлений в деятельности органов военного управления


21-29

30-34

1

Результаты анкетирования

35-41

2

Сведения о преступлениях коррупционной направленности, учтенных за ВС РФ

42-43

3

Выявление органами военной прокуратуры коррупционных преступлений, совершенных воинскими должностными лицами

в 2008 – 2009 г.г.

44-53

4

Результаты изучения справок окружных (флотских) военных судов о судимости и практики рассмотрения дел о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий

(ст. 285 и 286 УК РФ)

53-82


Введение
Коррупция, понимаемое как негативное социальное явление, поразила российское общество и приходится констатировать, что Вооруженные Силы Российской Федерации как его часть, к сожалению, не являются исключением общего негативного положения дел в данной области.

25.02.2009 С.Н. Фридинский на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации отметил, что только в 2008 году за совершение коррупционных преступлений к уголовной ответственности привлечено более 500 офицеров, в т.ч. 370 старших, среди которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Ущерб, причиненный коррупционными посягательствами, вырос вдвое и превысил 2 млрд. рублей. В то же время имеющиеся в распоряжении органов военной прокуратуры материалы свидетельствуют о том, что проделана только еще первая половине пути, «ибо масштабы «предприимчивости» порой просто поражают»1. Если еще 5 лет назад посягательства на военное имущество и денежные средства составляли только четверть всех правонарушений офицеров, то сегодня этот показатель приближается уже к половине. Существенно возросло количество фактов взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат. Совершенно очевидно, что любые благие намерения по формированию нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ВС РФ) так и останутся намерениями, если в ближайшее время не преодолеть нарастание этой негативной тенденции2.

Проблема коррумпированности государственного аппарата настолько очевидна и огромна, что вынудила Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в своем открытом письме сравнить по уровню катастрофичности ее проявления и воздействия на нашего государство и общество с Великой Отечественной войной3.

Практически 70 % военнослужащих в той или иной степени сталкивались в своей служебной деятельности со случаями ущемления прав, свобод и законных интересов военнослужащих и решением своих проблем после «стимулирования» должностного лица, в ведении которого находится решение вопроса, путем дачи ему взятки, дарения подарка, оказания услуги.

Проведенные опросы объективно подтверждают, что в настоящее время реальной действительностью является относительно высокий уровень коррупционных проявлений в воинских частях (учреждениях).


Коррупция является сложным социальным явлением, имеющим различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все существенные признаки этого явления. Общепринятым является понимание коррупции как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя, либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.

Но в данном понимании коррупции возникает ряд вопросов. Только ли должностные лица могут быть субъектами коррупционных правонарушений? Всегда ли интерес заключается в получении материальной выгоды или он может реализоваться и в иных формах? Каково соотношение понятия «коррупция» и «коррупционные проявления»? В чем заключаются проблемы, препятствующие выявлению коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц и, как следствие, снижающие эффективность противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба?

В целях объективности выводов, к которым пришли авторы настоящего доклада, было проведено анкетирование4 среди различных групп военнослужащих, которые будут приведены в докладе.

В анкетировании приняли участие следующие группы военнослужащих (в % от всех участников анкетирования):





Следует иметь ввиду, что настоящее исследование выполнено в форме научного доклада, что делает допустимым дискуссионность некоторых его положений и выводов, но которые в свою очередь показывают всю сложность освещаемой проблематики и возможные пути поиска решения рассматриваемых проблем.
1. Соотношения понятий «коррупция» и «коррупционные проявления»
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.20008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции » под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. «а» п.1 ст.1) и совершение деяний, указанных в подпункте "а" пункта 1, от имени или в интересах юридического лица (подп. «б» п. 1 ст.1).

Однако анализ научных публикаций по вопросам противодействия коррупции5, а также проведенное анкетирование позволяют сделать вывод, что в указанном Законе применен узкий подход к раскрытию указанного негативного явления.

67,3 % респондентов под коррупцией понимают использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды; 35,3 % опрошенных считают, что к коррупции также относится использование любым военнослужащим (не обязательно должностным лицом) своих служебных полномочий (в том числе временных или основанных на субординационных отношениях) и доверенных ему прав в целях личной выгоды.

При этом применительно к коррупционным проявлениям опрошенные считают, что личная выгода имеет:

материальный характер (получение денег, подарков, оказание услуг и подобное) - 58,8 %;

морально-материальный характер (внеочередное присвоение воинского звания или классного чина гражданским госслужащим, повышение по службе, перемещение по службе и т.д.) - 55,2 %;

моральный характер, т.е. иная личная заинтересованность (поощрение, в том числе государственной наградой и др.) - 12,1 %.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна, и, разумеется, не все формы коррупционного поведения подпадают под понятие преступления6.

Проанкетированные лицаP5ANV6qk считают, что коррупция проявляется в:

совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.) - 76,1 %;

совершении административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, предусмотренные КоАП РФ) - 37,9 %;

совершении дисциплинарных правонарушений, т.е. использование своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (если «да», приведите примеры) - 17,8 %;

совершении запрещенных гражданско-правовых сделок (н-р, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами и подобные деяния) - 25,2 %;

затруднились ответить - 2,9 %.

Таким образом, под коррупцией возможно понимать:

1) подкуп, получение или дача взятки, иные коррупционные преступления (примеры приведены в приложении 4);

2) любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (н-р, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

При этом под лицами, имеющими публичный статус, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями.

Понятие должностного лица разъясняется в законодательстве (ст. 285 УК РФ и ст. 2.4 КоАП РФ). Должностное лицо – лицо, постоянно или временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти (то есть наделенное установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него) либо выполняющее организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (организациях), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Если с должностными лицами органов военного управления в целом вопросов не возникает, то с правовым положением руководителей ФГУП, которые в соответствии с гражданским законодательством являются коммерческими организациями, находящихся в ведении Вооруженных Сил РФ возникают определенные проблемы квалификации их деятельности в качестве должностных лиц.

Применительно к коррупционным преступлениям Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 16 октября 2009 г. № 19 дал следующие разъяснения. Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ (п.11). Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой (в том числе и в ФГУП, находящихся в ведении Минобороны России) или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).

В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

К лицам, имеющим публичный статус могут быть отнесены депутаты, руководители и должностные лица политических партий и другие лица, которые не наделены полномочиями государственных служащих, но могущие оказывать влияние на деятельность должностных лиц, обладающих организационно-распорядительными функциями, своим авторитетом или своим общественно политическим положением на членов политической партии, являющихся должностными лицами.

Таким образом, коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, командир (начальник) и т.д.), имеющие полномочия и использующие эти полномочия вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц, поскольку последние в той или иной степени могут удовлетворить его (имеется ввиду лицо, обладающее дискреционной властью) личный интерес.

Полномочия при этом могут носить как постоянный, так и временный характер. Последние характерны, например, для экзаменатора (во время вступительных экзаменов, сессии) или врача (принимающего решение или участвующего в принятии решения о годности к военной службе). Данный вывод подтверждается устоявшейся судебной практикой. Так согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (п.4).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций (п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconОтдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных...
Организационно-методические проблемы выявления коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconРеспублика коми закон об образовании
Закона, других законов Республики Коми и иных нормативных актов Республики Коми об образовании и базируется на Конституции Российской...

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconПравительство российской федерации постановление от 11 марта 2011...
Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconО грантах президента российской федерации для поддержки творческих проектов общенационального
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры...

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconРоссийской Федерации "Об образовании"
Статья Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного...

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconРоссийской федерации государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии
Разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных воинских iconО государственной аккредитации образовательной деятельности постановление...
В соответствии с частью 28 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную