|
![]() Содержание.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №9 имени И.Ф.Учаева г.Волгодонска (далее школа) определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования, обеспечивающие достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Образовательная программа реализуется в учебно-воспитательном процессе как стратегия и тактика педагогической деятельности и, по необходимости, корректируется на диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала детей, их интересов, склонностей, психофизического здоровья и социального заказа родителей, изменения парадигмы образования, требований к современной школе, профильному и дополнительному образованию, нормативных актов. Критериями реализации программы являются:
Среднее общее образование - третий, завершающий уровень общего образования. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей: - формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе; - дифференциацию обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; - обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Характеристика юношеского возраста и виды деятельности старших школьников 1. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. 2. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. 3. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. 4. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. 5. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин. 6. Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность – самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения. Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности · Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации. · Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний. · Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности. · Овладеть стартовыми методиками организации коллектива. · Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации. Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу среднего общего образования 1. Реализовать образовательную программу старшей школы в организационно-учебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги) 2. Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний 3. Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений 4. Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий 5. Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся (наставник). Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации. Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования. Данная программа является логическим продолжением предшествующих образовательных программ, представляет собой краткосрочный проект, отражающий содержание текущей деятельности педагогического коллектива и перспективы развития школы на 2014-2015 учебный год. Это позволяет, опираясь на основные концептуальные идеи, цели, задачи, принципы и направления образовательной деятельности, вносить ежегодные изменения в учебный план, программно-методическое обеспечение учебного процесса. В контексте проблематики управления качеством образования представленная программа является, во-первых, компонентом ресурсного обеспечения образовательной деятельности, во-вторых, комплексом взаимосвязанных процедур, регламентирующих основные и вспомогательные процессы и виды деятельности (учебный процесс, воспитательная работа, методическая работа, деятельность в системе дополнительного образования и т.д.) и, в-третьих, программным документом, на основании которого осуществляется управление и обеспечение качества образования в школе. Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности включает четыре основных компонента: - здоровье, понимаемое как физиологическое, психологическое, интеллектуальное и нравственное благополучие; - обученность обучающегося (выпускника), выражающаяся в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии; - воспитанность, предполагающая овладение богатством культуры, которая накоплена человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме; - развитие всех сторон личности, высокий уровень ее функциональных возможностей. В совокупности данные компоненты отражают реализацию четырех взаимосвязанных функций единого образовательного процесса – укрепления здоровья, образования, воспитания и развития школьников. Портрет выпускника средней школы Ценностный потенциал: 1. Восприятие человеческой жизни как главной ценности. 2. Осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность. 3. Осознание ответственности за судьбу Родины, общества, семьи; бережное отношение к историческому и духовному наследию России. 4. Повышение своей политической и общей культуры. 5. Принятие и соблюдение классных, школьных, семейных и государственных морально-правовых норм.Уважение прав и свобод других людей. 6. Выполнение своего гражданского долга перед Отечеством. 7. Готовность к самостоятельной трудовой деятельности. 8. Социальная активность. Познавательный потенциал: 1. Быть образованным и любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике; приумножать свои знания во благо, а не во зло. 2. Развивать информационный кругозор, стремится постоянному интеллектуальному развитию. 3. Быть эрудированным, активным и целеустремленным, умеющим преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающимся в политике и экономике. Творческий потенциал: Осмысленное и осознанное профессиональное самоопределение, готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе, способность к конструктивной, научной организации труда, критичность, оптимизм, мобильность. Коммуникативный потенциал: Умение выполнять роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации, устанавливать контакты и вести конструктивный диалог, владеть культурой речи; уважать иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи, быть толерантным. Здоровьесберегающий потенциал: Умение сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни, стремиться к физическому совершенству; умение действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих. Быть приверженцем здорового образа жизни, противостоять вредным влияниям (алкоголь, наркомания, токсикомания). Важнейшей частью основной образовательной программы среднего общего образования ОУ является учебный план ОУ, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. При этом формы, средства и методы обучения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом ОУ и соответствуют требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственного стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа среднего общего образования ОУ предусматривает: - освоение учащимися на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; - приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, профессиональной среде, овладение средствами коммуникации; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; - достижение показателей развития интеллектуальной сферы, достаточной для организации своей учебной деятельности; - овладение основами компьютерной грамотности; - овладение системой общеучебных умений и навыков, умение сориентироваться в выборе своей профилизации; - знание своих гражданских прав и обязанностей и умение их реализовывать и выполнять; - уважение своего и чужого достоинства, уважение труда своего и других людей. Осуществлено ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: • с Уставом ОУ и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в ОУ; • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования ОУ, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом ОУ. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования и система их оценивания Государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования: Результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем; 2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 4) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире; 5) сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе; 6) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: 7) осознанный выбор будущей профессии; 8) умение самостоятельно определять цели и составлять планы их выполнения; 9) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 10) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; |
![]() | Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего... | ![]() | Развитие общеучебных интеллектуальных умений учащихся на уроках обществознанияв 9 классе |
![]() | Данный опыт формирования навыков смыслового чтения как основы интеллектуальных умений может быть применим и при работе по различным... | ![]() | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих... |
![]() | ... | ![]() | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих... |
![]() | ... | ![]() | I. теоретические основы формирования у старшеклассников предметных умений в обучении истории 6 |
![]() | Учитель английского языка мкоу сош р п. Межевой Саткинского района Челябинской области Исламова Людмила Васильевна | ![]() | Цель: Сформировать систему начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для формирования интереса, самоопределения,... |